Решение №АБ/15927/20 Решение от 5 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


ПАО «Русполимет»



АО ИК «АСЭ»



АО «Центр развития экономики»





РЕШЕНИЕ

052/07/3.2-1961/2020


30 сентября 2020 года город Нижний Новгород


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

заместителя председателя комиссии, заместителя руководителя управления,

- <...>

-

члена комиссии, начальника отдела контроля торгов,

- <...>

-

члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи:

- <...>

-

представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность ),

- <...>

-

представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность),

- <...>

-

представителя АО «Атомкомплект» (доверенность),

- <...>

-

представителя ПАО «Русполимет» (доверенность),

- <...>

-

представителя ПАО «Русполимет» (доверенность),

рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Русполимет» (далее также - ПАО «Русполимет», заявитель) на действия акционерного общества Инжиниринговой компании «Атомстройэкспорт» (далее также - АО ИК «АСЭ», заказчик) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>),

установила:


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>).

При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях заказчика.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ПАО «Русполимет» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 23.09.2020 15:30 (уведомление о рассмотрении жалобы от 18.09.2020 № АБ/14858/20).

Уведомлением от 25.09.2020 НБ/15329/20 рассмотрение названного дела продлено, заседание назначено на 30.09.2020 16:00.

В свою очередь, АО ИК «АСЭ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения открытого конкурса в электронной форме, а также возражения на жалобу ПАО «Русполимет». В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя. 30.09.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «Русполимет» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель жалобы считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/07/3.2-1961/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1) 16.03.2020 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки https://www.b2b-center.ru размещено извещение открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>).

Начальная (максимальная) цена договора - 143 930 360,18 руб.

2) Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Установлено, что закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» (далее - Стандарт).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1. информационная открытость закупки;

2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закреплены в статье 1.2 Положения.

В силу пункта 5.6 раздела 5 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в закупке в любое время после ее подачи, но до истечения срока окончания подачи заявок на участие в закупке, указанного в извещении о проведении закупки. Отзыв заявки либо изменение поданной заявки участником закупки после окончания установленного извещением о проведении закупки срока подачи заявок, не допускается, за исключением случаев, когда изменение заявки осуществляется в порядке, предусмотренном документацией по основаниям, предусмотренным Стандартом.

Пунктом 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы.

Подпунктом 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме установлено, что не допускаются запросы, направленные на изменение предмета проводимой закупки, объема и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки на участие в закупке, включая изменение условий заявки.

3) Согласно первому доводу жалобы ПАО «Русполимет», закупочная комиссия неправомерно направила в адрес ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запрос (согласно протоколу №1_2003161065064 от 27.07.2020), который, по мнению заявителя, изменяет суть заявки ООО «СОЮЗЭНЕРГО».

Согласно протоколу №1_2003161065064 от 27.07.2020 по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии закупочной комиссией было принято решение направить участнику закупки ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запрос о предоставлении отсутствующих документов, сведений, необходимых для определения соответствия заявки требованиям документации, и в связи с наличием разночтений, в том числе:

Согласно подпункту б) пункта 7.6.3 Части 2 Тома 1 конкурсной документации, в связи с разночтениями между декларативным подтверждением выполнения требований ИТТ KUR-MAA0026_B02 и сведениями, указанными в спецификациях и ТУ 2814-021-03231438-2019, просим устранить разночтения и представить откорректированные спецификации и ТУ 2814-021-03231438-2019, а именно:

- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU44AA101; 00SAU21AA102; 00SAU21AA101; 00SAU43AA101; 00SAU20AA101; 00SAU21AA103 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.18 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU42AA101 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.25 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиций арматуры с кодом KKS 00SAU22AA101; 00SAU41AA101; 00SAU41AA102; 00SAU41AA103 Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.63 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиций арматуры с кодом KKS 10KLA41AA004, 20KLA41AA004, 10KLA22AA009, 20KLA22AA009 просим указать тип электропривода исполнением «под оболочку» согласно требованиям закупочной документации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России направление закупочной комиссией в адрес ООО «СОЮЗЭНЕРГО» запросов с формулировками «просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.25 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0.63 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип электропривода исполнением «под оболочку» согласно требованиям закупочной документации» не соответствуют требованиям подпункта 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, поскольку изменяет существо заявки на участие в закупке, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, жалоба заявителя признается обоснованной в рассматриваемой части.

4) Согласно второму доводу жалобы ПАО «Русполимет», закупочная комиссия неправомерно допустила ООО «УЗГА» к участию в закупке, поскольку независимая гарантия, предоставленная названным обществом с ограниченной ответственностью в качестве обеспечения заявки, не соответствовала требования документации.

В силу подпункта 4.3.1 пункта 4.3 раздела 4 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме Независимая гарантия должна быть составлена с учетом требований статей 368—378 Гражданского кодекса РФ и следующих условий:

а) независимая гарантия должна быть безотзывной.

б) сумма независимой гарантии должна быть выражена в валюте, указанной в извещении о проведении закупки.

в) независимая гарантия должна действовать не менее срока действия заявки на участие в закупке.

г) независимая гарантия должна быть выдана гарантом, отвечающим требованиям, указанным в извещении о проведении закупки.

д) независимая гарантия должна быть подписана лицом, имеющим право, в соответствии с законодательством, действовать от имени гаранта без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности.

е) бенефициаром в независимой гарантии должно быть лицо, указанное в форме независимой гарантии, принципалом — участник закупки, гарантом — лицо, выдавшее независимую гарантию.

ж) в независимой гарантии должно быть предусмотрено безусловное право бенефициара на истребование суммы независимой гарантии.

з) независимая гарантия должна содержать все обязательства, указанные в форме независимой гарантии, приведенной в документации.

Образец формы обеспечения заявки на участие в закупке установлен формой 6 части 1 тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, который содержит, в том числе, следующее положение: «[данные обязательства включаются иностранными участниками] отказа Принципала подписать договор на условиях, предложенных в ходе проведения закупки и указанных на электронной торговой площадке Принципалом, без споров и возражений с нашей стороны, не требуя от Бенефициара доказательств или обоснований требования на определенную в настоящей Гарантии сумму»

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что названное выше положение указывается в независимой гарантии только иностранными участниками, которым ООО «УЗГА» не является.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Следовательно, жалоба заявителя признается необоснованной в рассматриваемой части.

5) Согласно доводу жалобы ПАО «Русполимет», указанному пункте 3.4, закупочная комиссия неправомерно направила в адрес ООО «ФОРСЕЛ» запрос (согласно протоколу №2_2003161065064 от 14.08.2020), который, по мнению заявителя, изменяет суть заявки ООО «ФОРСЕЛ».

Согласно протоколу №2_2003161065064 от 14.08.2020 в соответствии с пунктом 7.6 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и пунктом 7.6 Части 2 Тома 1 конкурсной документации закупочной комиссией принято решение направить запросы по уточнению заявки на участие в закупке, в том числе, ООО «ФОРСЕЛ» запрос в связи с наличием разночтений, а именно:

Согласно подпункту б) пункта 7.6.3 Части 2 Тома 1 закупочной документации, в связи с разночтениями между декларативным подтверждением выполнения требований ИТТ KUR-MAA0026_B02 и сведениями, указанными в спецификациях и ТУ 28.14.11-002-31967658-2020, просим устранить разночтения и представить откорректированные спецификации и ТУ 28.14.11-002-31967658-2020, в том числе:

- для позиций арматуры 94÷98, 100 с кодом KKS (00SAU44AA101, 00SAU21AA101÷00SAU21AA103, 00SAU43AA101, 00SAU20AA101) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиции арматуры 102 с кодом KKS (00SAU42AA101) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,25 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиций арматуры 104÷107 с кодом KKS (00SAN08AA102, 00SAN08AA103, 00SAN09AA102, 00SAN09AA103) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации;

- для позиций арматуры 93, 99, 101, 103 с кодом KKS (00SAU22AA101, 00SAU41AA101÷00SAU41AA103) Приложения 1.1 просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,63 kW согласно требованиям закупочной документации;

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России направление закупочной комиссией в адрес ООО «ФОРСЕЛ» запросов с формулировками «просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,25 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,18 kW согласно требованиям закупочной документации; просим указать тип привода с мощностью Nnom=0,63 kW согласно требованиям закупочной документации» не соответствуют требованиям подпункта 7.6.5 пункта 7.6 раздела 7 части 2 Тома 1 документации открытого конкурса в электронной форме, поскольку изменяет существо заявки на участие в закупке, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, жалоба заявителя признается обоснованной в рассматриваемой части.

Доводы жалобы, указанные в пунктах 3.1-3.3, Комиссией Нижегородского УФАС России признаются необоснованными ввиду недоказанности, что подтверждается материалами дела.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного закупочной комиссией нарушений, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России

решила:


1. признать жалобу ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>) обоснованно в части доводов, указанных в пунктах 1, 3.4;

2. в остальной части признать жалобу ПАО «Русполимет» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов герметических 4 класса безопасности для сооружения энергоблоков № 1,2 Курской АСЭ-2 (номер извещения: <...>) необоснованной

3. выдать закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.



Заместитель

председателя комиссии <...>


Члены комиссии <...>


<...>




Идентификатор




Связанные организации

АО "ИК АСЭ"
ИНН 5260214123, ОГРН 1075260029240
ПАО "РУСПОЛИМЕТ"
ИНН 5251008501, ОГРН 1055214499966
Центр электронных торгов B2B-Сenter
ИНН 5034031535, ОГРН 1075034003967