Решение б/н Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ни... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№052/01/10-1225/2019

 

13 августа 2019 года                                                                       г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства в составе:

 

- Кирьякова С.Е.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Королева И.А.

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

- Рысин С.Н.

-

член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий,-

 

в присутствии на заседании:

 

 

 

 

представителя ПАО    по доверенности от  (до перерыва);

представителя ПАО    п (после перерыва);

 

представителя ПАО    по доверенности от;

представителя ПАО    по доверенности от;

представителя    по доверенности от.

 

рассмотрев дело №052/01/10-1225/2019, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом    (г. Нижний Новгород)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление    (далее –   ) на действия публичного акционерного общества    (далее – ПАО   , сетевая организация), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителя, выводом из эксплуатации прибора учёта на объекте заявителя.

По итогам рассмотрения указанного заявления, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольным органом возбуждено дело №052/01/10-1225/2019 в отношении ПАО    по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от  30.05.2018 №261).

На заседании комиссии, состоявшемся 05.08.2019 в 13 часов 30 минут представитель   поддержал доводы указанные в жалобе от 17.04.2019.

Представитель ПАО    поддержал позицию общества, изложенную в письменных пояснениях от 21.06.2019.

Представитель ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» поддержал доводы общества, изложенные в письменных пояснениях от 13.06.2019.

В заседании комиссии объявлен перерыв до 09.08.2019 до 13 часов 30 минут. После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же составе.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив приобщенные к материалам дела документы в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения по делу, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела №052/01/10-1225/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением установлено, что между            и Публичным акционерным обществом «ТНС энерго Нижний Новгород» (далее - ПАО   , гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения №2305000 от 08.09.2005 (далее – Договор).

В соответствии с данным договором гарантирующий поставщик обязуется поставлять электрическую энергию и мощность на электроустановки    , а заявитель обязуется оплачивать потреблённую электроэнергию в полном объёме.

Вместе с тем установлено, что объект заявителя технологически присоединен к сетям ПАО   .

01.03.2019 сотрудниками ПАО    проведена проверка прибора учета электрической энергии Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932), расположенного на объекте заявителя, по результатам которой был составлен акт от 01.03.2019 №0014739. В указанном акте, в качестве снимаемого прибора учёта указан Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932), а в качестве устанавливаемого прибора учёта указан ПСЧ-4ТМ.05МД.01 (заводской номер <...> ).

Письмом от 26.03.2019 №МР7-ННЭ/П2/664 ПАО    сообщило, что персоналом ПО «Балахнинские ЭС» 01.03.2019 произведён допуск в эксплуатацию прибора учёта ПСЧ-4ТМ.05МД.01 №1308170929, определяющего потребление электроэнергии   .

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления и материалов принимает решение о возбуждении либо отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ПАО    могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения).

В соответствии с пунктами 136, 137 Основных положений, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется в том числе с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Пунктом 144 Основных положений определено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежность, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

На основании пункта 146 Основных положения, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.

Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.

Также пунктам 149 Основных положений определён порядок действий для собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющего намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленного в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)).

Вместе с тем пунктом 150 Основных положений установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых положений следует, что, за исключением случая предусмотренного пунктом 150 Основных положений,  обязанность по оснащению энергопринимающих устройств приборами учёта, допуску установленных приборов учета в эксплуатацию, замене, ремонту или поверке ранее установленных приборов учета возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено право сетевой организации по изменению места расположения и вводу в эксплуатацию в качестве расчётного иного прибора учёта, при наличии имеющегося расчётного прибора учёта электрической энергии

Кроме того, согласно статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как было указано ранее, между ПАО    и ООО Туристическое агентство «Триэл-Тур» заключен договор энергоснабжения от 08.09.2005 №2305000. Приложением №2 к данному договору определено место установки прибора учёта (РУ 0,4 кВ в ТП-743).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2005, ТП-745 находится вне границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО Туристическое агентство «Триэл-Тур» и ПАО   .

Изменения в договор энергоснабжения от 08.09.2005 №2305000 о переносе места установки прибора учёта электрической энергии и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО Туристическое агентство «Триэл-Тур» и ПАО    не вносились.

Кроме того, согласно акту допуска прибора учёта электроэнергии в эксплуатацию от 19.01.2018, прибор учёта Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932), установленный в ТП-743 РУ-0,4 кВ, допущен в эксплуатацию.

В рассматриваемом случае   , как собственник энергопринимающих устройств, оснащение новыми приборами учёта своих объектов не инициировало, т.к. на объектах заявителя имелся расчётный прибор учёта Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932).

В ходе рассмотрения дела представитель ПАО    сослался на письменную позицию (от 13.06.2019 №3612), в которой указано, что расчёт за поставленную электрическую энергию на энергопринимающие устройства   осуществляется гарантирующим поставщиком на основании передаваемых показаний прибора Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932).

Также на заседании комиссии 05.08.2019 представитель ПАО    пояснил, что в связи с тем, что ПАО    не является стороной по договору энергоснабжения от 08.09.2005 №2305000, принятие в качестве расчётного прибора учёта ПСЧ-4ТМ.05МД.01 (заводской номер <...> ) по инициативе сетевой организации и без согласия                   невозможно.

Таким образом, учитывая положения статьи 450 ГК РФ, какие-либо изменения в договор энергоснабжения от 08.09.2005 №2305000, заключенный между ПАО    и   не вносились, действия по внесению изменений в договор со стороны гарантирующего поставщика не предпринимались.

На основании вышеизложенного, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО    не сопряжены с угрозами наступления негативных последствий в отношении заявителя, т.к. в отсутствие волеизъявления   принятие в качестве расчётного прибора учёта ПСЧ-4ТМ.05МД.01 (заводской номер <...> ) и вывод из эксплуатации прибора учёта Меркурий М231 АМ-03 (заводской №32540932) невозможно.  

Указанные действия ПАО    не содержат нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае  отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела подлежит прекращению.

На основании изложенного выше комиссия, руководствуясь статьями 23, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 

решила:

 

Рассмотрение дела №052/01/10-1225/2019, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО    прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                                        С.Е. Кирьякова

 

 

 

Члены комиссии                                                                                          И.А. Королева

 

                                                                                                        

                                                                                                          С.Н. Рысин

Связанные организации

Связанные организации не указаны