Решение №ОШ/18139/20 О признании жалобы обоснованной от 9 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О признании жалобы обоснованной
ООО «Смарт НН» _________________________
АО ИК «АСЭ» _________________________
АО «ЕЭТП» _________________________
|
РЕШЕНИЕ
№52/07/3-5/2020
03 ноября 2020 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- <...> |
- |
председателя комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
при участии,
<...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» по доверенности |
<...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» по доверенности |
<...> |
- |
представителя ООО «Смарт НН» по доверенности |
рассмотрев посредством видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Смарт НН» (далее также — ООО «Смарт НН», заявитель) на действия акционерного общества Инжиринговая компания «АСЭ» (далее также — АО ИК «АСЭ», заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ — 32009424822) (далее — конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Смарт НН» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ — 32009424822).
В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях АО ИК «АСЭ» при организации и проведении конкурса.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Смарт НН» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 26.10.2020 на 13:30 (уведомление о принятии жалобы к рассмотрению от 21.10.2020 №ОШ/16951/20).
В ходе рассмотрения дела комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о необходимости истребования дополнительных документов, необходимых для объективного рассмотрения жалобы.
В связи с этим рассмотрение дела было отложено на более поздний срок (уведомление об отложении рассмотрения дела исх.№ЛШ/17482/20 от 29.10.2020).
Дело по существу рассмотрено 03.11.2020 в 11.00 посредством видеоконференц связи. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Смарт НН» обладает правом на обжалование действий заказчика.
В жалобе ООО «Смарт НН» просит признать незаконными действия АО ИК «АСЭ» в части направления вторых дополнительных запросов участникам торгов, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Организатор торгов возражает против доводов жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу №52/07/3-5/2020, изучив представленные материалы, заслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
21.08.2020 15:42 организатором торгов на сайте единой информационной системы и на сайте оператора электронной площадки http://roseltorg.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) (номер извещения 32009424822).
Заказчиком закупки выступило АО ИК «АСЭ».
Начальная (максимальная) цена контракта — 33 223 814,06 рублей.
Закупка осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Из протокола № 655Пр/ОК-020-05 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие и подведению итогов по закупке на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК "АСЭ" (655Пр/ОК-020) следует, что на участие в торгах подано 10 заявок.
09.09.2020 состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок участников, что подтверждается соответствующим протоколом № 655Пр/ОК-020-01.
23.09.2020 состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок участников.
Из пункта 3 протокола № 655Пр/ОК-020-02 следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) закупочной комиссией принято решение направить запросы по уточнению вторых частей заявок на участие в закупке участникам с идентификационными номерами: 160878, 161200, 161289, 161328, 161443.
Из протокола №655Пр/ОК-020-03 заседания закупочной комиссии следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) закупочная комиссия приняла решение повторно направить запросы по уточнению вторых частей заявок на участие в закупке участникам с идентификационными номерами: 161200; 161443.
Заказчик утверждает, что в заявках участников (ООО «Белый парус», ООО «Профитклин», ООО «Альфа-Сервис», ИП Теленков ., ИП Крастов ) не полностью представлена информация, в связи с чем на основании пункта 7.6.3 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ, им были направлены запросы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положение о закупке.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
АО ИК «АСЭ» проводит закупку в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07 февраля 2012 № 37 (далее ЕОСЗ).
Представитель заказчика пояснил, что закупка осуществляется в соответствии с подпуктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектом малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года №1352
Пункта 7.6 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор имеет право направить уточняющие запросы.
В соответствии с подпуктами в) и г) с пунктом 7.6.1 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ организатор имеет право направить уточняющие запросы при отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе заявки на участие в закупке следующих документов, подтверждающие обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами, и разрешающих документов (лицензии, допуски, членство в саморегулируемых организациях и т. д.).
Согласно подпункту а) пункта 7.6.3 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ организатор торгов направляет вышеуказанные запросы в случаях, влияющих на допуск участника к закупке или оценку его заявки на участие в закупке, в случае если в представленных документах в составе заявки на участие в закупке отсутствуют сведения, необходимые для определения соответствия:
- участника закупки требованиям документации по обладанию гражданской и специальной правоспособностью,
привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) требованиям документации по обладанию гражданской и специальной правоспособностью, если соответствующие требования устанавливались,
заявки на участие в закупке требованиям документации в отношении характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг и договорных условий, расчета цены договора.
Пунктом 7.7 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ установлено, что при уточнении заявок на участие в закупке организатором не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки. Предусмотренные подпунктом 7.6.1 настоящего раздела документы могут быть запрошены только единожды (в отношении каждого из документов).
23.09.2020 в 16:02 закупочной комиссией АО ИК «АСЭ» направлен запрос в адрес ООО «БЕЛЫЙ ПАРУС» о предоставлении документов, подтверждающих обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами, а именно: «Предоставить в соответствии с требованиями п. 1.9 пр. 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации копии бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 документации, в том числе за 2019 финансовый год с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещения о вводе, также заверенная аудиторами (при наличии требований по заверению отчетности организации внешними аудиторами и наступлении определённых законодательством сроков получения подобного заверения), и за 6 месяцев текущего финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия».
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 05.10.2020 в 14:27 закупочной комиссией АО ИК «АСЭ» в адрес ООО «БЕЛЫЙ ПАРУС» направлен повторный запрос о предоставлении аналогичной информации.
23.09.2020 16:03 закупочной комиссией АО ИК «АСЭ» направлен запрос в адрес ООО «Профитклин» о предоставлении документов, подтверждающих обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами, а именно: «предоставить в соответствии с требованиями п. 1.9 пр. 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации копии бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 документации, в том числе за 6 месяцев текущего финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия».
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 05.10.2020 14:28 закупочной комиссией АО ИК «АСЭ» в адрес ООО «Профитклин» направлен повторный запрос о предоставлении аналогичной информации.
Таким образом, заказчик вопреки требованию пункта 7.7 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ повторно истребовал документы, установленные подпунктом 7.6.1 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ, а не отклонил заявки участников.
По мнению комиссии Нижегородского УФАС России, вышеуказанные действия заказчика создают преимущественные условия ООО «БЕЛЫЙ ПАРУС» и ООО «Профитклин», что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО «Смарт НН».
Направленность действий АО ИК «АСЭ» на создание преимущественных условий для участников подтверждается устным пояснения представителей заказчика, которые в рамках рассмотрения дела указали, что раннее АО ИК «АСЭ» уже имело договорные отношения с ООО «БЕЛЫЙ ПАРУС». Предметом договора также выступали клининговые услуги.
При решении вопроса об устранении ограничения конкуренции Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Смарт НН» на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АСЭ» (655Пр/ОК-020) (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru/ — 32009424822), обоснованной.
Выдать АО ИК «АСЭ» предписание об отмене всех протоколов (номер торгов 32009424822) и повторно рассмотреть заявки участников с учетом доводов, изложенных в решении.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
2020-22383(1)