Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении ... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№623-ФАС52-03/15

 

Резолютивная часть постановления оглашена 16.07.2015

В полном объеме постановление изготовлено 17.07.2015

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Башева Надежда Владимировна, рассмотрев протокол и материалы дела №623-ФАС52-03/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис»                         (ИНН 5260113326, ОГРН 1025203042237, город Нижний Новгород, улица Белинского, дом 32, офис 107),

 

установила:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.06.2015                  №623-ФАС52-03/15 обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис») вменяется совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ, Кодекс).

С учетом положений части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось принятие комиссией Нижегородского УФАС России решения по делу №1537-ФАС52-03/14 от 24.03.2015, которым установлен факт нарушения ООО «Теплосервис» антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Указанным решением общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) в многоквартирные дома, расположенные по адресам: город Нижний Новгород, улица Минина, дома 43А, 41, 49 и площадь Сенная, дом 6/49, после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.

Решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24.03.2015 по делу №1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства в судебном порядке не оспорено. Материалы дела № 1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства приобщены к материалам административного дела.

На составление протокола об административном правонарушении законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» <…> не явился, о времени и месте составления протокола извещен надлежащим образом (подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении корреспонденции  №603000 87 26224 0 от 18.06.2015 и №603000 87 26221 69 от 18.06.2015).

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законных представителей, а также в отсутствие защитника ООО «Теплосервис».

Определением от 06.07.2015 (исх. №ЮГ-03/3101) должностным лицом Управления назначено время рассмотрения дела №623-ФАС52-03/15, а именно –16 июля 2015 года в 15 часов 00 минут. Указанный процессуальный документ антимонопольным органом направлено в адрес ООО «Теплосервис» (о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении корреспонденции №603000 88 18909 6 от 07.07.2015).

16.07.2015 на рассмотрении дела №623-ФАС52-03/15 ООО «Теплосервис» своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела об                административном правонарушении доказательства, должностное лицо,              рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.

Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Теплосервис» владеет источником тепловой энергии – котельной, расположенной по адресу: <…> (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 №б/н).

Согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования город Нижний Новгород до 2028 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.12.2013 № 877, ООО «Теплосервис» является единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности присоединенных тепловых сетей.

Как определяется частями 3 и 7 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Вышеназванные положения Федерального закона «О теплоснабжении» корреспондируют с пунктом 12 Правил организации теплоснабжения, согласно которому единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями  выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

С учетом приведенных обстоятельств, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО «Теплосервис», являясь единой теплоснабжающей организацией, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в зоне деятельности, определяемой границами присоединенных тепловых сетей. Подробно параметры искомого товарного рынка оказания услуг теплоснабжения в зоне деятельности ООО «Теплосервис» изложены в аналитическом отчете, составленном по Правилам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 №220), и приобщенном к материалам настоящего дела.

С учетом вышеизложенного действия ООО «Теплосервис» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления <…>, проживающей по адресу: <…>; (далее – <…>, заявитель) и <…>, проживающей по адресу: <…> (далее также – <…>, заявитель),- на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее также – ООО «Теплосервис», ресурсоснабжающая организация, ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: <…>, после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.

По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО «Теплосервис» Управлением возбужденно дело №1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ №468 от 02.12.2014). Определением о назначении дела               № 1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.12.2014 № ЮГ-03/3878 к участию в деле помимо                                 ООО «Теплосервис» привлечены в качестве заявителей <…> и <…>, в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью «УК «Вистма» (далее – ООО «УК «Вистма»).

В ходе рассмотрения дела №1537-ФАС52-03/15 установлено, что исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <…>. Между ТСЖ «Сенная 6/49» и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010, по условиям которого теплоснабжающая организация (ООО «Теплосервис») обязуется продавать потребителю (ТСЖ «Сенная 6/49») до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).

Согласно данному договору ТСЖ «Сенная 6/49» оплачивает выставленные                 ООО «Теплосервис» счета – фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности по состоянию на 29.09.2014 не имела. Данный факт также подтверждает и ООО «Теплосервис» (письмо исх. №38 от 08.10.2014).

С 14 июля по 29 сентября 2014 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ «Сенная 6/49».

Из письменных пояснений ООО «Теплосервис» следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии – котельной), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ «Сенная 6/49», ООО «УК «ВИСТМА», а также многоквартирные дома <…>, перешедшие с июня 2012 года на непосредственное управление. Таким образом, ООО «Теплосервис» обеспечивает тепловой энергией для нужд отопления и горячего водоснабжения жилые дома по адресу: <…>.

14 июля 2014 года ООО «Теплосервис» остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку со стороны ООО УК «Вистма» имелась задолженность в размере 4 000 000 рублей перед ресурсоснабжающей организацией, ООО «Теплосервис» в связи с отсутствием денежных средств не смогло в 14-ти дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. №38 от 08.10.2014 в адрес Нижегородского УФАС России).

Подача горячего водоснабжения в указанные многоквартирные дома возобновлена только 29.09.2014.

3. Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Правилам услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115  и пункте "б" пункта 117  данных Правил. Из письменных объяснений ООО «Теплосервис» следует, что                   ТСЖ «Сенная 6/49» задолженности по оплате тепловой энергии не имеет, жители домов <…> задолженности по оплате тепловой энергии также не имеют. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 14 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года, привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет тем самым интересы потребителей.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении                        ООО «Теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячего водоснабжения) после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям (период нарушения с 27 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года).

4. Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном, в том числе статьей                14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, за исключением субъекта естественной монополии, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Таким образом, в действиях ООО «Теплосервис» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализируя имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении документы, материалы, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к выводу о том, что ООО «Теплосервис» имело возможность соблюдения требований антимонопольного законодательства, а именно: возобновить подачу тепловой энергии (горячего водоснабжения) после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной в жилые дома, расположенные по адресу: <…>.

Учитывая изложенное, действия ООО «Теплосервис» образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек. Других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительных обстоятельств, которые позволяют применить положения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении ООО «Теплосервис».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 данного Кодекса, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 данного Кодекса, пунктом 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела в отношении ООО «Теплосервис» установлено обстоятельство, смягчающие административную ответственность, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ). Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая характер совершенного деяния, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, назначает ООО «Теплосервис» административное наказание в виде административного штрафа, исчисленного исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей.

В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.31 Кодекса административный штраф для юридических лиц составляет от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ  предусмотрено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 данного Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа исчисляется исходя из следующего:

300 000 руб. + 1/2 (1 000 000 руб. – 300 000 руб.) - 1/8 (1 000 000 руб. - 300 000 руб.) = 562 500 руб.

На основании вышеизложенного, с учетом характера совершенного правонарушения, а также наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность должностное лицо назначает данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис»                  (ИНН 5260113326, ОГРН 1025203042237, город Нижний Новгород, улица Белинского, дом 32, офис 107) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке поставки тепловой энергии и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначить данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти суток (дней) со дня вручения (получения) копии постановления.

Предупредить общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

 

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области

г. Нижний Новгород;

БИК - 042202001; расчетный счет - 40101810400000010002;

 

Получатель - УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет: 04321510030);

ИНН 5260041262; КПП 526001001;

 

Код налога – 161 1 16 41000 01 6000 140;

 

ОКАТО по месту регистрации в налоговой инспекции.

 

Назначение платежа - денежное взыскание за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                           Н.В. Башева

Связанные организации

Связанные организации не указаны