Решение б/н Решение по делу №601-ФАС52-02/18 (ж) от 30 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №601-ФАС52-02/18 (ж)
30 марта 2018 года г. Нижний Новгород
Комиссия №1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
- <…> |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
- <…>
- <…> |
-
-
|
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,
|
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью <…> (далее – заявитель): <…> (доверенность № 11/18), <…> (доверенность № 12/18), представителя общества с ограниченной ответственностью <…> (далее – заказчик): <…> (доверенность от 05.05.2017), директора общества с ограниченной ответственностью <…> : <…>, рассмотрев в открытом заседании комиссии жалобу общества с ограниченной ответственностью <…> на действия общества с ограниченной ответственностью <…> при проведении закупки путем организации открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение комплексных обследований зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31806209193),
установила:
<…> обратилось в Нижегородское УФАС России с жалобой на действия общества с ограниченной ответственностью <…> при проведении закупки путем организации открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение комплексных обследований зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31806209193).
В настоящей жалобе заявителем указано, что заказчиком неправомерно отклонена заявка <…> по причине отсутствия в сметном расчете мероприятий по разработке технического отчета специализированной организации с результатами проведенного обследования. Как полагает данный участник, стоимость поименованных выше работ заложена в базовые цены использованного при расчетах справочника СБЦП 81-2001-25, включенного в Федеральный реестр сметных нормативов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло жалобу <…> к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и назначило ее рассмотрение на 30 марта 2018 года.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, отметив, что требование о составлении технического отчета специализированной организации с результатами проведенного обследования является в данном случае обязательным в соответствии с ГОСТ 31937-2011 и Положением по оценке технического состояния зданий и сооружений объектов электросетевого хозяйства <…>. Поскольку сметный расчет заявителя не содержал строки с указанием стоимости работ по его изготовлению, заказчик посчитал, что такая заявка не в полной мере соответствует требованиям закупочной документации, а, следовательно, подлежала отклонению.
Дополнительно заказчик пояснил, что заявителем в подтверждение наличия опыта выполнения аналогичных работ не приложены копии соответствующих договоров.
Изучив жалобу <..>, заслушав явившихся представителей, исследовав представленные доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Установлено, что 05.03.2018 заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение комплексных обследований зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31806209193), а также закупочная документация.
Как указано в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что заказчиком в закупочной документации должен быть указан исчерпывающий перечень требований как к участнику закупки, так и к составу его заявки, которым участник должен соответствовать, чтобы иметь возможность претендовать на заключение договора. Отклонение поданных заявок, не соответствующих условиям, отличным от условий, указанных в закупочной документации, не допускается и может быть расценено как действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае из протокола вскрытия конвертов с заявками от 16.03.2018 следует, что заявка <…> отклонена заказчиком по причине отсутствия в сметном расчете мероприятий по разработке технического отчета специализированной организации с результатами проведенного обследования и разработанными мероприятиями по восстановлению, усилению или ремонту строительных конструкций зданий и сооружений.
Между тем положениями закупочной документации и приложений к ней подобного требования к содержанию сметного расчета не предусмотрено.
В частности, подпункт g) пункта 4.4.1.1 закупочной документации лишь устанавливает требование о предоставлении в составе заявки сметного расчета стоимости предложения без указания на необходимость его подробной детализации (включения отдельной строки с мероприятиями по разработке технического отчета).
Ссылки заказчика на ГОСТ и внутреннее положение не могут быть в данной ситуации приняты во внимание, поскольку данные акты не устанавливают каких-либо специальных требований к содержанию сметных расчетов, а заказчик в любом случае в соответствии с положениями Закона о закупках (часть 6 статьи 3, часть 10 статьи 4) не освобождается от обязанности указывать в закупочной документации полный и исчерпывающий перечень предъявляемых требований как к участнику закупки, так и к составу, и содержанию заявки на участие в закупке (даже при условии того, что такие требования содержатся в положениях каких-либо правовых актов, в том числе технических (ГОСТы, правила, стандарты и т.д.)).
Таким образом, отклонение заказчиком заявки <…> от дальнейшего участия в закупке по основанию, которое не предусмотрено документацией (тем более при условии того, что базовые цены, примененные заявителем в сметном расчете, согласно таблице 7 Государственного сметного норматива СБЦП 81-2001-25 включают в себя мероприятия по разработке технического отчета). свидетельствует о нарушении заказчиком части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также о необоснованном ограничении числа участников закупки, что подпадает под запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Доводы заказчика об отсутствии в составе заявки <…> доказательств наличия опыта выполнения аналогичных работ во внимание не принимаются, поскольку данное обстоятельство не было положено в основу решения об отклонении заявки данного участника.
При таких обстоятельствах у комиссии антимонопольного органа имеются основания для признания настоящей жалобы обоснованной.
Кроме того, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи <…> обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: об отмене протоколов от 16.03.2018 вскрытия конвертов с конкурентными предложениями, определения победителя открытого запроса предложений и проведении повторной процедуры рассмотрения и оценки поданных заявок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
решила:
жалобу общества с ограниченной ответственностью <…> на действия общества с ограниченной ответственностью <…> при проведении закупки путем организации открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение комплексных обследований зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 3180620919) признать обоснованной.
Выдать <…> обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: об отмене в срок до 13.04.2018 протоколов от 16.03.2018 вскрытия конвертов с конкурентными предложениями, определения победителя открытого запроса предложений и проведении в срок до 18.04.2018 повторной процедуры рассмотрения и оценки поданных заявок с учетом выводов, изложенных в решении.
Настоящие решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания.
Председатель комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>