Решение б/н Решение по делу №962-ФАС52-ТР-14-07/09-10 в отношении ОАО «... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
21 февраля 2011 года                                                                      г.Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>рассмотрев дело №962-ФАС52-ТР-14-07/09-10, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») в отношении ОАО «Нижегородоблгаз» по заявлению ООО «Арзамасгоргаз», в присутствии:
представителя ОАО «Нижегородоблгаз» <>; представителя ООО «Арзамасгоргаз» по доверенности <>; представителя ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» по доверенности <>,
 УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 09.08.2010 (вх.№3454) поступило обращение ООО «Арзамасгоргаз»   по поводу действий ОАО «Нижегородоблгаз», являющихся, по мнению заявителя, недобросовестной конкуренцией.
В своем письме заявитель сообщил, что осуществляет деятельность по техническому обслуживанию, замене, ремонту, установке газового оборудования и монтажу газопроводов на территории Арзамасского района.  
Из заявления ООО «Арзамасгоргаз» следует, что в период с мая 2010 года по  август 2010 года Общество осуществило выдачу технических условий на подключение к газопроводу низкого давления следующим адресатам:
<>.
Однако в мае – августе 2010 года ОАО «Нижегородоблгаз» отказало  потребителям <> в подключении к газопроводам низкого давления и пуска газа в связи с отсутствием технической возможности.
По мнению ООО «Арзамасгоргаз», распространение ОАО «Нижегородоблгаз» указанных сведений является недобросовестной конкуренцией в части введения в заблуждение потребителей в отношении характера предоставляемых ООО «Арзамасгоргаз» услуг. По информации заявителя, отказ ОАО «Нижегородоблгаз» является препятствием осуществлению деятельности ООО «Арзамасгоргаз».
Также ООО «Арзамасгоргаз» сообщило, что ОАО «Нижегородоблгаз» распространяло несоответствующие действительности сведений о том, что ООО «Арзамасгоргаз» неправомерно осуществляет деятельность по пуску газа потребителям.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции», Нижегородское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Нижегородоблгаз».
07.09.2010 руководителем Нижегородского УФАС России издан Приказ <> о возбуждении дела №962-ФАС52-ТР-14-07/09-10 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Нижегородоблгаз».
Рассмотрение дела по существу завершено 21 февраля 2011 года. Комиссия Нижегородского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила следующее.
В силу пункта 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Пунктом 1 частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо следующее:
- лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта;
- хозяйствующие субъекты должны осуществлять деятельность на одном рынке и являться конкурентами;
- действия хозяйствующего субъекта противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные);
- данные действия были направлены на получение преимуществ перед конкурентами при осуществлении предпринимательской деятельности;
- совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что такие убытки либо ущерб (либо вероятность их возникновения) должны находиться в причинной связи с деянием деликвента.
В заявлении ООО «Арзамасгоргаз» сообщило, что в течение 2010 года осуществляло деятельность по оказанию услуг на рынке эксплуатации газораспределительных систем в границах Арзамасского района.
В связи с тем, что ОАО «Нижегородоблгаз» также оказывает услуги на данном рынке, то ООО «Арзамасгоргаз» утверждало, что  ОАО «Нижегородоблгаз» являются его конкурентом.
Однако в ходе рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что Общества в рассматриваемый период не были конкурентами, так как ООО «Арзамасгоргаз» в течение 2010 года не являлось эксплуатационной газораспределительной организацией, следовательно, не имело права на оказание  услуг на рынке эксплуатации газораспределительных систем.
Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд определений газораспределительной организации.
В соответствии с постановлением Правительства от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Согласно Правилам пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.05.2002 №317, газораспределительная организация - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Стандартом отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» определено, что эксплуатационная организация – специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, газового оборудования зданий (ГРО, организация-собственник, арендатор объекта газораспределительной системы).
В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 №9, эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация-собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией-собственником сети договор на ее эксплуатацию.
В силу Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей (а не транспортировкой) газа потребителям и их обслуживанием.
Собственником объектов газораспределительных сетей, газового оборудования зданий на территории Арзамасского района выступают хозяйствующие субъекты, в том числе, Администрация Арзамасского района и ОАО «Газпромрегионгаз».
ООО «Арзамасгоргаз» в рассматриваемый период не являлся собственником либо арендатором объектов газораспределительных сетей на территории Арзамасского района.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в проверяемый период не располагал такими документами, как Лицензией на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, договоров об аренде газопроводов низкого давления.
Указанные документы были получены  ООО «Арзамасгоргаз» лишь с февраля 2011 года:
- Лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов <>1;
- Договор аренды газопровода <>;
- Свидетельство о регистрации <>, согласно которому ООО «Арзамасгоргаз» эксплуатирует межпоселковую сеть газоснабжения.
В свою очередь,  ОАО «Нижегородоблгаз» в рассматриваемый период времени  являлось специализированной газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной сети, техническое обслуживание газопроводов потребителей на территории Арзамасского района, так как имело лицензию «Эксплуатация взрывопожарных производственных объектов», аварийно-диспетчерскую службу и договоры об эксплуатации газораспределительных сетей на территории Арзамасского района, в том числе с.Водоватово, р.п. Выездное.
ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» является газоснабжающей организацией (поставщиком природного газа) на территории Арзамасского района, которая осуществляет поставку природного газа непосредственно потребителям (с 01 января 2011 года Общество сменило название на ОАО «Газпром межрегионгаз НН»).
Между ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» (поставщик газа) и ОАО «Нижегородоблгаз» (газораспределительная организация) заключен договор на оказание услуг по транспортировке газа населению <>.
ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» является дочерним обществом ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» и осуществляет его  представительство по вопросам газоснабжения населения Нижегородской области.
Ведение лицевых счетов абонентов, начисление платы за потребляемый природный газ и контроль за своевременным поступлением оплаты от граждан осуществляет ООО «НижегородЭнергоГазРасчет».
Между ОАО «Нижегородоблгаз», ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» и ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» заключено Соглашение о взаимодействии при проведении процедур приостановления/возобновления подачи газа гражданам.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 газоснабжающая организация осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений. Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя.
В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003г. №9 и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе газоснабжения, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей газоснабжения (газораспределительная организация) выдает гражданину технические условия на присоединение к газораспределительной сети, которыми определяются условия, необходимые для проектирования газоснабжения. Технические условия должны включать сведения о точке подключения на газораспределительной сети с указанием месторасположения ее в плане, давлении газа в точке подключения, диаметре и материале труб, средствах электрохимической защиты (для стального газопоровода), а также данные о коррозионной агрессивности грунтов и наличии источников блуждающих токов (пункт 2.1.12 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления).
Строительство систем газораспределения и газопотребления должно выполняться по утвержденным проектам. Проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям (пункты 3.1.4, 2.1.1., 2.1.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления).
За качеством строительства заказчиком организуется технический надзор (пункт 3.1.4. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления).
Приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом, который подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов (пункт 10.6.4 СНиП 42-01-02 «Газораспределительные системы»).
В соответствии с пунком 3.3.47 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, эксплуатация систем газораспределения и газопотребления (технических устройств), не принятых комиссией в установленном порядке не допускается.
Соответственно, природный газ может быть подан только в газопровод, введенный в эксплуатацию в установленном законодательством порядке.
ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» для проверки технической возможности подачи газа потребителям обращается в ОАО «Нижегородоблгаз», как организацию, осуществляющую транспортировку газа в газопроводе низкого давления, с просьбой указать есть ли техническая возможность подачи газа по конкретным адресам.
В связи с этим, ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» в мае – августе 2010 года направило запросы в ОАО «Нижегородоблгаз» о наличии технической возможности на подключение к газопроводу низкого давления граждан <>.
Представитель ОАО «Нижегородоблгаз» пояснил, что при поступлении запроса проверяется, выдана ли исполнительно-техническая документация по запрашиваемому объекту, а также имеется ли техническая возможность подачи газа.
Из анализа представленных ОАО «Нижегородоблгаз» документов следует, что Общество осуществляет эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и оказывает технологическое присоединение к объектам потребителей <>.
ОАО «Нижегородоблгаз» не проводило анализ наличия мощности, позволяющей газоснабжающей организации обеспечить подачу газа, и не выдавало технических условий на подключение к газопроводу низкого давления потребителей <>.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемый период времени в течение 2010 года ООО «Арзамасгоргаз» и ОАО «Нижегородоблгаз» не являлись конкурентами на рынке эксплуатации газораспределительных систем на территории Арзамасского района.
Кроме того, из заявления ООО «Арзамасгоргаз» следует, что ОАО «Нижегородоблгаз» распространяло ложные, неточные и искаженные сведения о деятельности конкурента - ООО «Арзамасгоргаз». Однако в ходе рассмотрения дела данные доводы не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях ОАО «Нижегородоблгаз» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела №962-ФАС52-ТР-14-07/09-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО «Нижегородоблгаз», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта  2011 года.  
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
Председатель Комиссии 
 
Члены Комиссии                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны