Решение №ОШ/6919/20 Решение по делу от 15 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/4-839/2020

 

13 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...> – представителя ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (по доверенности от 25.12.2019),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного о рассмотрении жалобы надлежащим образом,

рассмотрев 13 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промэкспертиза» на действия публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009082669),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 27.04.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Промэкспертиза» (далее – заявитель, ООО «Промэкспертиза») на действия публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее – заказчик, ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород») при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009082669) (далее – запрос предложений).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Промэкспертиза», установлении порядка оценки заявок участников запроса предложений по неценовому критерию.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Промэкспретиза» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 07.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 28.04.2020 № ОШ/5915/20).

07.05.2020 заседание Комиссии было отложено до 13.05.2020.

В свою очередь, ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО «Промэкспертиза».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

13.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Промэкспертиза» на действия ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителя заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» 15.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009082669) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 1.1.3 Положения о закупках заказчика.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 11 Информационной карты запроса предложений (Раздел 2 Документации) для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

B1i - для критерия «Цена договора» - 30%;

B2i - для критерия «Квалификация участника» - 70%;

Совокупная значимость всех критериев составляет 100%.

Оценка Заявок по критерию «Цена договора» осуществляется в следующем порядке:

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по формуле:

B1i = (Nmin / Ni)*100

где:

B1i – оценка (балл) Заявки i-го участника по данному критерию;

Nmin минимальная цена договора среди всех заявок участников закупки, без НДС;

Ni цена договора i-го участника закупки, без НДС

Полученный результат умножается на значимость данного критерия (значение критерия в процентах, делённое на 100): 0,30 (30%/100).

Оценка Заявок по критерию «Квалификация участника» осуществляется по подкритериям со следующей значимостью:

B2.1i - «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» - 40%;

B2.2i – «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» – 40%;

B2.3i - «Объем работ, выполняемый собственными силами» – 20%.

Совокупная значимость всех подкритериев составляет 100%.

Рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок», определяется по формуле:

B2.1i = (Сi / Сmax /)*100,

где:

B2.1i – оценка (балл) Заявки i-го участника по данному подкритерию;

Сmax – максимальная среди заявок всех Участников общая стоимость заключенных и исполненных договоров за указанный период;

Сi – значение подкритерия по заявке i-го участника закупки.

Сведения о договорах, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), предоставляются по Форме 5 Раздела 5 Документации, с приложением копий исполненных договоров, указанных в реестре, и актов об оказании услуг.

При не предоставлении Участником договоров, части договора, актов об оказании услуг, подтверждающих опыт оказания услуг или предоставлении недостоверных (противоречащих друг другу) сведений в форме 1 или в форме 5 Раздела 5 Документации, по данному показателю присваивается «0 баллов».

При предоставлении Участником договоров не соответствующих предмету открытого запроса предложений, по данному показателю присваивается «0 баллов».

Если Участник представил сведения о договорах, заключенных и исполненных за период, не входящий в установленный настоящей Документацией, опыт Участника за пределами установленного периода не оценивается

Полученный результат умножается на значимость данного подкритерия (значение подкритерия в процентах, делённое на 100): 0,40 (40%/100).

Рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» определяется по формуле:

B2.2i = (Li / Lmax /)*100,

где:

B2.2i – оценка (балл) Заявки i-го участника по данному подкритерию;

Lmax – максимальное среди всех заявок Участников количество персонала Участника, привлекаемого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;

Li – значение подкритерия по заявке i-го участника закупки.

Вместе с тем наличие у участника избыточного опыта и количества сотрудников не является преимуществом для заказчика, но предоставляет необоснованные преимущества участнику запроса предложений с избыточным опытом и количеством сотрудников, поскольку при определении количества баллов указанный в документации способ (без ограничения верхнего предела) ставит участника с избыточными показателями по данным подкритериям в преимущественное положение по отношению к иным участникам запроса предложений, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и количество сотрудников для качественного и своевременного оказания услуг, но не могут конкурировать с участником с избыточным опытом и количеством сотрудников (в том числе и путем повышения предпочтительности своей заявки за счет иных критериев).

По мнению Комиссии антимонопольного органа, справедливым и соответствующим требованиям Закона о закупках является способ оценки опыта, при котором участники закупки, у которых имеется установленный документацией достаточный опыт и количество сотрудников для качественного оказания услуг, должны получать одинаковое количество баллов, поскольку наличие избыточного опыта и количества сотрудников никак не влияет на качество оказания услуг и не гарантирует их выполнения наилучшим образом. В этой связи все участники, достигшие определенного уровня опыта (кратного общей стоимости контракта) и имеющие необходимое количество персонала, достаточного для надлежащего оказания услуг, должны получать равное максимальное количество баллов.

В рассматриваемом случае включение в качестве критерия оценки опыта по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях) и количества сотрудников без указания предельного максимального количественного значения привело к ограничению конкуренции, поскольку лишило возможности участников запроса предложений, не имеющих избыточного опыта и количества сотрудников, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником закупки, имеющим такой избыточный опыт и количество, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Применение некорректной формулы оценки опыта участников и количества персонала (без установления максимального порогового значения) стало причиной того, что именно «Квалификация участника» стал основным и решающим критерием при определении победителя конкурентной процедуры. Принятие к оценке размера опыта, не превышающего начальную (максимальную) цену закупки, и количества сотрудников, не превышающего максимально необходимого заказчику для обеспечения качественного и своевременного оказания услуг, способствует конкуренции между участниками закупки за счет ценового критерия, в соответствии с принципами статьи 3 Закона о закупках, так как именно конкуренция по цене позволяет обеспечить экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и сократить издержки заказчика.

В этой связи применение порядка оценки ценовых и неценовых критериев, изложенного в документации, помимо ограничения конкуренции и предоставления необоснованных преимуществ участнику запроса предложений привело к нарушению требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Промэкспертиза» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу и необходимости выдачи ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промэкспертиза» на действия публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009082669) признать обоснованной.

2. Признать публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Нижний Новгород» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Выдать публичному акционерному обществу «Газпром газораспределение Нижний Новгород» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение допущенных нарушений, а именно об:

  • отмене Протокола по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и подведению итогов № 0719/Газпром газораспределение Нижний Новгород/Услуги/15.04.2020/1 от 30.04.2020;

  • внести изменения в документацию запроса предложений с учетом выводов Комиссии, изложенных в решении по делу, в части порядка оценки заявок;

  • продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

2020-8367(1)

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"
ИНН 5200000102, ОГРН 1025203724171
ООО "Промэкспертиза"
ИНН 6658217250, ОГРН 1056602839281