Решение №ОШ/8410/20 Решение по делу от 4 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3.2-1071/2020

 

01 июня 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...>  – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...>  - представителя ООО «ЮМАК» (по доверенности от 29.01.2020),

  • <...> – представителя АО «ГосНИИмаш» (по доверенности от 29.05.2020),

  • <...> - представителя АО «ГосНИИмаш» (по доверенности от 29.05.2020),

  • <...> - представителя АО «ГосНИИмаш» (по доверенности от 29.05.2020),

рассмотрев 01 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮМАК» на действия акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009072720),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 28.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЮМАК» (далее – заявитель, ООО «ЮМАК») на действия акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева» (далее – заказчик, АО «ГосНИИмаш») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009072720) (далее – аукцион).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «ГосНИИмаш», выразившихся необоснованном, по мнению ООО «ЮМАК», отклонении заявки общества от участия в аукционе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ЮМАК» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 01.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 29.05.2020 № ОШ/7952/20).

В свою очередь, АО «ГосНИИмаш» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО «ЮМАК».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

01.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «ЮМАК» на действия АО «ГосНИИмаш».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ЮМАК» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «ГосНИИмаш» 10.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009072720) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.05.2020 № к-223/2020-47 в целях участия в аукционе поступили заявки от семи участников, в том числе от ООО «ЮМАК». Заявке общества присвоен номер <...> .

Как следует из протокола ООО «ЮМАК» не допущено к участию в аукционе по причине того, что общество указало в заявке модель предлагаемого оборудования HL1120x2000. Данной модели станка соответствуют технические характеристики, не соответствующие характеристикам, предоставленным участником в техническом предложении.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «ГосНИИмаш» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «ГосНИИмаш» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»).

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Технические требования к товару изложены заказчиком в Техническом задании (Раздел 9 Аукционной документации).

Согласно пункту 4.6.1   документации описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями пункта 6 информационного паспорта.

В соответствии с пунктом 4.6.2 документации при описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.

В состав первой части заявки включается Техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.

В пункте 4.13.2  документации установлено, что в рамках рассмотрения первых частей заявок закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании установленных в п. 21 информационного паспорта измеряемых критериев отбора.

Согласно пункту 4.13.8  Аукционной документации закупочная документация отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

1) непредставление в составе первой части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №2 к информационному паспорту; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу первой части заявки;

2) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 5, 7, 10, 15,  информационного паспорта;

3) несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 6 информационного паспорта и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки;

4) наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений.

Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается.

Как следует из содержания возражений и пояснений заказчика, мотивом отклонения заявки заявителя послужила информация, размещенная на сайте производителя в сети Интернет.

Комиссия Нижегородского УФАС России не соглашается с тем, что информация, публикуемая на сайте любого производителя является исчерпывающей, достаточной, позволяющей делать бесспорный вывод о недостоверности сведений в заявке заявителя в случае наличия какого-либо расхождения. Информация, размещаемая производителем на своем сайте, в первую очередь носит информационный характер и не всегда может быть актуальна и отражать действительные характеристики товара, поскольку последний может претерпеть модификацию, изменяющую его свойства и функциональные качества, о чем своевременно может быть и не отражено на сайте.

В свою очередь, информация, публикуемая на сайте производителя может быть воспринята в качестве доказательства предоставления участником закупки недостоверных сведений в заявке лишь в том случае, если сам производитель подтвердит актуальность и исчерпывающий характер сведений, публикуемых им на официальном сайте в официальном ответе.

Таким образом, сведения, послужившие основанием отклонения заявки заявителя, не могут с достоверностью свидетельствовать о представлении участником закупки недостоверных сведений, в случае наличия какого-либо расхождения, вызывающего сомнения.

Комиссия отмечает, что Заказчик должен ориентироваться на добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, недостоверный характер сведений, представленный заявителем в составе заявки на участие в закупке не был подтвержден при рассмотрении жалобы и вынесении оспариваемого решения закупочной комиссии Заказчика.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о неправомерности отклонения заявки общества от участия в аукционе и, как следствие, о наличии оснований для признания жалобы ООО «ЮМАК» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ГосНИИмаш» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮМАК» на действия акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009072720) признать обоснованной.

2. Выдать акционерному обществу «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева» обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

АО "ГНИИМ им. В.В. Бахирева"
ИНН 5249093130, ОГРН 1085249000650
ООО "ЮМАК"
ИНН 7727655443, ОГРН 1087746781572