Решение б/н Решение №60-ФАС52-02/17 (ж) от 18 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.01.2017 МВ-02/316

 

 

РЕШЕНИЕ

№60-ФАС52-02/17 (ж)

 

18 января 2017 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…>председателя комиссии, <…>,

<…> члена комиссии, <…>,

<…> члена комиссии, <…>, —

 

при участии представителя ООО «Экспертцентр»: <…> (по доверенности <…>); от АО «ФНПЦ «НИИРТ»: <…> (по доверенности <…>), <…> (по доверенности от 03.08.2016 №48-ЮР-121/2016), <…> (по доверенности <…>), –

 

рассмотрела 18 января 2017 года в заседании комиссии жалобу открытого акционерного общества «Экспертцентр» на действия АО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» (далее – конкурс) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604543396),—

 

и установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба открытого акционерного общества «Экспертцентр» (далее – ОАО «Экспертцентр», заявитель, общество) на действия АО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» (далее – заказчик, АО «ФНПЦ «НИИРТ») при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» (далее – конкурс) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604543396).

ОАО «Экспертцентр» в своей жалобе указывает на следующие нарушения конкурсной процедуры.

Согласно извещению о закупке, размещенному в единой информационной системе 21.12.2016, дата и время окончания подачи заявок 11.01.2016 в 10 часов 00 минут. По мнению заявителя, дата размещения извещения, а также сроки, приходящиеся на праздничные дни в течение половины срока размещения заказа, ограничивают конкуренцию с учетом значительного объема подготовительной работы для участия в аукционе.

Как полагает заявитель, в конкурсной документации отсутствуют информация о помещении заказчика и имеющихся элементах конструкции, на котором необходимо произвести монтаж экранированных панелей, а также требования к безэховой камере как конечному продукту. Не указана методика сбора и количественная оценка предложений, на основании которых формировалась цена, а также не указаны характеристики комплекса АИВК.

ОАО «Экспертцентр» обращает внимание, что согласно документации заказчика, в случае если победитель конкурса или участник конкурса, с которым заключается договор, указал в заявке цену договора, сниженную более чем на 30 (Тридцать) %, по сравнению с НМЦ, такой участник предоставляет обеспечение исполнения договора в размере 30 % от НМЦ. По мнению заявителя, данное требование ограничивает конкуренцию в случае неправильного определения заказчиком начальной цены договора.

В соответствии с пунктами 17 и 23 документации к заявке необходимо представить справку об отсутствии судимости у участника закупки – физического лица, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического отдела, а также справку об исполнении обязанностей по уплате налогов, однако, как указывает заявитель, указанные справки оформляются длительное время, что не позволяет представить их в установленный конкурсной документацией срок.

Кроме того, как указывает ОАО «Экспертцентр», по условиям конкурса аванс не предусмотрен, что, по мнению заявителя, неприемлемо при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного заявитель просит приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, обязать конкурсную комиссию внести соответствующие изменения в документацию, регламентирующие требования к описанию продукции, увеличить срок подачи заявок; исключить из документации требования по представлению справок об исполнении обязанностей по уплате налогов и отсутствии судимости у участника закупки, а также требования, что закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства; провести внеплановую проверку и выдать конкурсной комиссии обязательные для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.

10.01.17 жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 18.01.17.

На процедуру рассмотрения жалобы прибыли представители заявителя, АО «ФНПЦ «НИИРТ», которым председатель комиссии разъяснил, что лица, участвующие в рассмотрении жалобы, имеют право знакомиться с имеющимися материалами, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения жалобы вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

18.01.17 в Нижегородское УФАС России поступили возражения на анализируемую жалобу от АО «ФНПЦ «НИИРТ» (исх. №48юр-8/2017) и от ООО «Питер Софт» (исх. №27/117).

Представитель общества на заседании комиссии поддержал доводы, изложенные в своей жалобе.

Представители заказчика не согласились с доводами заявителя, указав, что доводы являются безосновательными. Кроме того, просили обратить внимание комиссии на тот факт, что ОАО «Экспертцентр» не принимало участие в конкурсе и не могло принять участие, так как не является субъектом среднего или малого предпринимательства согласно условиям проведенного конкурса.

Изучив жалобу ОАО «Экспертцентр», конкурсную документацию, заявки участников, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав представленные доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

Статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

Таким образом, антимонопольный орган наделен правом рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоб, в том числе на действия организатора торгов и выдачи соответствующих решений и предписаний. Рассмотрение таких жалоб осуществляется антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему Законом о защите конкуренции.

Установлено, что АО «ФНПЦ «НИИРТ» 21 декабря 2016 года опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604543396).

В извещении о проведении конкурса отражены сведения о начальной (максимальной) цене договора – 390 000 000,00 рублей без НДС, сроки поставки товара, выполнения работ – не более 365 дней с момента заключения договора, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе 1 % от начальной (максимальной) цены договора, НДС не облагается и другие параметры.

По условиям конкурса дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: «11» января 2017 года 10 часов 00 минут; дата и время вскрытия заявок - «11» января 2017 года 10 часов 00 минут; дата и время рассмотрения заявок участников - «19» января 2017 года 14 часов 00 минут оценка и сопоставления заявок на участие в конкурсе и подведение итогов – 25 января 2017 года 14 часов 00 минут.

Согласно протоколу №8060/11-121 от 19.01.2017 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» заявки поступили от ООО «Питер Софт», ЗАО «Лаборатория ППШ», ООО «В-колор», ООО «НПП «ТРИМ СШП Измерительные системы», ООО «ВЭМЗ», которые допущены к дальнейшему участию.

Оценивая приведённые заявителем доводы, комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В частьи 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплены принципы, которыми руководствуется заказчик при проведении закупки:

- информационная открытость закупки;

-равноправия, справедливость, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

-отсутствие ограничения доступа к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Как указывалось выше, извещение о проведении открытого конкурса опубликовано АО «ФНПЦ «ННИИРТ» в единой информационной системе 21 декабря 2016 года. При этом дата и время окончания подачи заявок является 11 января 2016 года 10 часов 00 минут, что составляет 20 дней для подачи заявок на участие в конкурсе, в связи с чем довод заявителя об ограничении конкуренции в части установления сроков подачи заявок в праздничные дни комиссией антимонопольного органа отклоняется.

Кроме того, как следует из извещения спорного конкурса, участники подают свои заявки в электронном виде на ЭТП в соответствии с Положением о закупке, Извещением о размещении заказа, Документацией о размещении заказа, Регламентами, руководствами и иными документами, регулирующими работу на ЭТП. Следовательно, участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в конкурсе, в том числе и в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, и доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время, в том числе в выходные (праздничные) дни.

Согласно пунктам 17 и 21 извещения о проведении открытого конкурса №8060/11-121 в составе заявки на участие в конкурсе участник закупки должен представить, в том числе:

- справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за прошедший календарный год на основании данных налогового органа либо иной документ, подтверждающий сумму задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов или отсутствие задолженности за указанный период, подписанный и скрепленный печатью налогового органа;

- документ, подтверждающий, отсутствие судимости у участника закупки - физического лица, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также к указанным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющимися объектом осуществляемой закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.

Помимо указанных требований, извещение о проведении открытого конкурса устанавливает требование по обеспечению исполнения договора. В частности, в случае если победитель конкурса или участник конкурса, с которым заключается договор, указал в заявке цену договора, сниженную более чем на 30 (Тридцать) %, по сравнению с НМЦ, такой участник предоставляет обеспечение исполнения договора в размере 30 % от НМЦ. Обеспечение рассчитывается от НМЦ и предоставляется до подписания договора.

Между тем применение заказчиком антидемпинговых мер не нарушает требования Закона о закупках, а напротив, способствует достижению установленных в нем целей, а именно: удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности; наиболее эффективное использование денежных средств при закупке товара высокого качества. Подобные меры являются специальным мероприятием, проводимым для проверки добросовестности действий и предложений предполагаемого контрагента, а также его фактическую возможность исполнения договора в полном объеме. То есть такие меры носят вспомогательный и гарантийный характер.

Довод заявителя о том, что запрашиваемые справки об отсутствии судимости участника закупки и исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов оформляются длительное время, что не позволяет подать заявку на участие в установленный срок также отклоняется комиссией антимонопольного органа, поскольку потенциальный участник торгов имеет возможность заранее подготовить документы, свидетельствующие о его добросовестности, деловой репутации и профессиональной компетентности для оперативной подачи заявок на участие в закупках.

Кроме того, Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положение о закупках АО «ФНПЦ «ННИИРТ» не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования.

Заявителем также приведены доводы об отсутствии в документации на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» информации о помещении заказчика и имеющихся элементах конструкции, где необходимо произвести монтаж экранированных панелей, требований к безэховой камере, а также характеристик комплекса АИВК.

Как пояснили представители АО «ФНПЦ «ННИИРТ» на заседании комиссии, за создание комплекса АИВК ответственность несет заказчик. При этом стыковку и технологическую совместимость стенда АИВК и безэховой камеры обеспечивает также АО «ФНПЦ «ННИИРТ». Поставка безэховой камеры является частью комплекса измерений, а монтаж и крепление камеры (БЭК) может производиться разными способами (сварка, крепеж), в связи с чем заказчик не указывал ограничения для участников в отношении конструктивных элементов безэховой камеры (БЭК). Кроме того, несмотря на то, что часть характеристик стенда относится к сведениям ограниченного доступа, в техническом задании определены параметры и характеристики безэховой камеры, требуемые заказчику. При этом при сдаче комплекса должны участвовать заказчик, поставщик стенда АИВК и изготовитель безэховой камеры БЭК.

Таким образом, указанный довод заявителя также отклонен комиссией, так как из анализа технического задания следует, что Техническое задание заказчика устанавливает требования к выполнению работ, в том числе специальные требования, характеристики, которым должна соответствовать безэховая камера.

Не нашел своего подтверждения в материалах делах довод заявителя об отсутствии методики сбора и количественной оценки предложений, на основании которых формировалась начальная (максимальная) цена контракта.

Кроме того, как следует из извещения о проведении открытого конкурса, участниками размещения заказа могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Однако согласно сведениям из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «Экспертцентр» не является данным субъектом, в связи с чем не мог быть участником спорного конкурса.

  • учётом изложенного комиссия антимонопольного органа приходит к итоговому выводу о необоснованности жалобы ОАО «Экспертцентр» на действия АО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604543396).

Как установлено в части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

жалобу открытого акционерного общества «Экспертцентр» на действия АО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку безэховой экранированной камеры и выполнение работ по монтажу для АО «ФНПЦ «ННИИРТ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604543396) признать необоснованной.

 

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны