Решение №АБ/15927/20 Решение от 5 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
ПАО «Русполимет»
АО ИК «АСЭ»
АО «Центр развития экономики»
|
РЕШЕНИЕ
№052/07/3.2-1961/2020
30 сентября 2020 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- <...> |
- |
заместителя председателя комиссии, заместителя руководителя управления, |
- <...> |
- |
члена комиссии, начальника отдела контроля торгов, |
- <...> |
- |
члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: |
||
- <...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность ), |
- <...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность), |
- <...> |
- |
представителя АО «Атомкомплект» (доверенность), |
- <...> |
- |
представителя ПАО «Русполимет» (доверенность), |
- <...> |
- |
представителя ПАО «Русполимет» (доверенность), |
рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Русполимет» (далее также - ПАО «Русполимет», заявитель) на действия акционерного общества Инжиниринговой компании «Атомстройэкспорт» (далее также - АО ИК «АСЭ», заказчик) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>).
При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях заказчика.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ПАО «Русполимет» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 23.09.2020 15:30 (уведомление о рассмотрении жалобы от 18.09.2020 № АБ/14858/20).
Уведомлением от 25.09.2020 НБ/15329/20 рассмотрение названного дела продлено, заседание назначено на 30.09.2020 16:00.
В свою очередь, АО ИК «АСЭ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения открытого конкурса в электронной форме, а также возражения на жалобу ПАО «Русполимет». В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя. 30.09.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «Русполимет» обладает правом на обжалование действий заказчика.
Заявитель жалобы считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Комиссия по делу №052/07/3.2-1961/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
1) 16.03.2020 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки https://www.b2b-center.ru размещено извещение открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>).
Начальная (максимальная) цена договора - 143 930 360,18 руб.
2) Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Установлено, что закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» (далее - Стандарт).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закреплены в статье 1.2 Положения.
В силу пункта 5.6 раздела 5 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в закупке в любое время после ее подачи, но до истечения срока окончания подачи заявок на участие в закупке, указанного в извещении о проведении закупки. Отзыв заявки либо изменение поданной заявки участником закупки после окончания установленного извещением о проведении закупки срока подачи заявок, не допускается, за исключением случаев, когда изменение заявки осуществляется в порядке, предусмотренном документацией по основаниям, предусмотренным Стандартом.
Пунктом 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы.
Подпунктом 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме установлено, что не допускаются запросы, направленные на изменение предмета проводимой закупки, объема и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки на участие в закупке, включая изменение условий заявки.
3) Согласно первому доводу жалобы ПАО «Русполимет», закупочная комиссия неправомерно направила в адрес ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запрос (согласно протоколу №1_2003161065064 от 27.07.2020), который, по мнению заявителя, изменяет суть заявки ООО «СОЮЗЭНЕРГО».
Согласно протоколу №1_2003161065064 от 27.07.2020 по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии закупочной комиссией было принято решение направить участнику закупки ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запрос о предоставлении отсутствующих документов, сведений, необходимых для определения соответствия заявки требованиям документации, и в связи с наличием разночтений, в том числе:
Согласно подпункту б) пункта 7.6.3 Части 2 Тома 1 конкурсной документации, в связи с разночтениями между декларативным подтверждением выполнения требований ИТТ KUR-MAA0026_B02 и сведениями, указанными в спецификациях и ТУ 2814-021-03231438-2019, просим устранить разночтения и представить откорректированные спецификации и ТУ 2814-021-03231438-2019, а именно:
- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU44AA101; 00SAU21AA102; 00SAU21AA101; 00SAU43AA101; 00SAU20AA101; 00SAU21AA103 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.18 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU42AA101 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.25 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU22AA101; 00SAU41AA101; 00SAU41AA102; 00SAU41AA103 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.63 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиций арматуры с кодом KKS 10KLA41AA004, 20KLA41AA004, 10KLA22AA009, 20KLA22AA009 просим указать тип электропривода исполнением «под оболочку» согласно требованиям закупочной документации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России направление закупочной комиссией в адрес ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запросов с формулировками «просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.25 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.63 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип электропривода исполнением «под оболочку» согласно требованиям закупочной документации» не соответствуют требованиям подпункта 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, поскольку изменяет существо заявки на участие в закупке, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, жалоба заявителя признается обоснованной в рассматриваемой части.
4) Согласно второму доводу жалобы ПАО «Русполимет», закупочная комиссия неправомерно допустила ООО «УЗГА» к участию в закупке, поскольку независимая гарантия, предоставленная названным обществом с ограниченной ответственностью в качестве обеспечения заявки, не соответствовала требования документации.
В силу подпункта 4.3.1 пункта 4.3 раздела 4 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме Независимая гарантия должна быть составлена с учетом требований статей 368—378 Гражданского кодекса РФ и следующих условий:
а) независимая гарантия должна быть безотзывной.
б) сумма независимой гарантии должна быть выражена в валюте, указанной в извещении о проведении закупки.
в) независимая гарантия должна действовать не менее срока действия заявки на участие в закупке.
г) независимая гарантия должна быть выдана гарантом, отвечающим требованиям, указанным в извещении о проведении закупки.
д) независимая гарантия должна быть подписана лицом, имеющим право, в соответствии с законодательством, действовать от имени гаранта без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности.
е) бенефициаром в независимой гарантии должно быть лицо, указанное в форме независимой гарантии, принципалом — участник закупки, гарантом — лицо, выдавшее независимую гарантию.
ж) в независимой гарантии должно быть предусмотрено безусловное право бенефициара на истребование суммы независимой гарантии.
з) независимая гарантия должна содержать все обязательства, указанные в форме независимой гарантии, приведенной в документации.
Образец формы обеспечения заявки на участие в закупке установлен формой 6 части 1 тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, который содержит, в том числе, следующее положение: «[данные обязательства включаются иностранными участниками] отказа Принципала подписать договор на условиях, предложенных в ходе проведения закупки и указанных на электронной торговой площадке Принципалом, без споров и возражений с нашей стороны, не требуя от Бенефициара доказательств или обоснований требования на определенную в настоящей Гарантии сумму»
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что названное выше положение указывается в независимой гарантии только иностранными участниками, которым ООО «УЗГА» не является.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Следовательно, жалоба заявителя признается необоснованной в рассматриваемой части.
5) Согласно доводу жалобы ПАО «Русполимет», указанному пункте 3.4, закупочная комиссия неправомерно направила в адрес ООО «ФОРСЕЛ» запрос (согласно протоколу №2_2003161065064 от 14.08.2020), который, по мнению заявителя, изменяет суть заявки ООО «ФОРСЕЛ».
Согласно протоколу №2_2003161065064 от 14.08.2020 в соответствии с пунктом 7.6 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и пунктом 7.6 Части 2 Тома 1 конкурсной документации закупочной комиссией принято решение направить запросы по уточнению заявки на участие в закупке, в том числе, ООО «ФОРСЕЛ» запрос в связи с наличием разночтений, а именно:
Согласно подпункту б) пункта 7.6.3 Части 2 Тома 1 закупочной документации, в связи с разночтениями между декларативным подтверждением выполнения требований ИТТ KUR-MAA0026_B02 и сведениями, указанными в спецификациях и ТУ 28.14.11-002-31967658-2020, просим устранить разночтения и представить откорректированные спецификации и ТУ 28.14.11-002-31967658-2020, в том числе:
- для позиций арматуры 94÷98, 100 с кодом KKS (00SAU44AA101, 00SAU21AA101÷00SAU21AA103, 00SAU43AA101, 00SAU20AA101) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиции арматуры 102 с кодом KKS (00SAU42AA101) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,25 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиций арматуры 104÷107 с кодом KKS (00SAN08AA102, 00SAN08AA103, 00SAN09AA102, 00SAN09AA103) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации;
- для позиций арматуры 93, 99, 101, 103 с кодом KKS (00SAU22AA101, 00SAU41AA101÷00SAU41AA103) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,63 kW согласно требованиям закупочной документации;
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России направление закупочной комиссией в адрес ООО «ФОРСЕЛ» запросов с формулировками «просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,25 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,63 kW согласно требованиям закупочной документации» не соответствуют требованиям подпункта 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, поскольку изменяет существо заявки на участие в закупке, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, жалоба заявителя признается обоснованной в рассматриваемой части.
Доводы жалобы, указанные в пунктах 3.1-3.3, Комиссией Нижегородского УФАС России признаются необоснованными ввиду недоказанности, что подтверждается материалами дела.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного закупочной комиссией нарушений, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России
решила:
1. признать жалобу ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>) обоснованно в части доводов, указанных в пунктах 1, 3.4;
2. в остальной части признать жалобу ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>) необоснованной
3. выдать закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель
председателя комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
Идентификатор