Решение №№СС-07/416 Ненадлежащая реклама финансовых услуг от 18 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №2405-ФАС52-07/18

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

С.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Ш.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

В..

-

член Комиссии, специалист – эксперт контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №2405-ФАС52-07/18, возбужденного по обращению потребителя рекламы – Д. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Капитал Лайф Страхование Жизни» (ранее зарегистрированное как ООО «СК «РГС-Жизнь», далее – ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38–ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») с привлечением к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела – АО «Банк ДОМ.РФ» (ранее зарегистрированное как АКБ «Российский капитал» (АО), в присутствии представителя ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни»; представителя заявителя Д.; представителя АО «Банк ДОМ.РФ»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 27.09.2018 (вх.№9670) поступило обращение Д. по поводу рекламы ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» (прежнее наименование – ООО «СК «РГС-Жизнь»), являющейся, по мнению заявителя, недостоверной.

Из обращения следует, что в отделении банка АКБ «Российский капитал» заявителю была вручена рекламная листовка ООО «СК «РГС-Жизнь», содержащая доходность, рассчитанную за 5 лет по направлению «Фармацевтика и биоинженерия» и равную 25,46%, что содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В связи с местонахождением ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» в городе Москве, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Нижегородское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни».

ФАС России письмом №АК/87853/18 от 31.10.2018 наделило Нижегородское УФАС России соответствующими полномочиями.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 16.11.2018 вынесло Определение о возбуждении дела №2405-ФАС52-07/18 в отношении рекламодателя - ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела №2405-ФАС52-07/18 от 11.12.2018 к участию в рассмотрении дела, в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела привлечено АКБ "Российский капитал" (АО) в лице филиала «Нижегородский» Акционерного коммерческого банка «Российский капитал» (акционерное общество), расположенного по адресу: 603006, г.Нижний Новгород, ул.Ошарская, д. 52.

Рассмотрение дела по существу состоялось 15.01.2019.

Изучив материалы дела, представленные документы, доводы ответчика и заявителя, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

21 декабря 2017 года в городе Нижнем Новгороде в филиале «Нижегородский» Акционерного коммерческого банка «Российский капитал» Д. снял денежные средства с накопительного счета, сотрудники банка вручили ему рекламную листовку, содержащую следующую информацию:

«Управление капиталом + Комплексное решение для Ваших денег РОСГОССТРАХ ЖИЗНЬ У нас есть Умное решение со 100% защитой! Управление капиталом+ 25,46% - средняя за 5 лет доходность направления «Фармацевтика и биоинженерия». Доходность рассчитана для 5-ти летнего договора, открытого 1 марта 2012 года с коэффициентом участия 139,93% Включите в свой портфель Управление капиталом+ - безрисковый инвестиционный инструмент! Срок действия программы – 3/5 лет Валюта-рубль, Потенциально существенно более высокий доход, чем по депозиту Инвестиционный доход обеспечивается благодаря выбору перспективных инструментов с высоким потенциалом роста 100% гарантия сохранности и возврата Даже если случится кризис – вы ничего не потеряете. Сумма, гарантированная к возврату, указана в договоре и равна внесенной Вами сумме. Льготное налогообложение Налог будет взят только с дохода, превышающего ставку рефинансирования Ст.213 ч.2 Налогового кодекса РФ. Юридическая защита Денежные средства не могут быть арестованы, не делятся в случае имущественных споров Ст.394 Гражданского кодекса РФ, Ст.34 Семейного кодекса РФ. Страховая защита. В случае гибели клиента от несчастного случая родственники получают выплату в тройном размере+весь накопительный доход».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – «РОСГОССТРАХ ЖИЗНЬ», товаром является финансовая услуга – «Управление капиталом +». Таким образом, рассматриваемое сообщение отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. «Управление капиталом +» является программой страхования жизни, здоровья и трудоспособности.

Таким образом, рассматриваемое сообщение является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В связи с тем, что рекламная листовка содержит доходность, рассчитанную за 5 лет по направлению «Фармацевтика и биоинженерия» и равную 25,46%, реклама противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В отзыве (вх.№11203 от 11.12.2018) ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» сообщило, что Общество не печатало рекламную продукцию для АО «Банк ДОМ.РФ» (прежнее наименование – АКБ «Российский капитал»), не заказывало печатной продукции и не передавало ее.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает данные доводы ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» несостоятельными.

10.01.2018 (вх.№99 от 10.01.2019) АО «Банк ДОМ.РФ» в отзыве по делу сообщило, что Банк не изготавливал листовку, не определял ее содержание, все рекламные материалы передавались Банку Страховщиком на основании Агентского договора №1497/16 от 01.08.2016. В ходе рассмотрения дела представитель АО «Банк ДОМ.РФ» позицию, изложенную в отзыве поддержал.

В соответствии пунктом 1.1. указанного договора Агент (АО «Банк ДОМ.РФ») обязуется за вознаграждение от имени и по поручению Страховщика оформлять договоры страхования с дееспособными физическими лицами на условиях Программы страхования, передаваемой Страховщиком Агенту. В соответствии с Приложением №1 к Агентскому договору №1497/16 от 01.08.2016 Страховщик передал, а Агент принял Программу страхования, а именно: Программу инвестиционного страхования жизни «Управление капиталом+» и т.д.

В соответствии с п. 2.2.1. Агентского договора №1497/16 Агент имеет право получать у Страховщика рекламные материалы (презенторы на рабочий стол, лифлеты, брошюры), необходимые для исполнения договора.

Согласно пункту 3.1. Договора Агент предоставляет Страхователю информацию об основных условиях Программы страхования и предоставляет Страхователю для ознакомления Программу страхования. Пункт 3.2. закрепляет, что Агент сообщает Страхователю общие сведения о Страховщике, содержащиеся в переданных Страховщиком рекламных документах (буклетах, листовках, отчетах и т.п.).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10.1. Агентского договора Программа страхования, нормативные, методические и рекламные материалы Страховщика, полученные Агентом, являются собственностью Страховщика.

Таким образом, рекламодателем спорного рекламного сообщения является ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Таким образом, реклама ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни», распространенная 21.12.2017 в офисе банка АКБ «Российский капитал» (АО) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 52, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» факт совершения нарушения не признал.

В связи с тем, что размещение рекламы ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» «Управление капиталом +» на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, допустившее нарушение Федерального закона «О рекламе» не может быть привлечено к административной ответственности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» за вышеуказанное нарушение рекламного законодательства, не может быть возбуждено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» «Управление капиталом +», распространенную 21 декабря 2017 года в офисе банка АКБ «Российский капитал» (АО) по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ошарская, д.52, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38–ФЗ «О рекламе».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии С.

Члены Комиссии Ш.

В.

Связанные организации

Связанные организации не указаны