Решение (комиссия) №ОШ/4582/24 О признании рекламы ненадлежащей от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

О признании рекламы ненадлежащей

 

ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека»

603000, г. Нижний Новгород,

ул. Максима Горького, д.195

 

АНО «Центр стратегического

развития регионов»

603000, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород,

ул. Пожарского, д. 5, помещ. П7б

 

ООО «Экологические проекты»

603001, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород,

ул. Почаинская, д. 17С, помещ. 327

 

ПАО «Ростелеком»

Макрорегиональный филиал «Волга»

603000, Нижний Новгород,

ул. Б. Покровская, 56

 

ООО «РусМедиаРегион»

603155, г. Нижний Новгород,

ул. Максима Горького, д.262, пом. 21

 

ООО «РусМедиаКомплекс»

603155, г. Нижний Новгород,

ул. Максима Горького, д.262, пом. 21

 

Потребителям рекламы К. И Ф.

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/24-2904/2023

 

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2024 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №052/05/24-2904/2023, возбужденное по обращениям потребителей рекламы Ф. и К. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием лиц на распространение их персональных данных), в отношении Общества с ограниченной ответственности «Академия женского здоровья и репродукции человека» (далее — ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека») (ИНН 5260277388; ОГРН 1105260005894) по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» по доверенности от 12.12.2023 — <...>​​​​​​​ (удостоверение, паспорт), представителя Публичного акционерного общества «Ростелеком» по доверенности №01/29/821/22 от 12.09.2022 — <...>​​​​​​​ . (паспорт), - представителя Автономной некоммерческой организации «Центр стратегического развития регионов» по доверенности от 24.01.2024 — <...>​​​​​​​ . (паспорт), - генерального директора ООО «РусМедиаРегион» - <...>​​​​​​​ . (паспорт),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили обращения потребителей рекламы Ф. и К. по поводу рекламы Общества с ограниченной ответственностью «Академия женского здоровья и репродукции человека», содержащей, по мнению заявителей, признаки нарушения рекламного законодательства.

В связи с этим, Определением от 11.12.2023 в отношении ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» возбуждено дело №052/04/24-2904/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Далее — ФЗ «О рекламе»).

Определением от 25.12.2023 рассмотрение дела отложено на 18.01.2024 года в 10:00.

Определением от 22.01.2024 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Экологические проекты» (Далее — ООО «Экологические проекты»), Автономная некоммерческая организация «Центр стратегического развития регионов» (Далее — ООО «Центр стратегического развития регионов»), Публичное акционерное общество «Ростелеком» межрегиональный филиал «Волга» (Далее — ПАО «Ростелеком»), рассмотрение дела отложено на 01.02.2024 в 9:15.

Определением от 02.02.2024 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью «РусМедиаРегион» (Далее — ООО «РусМедиаРегион») и Общество с ограниченной ответственностью «РусМедиаКомплекс» (Далее — ООО «РусМедиаКомплекс»), рассмотрение дела отложено на 19.02.2024 в 9:30.

Определением от 20.02.2024 рассмотрение дела отложено на 29.02.2024 в 10:00.

Рассмотрение дела по существу состоялось 29 февраля в 10 часов 00 минут посредством проведения видео-конференц-связи.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из обращений, в трамвае №2 в городе Нижнем Новгороде распространяется реклама следующего содержания: «Стань суррогатной мамой! Получи от 1 200 000 р. Клиника лечения бесплодия Папа, мама и малыш. 435-19-99. ул. Максима Горького, 195 www.hotim-rebenka.ru. ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека». Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Лицензия №Л041-01164-52/00383796 от 18.02.2019 г.».

По мнению заявителей, реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

Аналогичная информация распространялась в городе Нижнем Новгороде на умных остановках.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работы, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования — медицинским услугам, оказываемым “Клиникой лечения бесплодия «Папа, Мама и Малыш», в том числе, услугам суррогатного материнства.

Таким образом, рассматриваемое сообщение содержит все признаки, установленные в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги и медицинской деятельности:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствовании, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствии частью 1 статьи 55 Федерального закона от 21.11.2021 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство.

При этом пунктом 10 статьи 55 Закона установлено, что Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая гражданство Российской Федерации, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Рекламный макет клиники лечения бесплодия «Папа, Мама и Малыш», распространенный на умных остановках города Нижнего Новгорода, имеет площадь 464,94 кв.см. (S= 28,8 см х 16,2 см)

Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом имеет площадь 25,28 кв.см.(S= 14,1 см х 1,8 см)

Отсюда площадь предупреждения составляет 5,4% ( 25,28 кв.см. х 100% /464,94 кв.см.).

Таким образом, нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в рекламных материалах, распространяемых на умных остановках города Нижнего Новгорода, отсутствует.

Рекламный макет клиники лечения бесплодия «Папа, Мама и Малыш», распространенный в трамвае №2 города Нижнего Новгорода, имеет площадь 232,47 кв.см. (S= 28,7см х 8,1см)

Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом имеет площадь 5,85 (S= 6,5 см х 0,9 см).

Отсюда площадь предупреждения составляется 2,4% (S= 5,86 кв.см х 100% / 232,47кв.см.)

Вместе с тем, площадь предупреждения, равная 5%, должна составлять 11,6 кв.см.

Таким образом, в рекламе медицинских услуг, распространенных в трамвае №2 города Нижнего Новгорода, предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов составляет менее пяти процентов рекламной площади, установленных законом.

Следовательно, рекламное сообщение, распространенное в трамвае №2 противоречит требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное рекламное сообщение транслировалось на видео-экране в трамвае №2 города Нижнего Новгорода.

28.09.2022 г. между Правительством Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» заключено концессионное соглашение №245-П, в соответствии с которым 31.03.2023 имущество в части трамвайной инфраструктуры и деятельность по организации перевозок переданы ООО «Экологические проекты»

В соответствии с пунктом 1.1. соглашения о сотрудничестве №03/04/23 от 3 апреля 2023 г. между АНО «Центр стратегического развития регионов» и ООО «Экологические проекты» услуги по настройке медиакоплексов, установленных на транспортных средствах, а также по трансляции рекламных материалов, информационных материалов с помощью автоматизированной системы управления трансляциями осуществляет АНО «Центр стратегического развития регионов».

Обязанность заключения договоров с юридическими и физическим лицами на размещение предоставляемых ими материалов возложена на АНО «Центр стратегического развития регионов».

Комиссия установила, что спорное рекламное сообщение транслировалось в трамвае в соответствии с договором на оказание услуг от 08.02.2023 г. №12/23, заключенном между АНО «Центр стратегического развития регионов» и ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека».

Распространение рассматриваемого рекламного сообщения с помощью автоматизированной системы управления трансляциями на мониторах, установленных внутри муниципального общественного транспорта производилось с 19 октября 2023 года по 8 ноября 2023 года.

В соответствии с отзывом по делу АНО «Центр стратегического развития регионов» (исх. №ЦСР-9 от 26.01.2024) сообщило, что в целях осуществления деятельности по размещению рекламных материалов в транспортных средствах города Нижнего Новгорода, 01.02.2023 организация заключила договор с Обществом с ограниченной ответственностью «РусМедиаРегион» (далее — ООО «РусМедиаРегион») на оказание услуг по поиску Клиентов, заинтересованных в размещении рекламных материалов на рекламных конструкциях, находящихся в пользовании организации. Взаимодействие с клиентами осуществляется через агента ООО «РусМедиаРегион».

ООО «РусМедиаРегион» в отзыве (исх.№01 от 07.02.2024) представило договор №05/23 от 01.02.2023, заключенный с ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека».

В соответствии с пунктом 4.2.1. договора, ООО «РусМедиаРегион» обязано обеспечить ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» услуги по размещению рекламных материалов.

Согласно пункту 6.3. договора, ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» самостоятельно несет ответственность за достоверность представленных рекламных материалов и их соответствие действующему рекламному законодательству.

Таким образом, рекламодателем является ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» и несет ответственность за соответствие рекламы требованиям рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения дела, представитель ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» нарушение рекламного законодательства не признал и сообщил, что текст рассматриваемой рекламы направлен на привлечение внимания женщин к заключению договора о суррогатном материнстве, который не является медицинской услугой и на такой договор, по мнению Общества, положения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Рассмотрев доводы ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека», Комиссия Нижегородского УФАС России считает их несостоятельными в силу следующего.

Согласно пункту 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Информация:«Стань суррогатной мамой! <...> Клиника лечения бесплодия Папа, мама и малыш. <...> ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека». Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Лицензия №Л041-01164-52/00383796 от 18.02.2019 г.», указанная в рекламном сообщении, рассматривается в совокупности и создает у потребителя рекламы представление, что ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека» рекламирует медицинские услуги, у которых имеются противопоказания и для их получения необходима консультация специалиста.

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2003 г. №67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» утверждена Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, содержащая перечень основных методов и программ ВРТ (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и т. д.).

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 31.07.202 N 803н «О порядке использования репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий осуществляется в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Кроме того, в разделе V «Суррогатное материнство» настоящего приказа пунктами 71, 72, 73, 74 указаны противопоказания для переноса эмбрионов суррогатной матери. Противопоказанием для переноса эмбрионов суррогатной матери является наличие у нее заболеваний (состояний), включенных в Перечень противопоказаний. Перенос суррогатной матери эмбрионов от потенциальных родителей, инфицированных ВИЧ или гепатитами С и В. Допускается после получения ее информационного добровольного согласия, после консультации врачом-инфеционистом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и предоставления ей полной информации о возможных рисках для ее здоровья.

Дополнительными обязательными медицинскими документами для суррогатной матери являются справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна сопровождаться предупредительной надписью, установленной частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», размер которой должен быть не менее 5%.

В рекламе ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека», распространенной на видео-экране в трамвае №2 города Нижнего Новгорода, площадь предупредительной надписи составляет 2,4%.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека», распространенная в трамвае №2 в городе Нижнем Новгороде с 19 октября 2023 года по 8 ноября 2023 года «Стань суррогатной мамой! Получи от 1 200 000 р. Клиника лечения бесплодия Папа, мама и малыш. 435-19-99. ул. Максима Горького, 195 www.hotim-rebenka.ru. ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека». Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Лицензия №Л041-01164-52/00383796 от 18.02.2019 г.» является ненадлежащей, противоречащей требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость в выдаче предписания, направленного на устранение выявленных нарушений рекламного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека», распространенную в трамвае №2 в городе Нижнем Новгороде с 19 октября 2023 года по 8 ноября 2023 года «Стань суррогатной мамой! Получи от 1 200 000 р. Клиника лечения бесплодия Папа, мама и малыш. 435-19-99. ул. Максима Горького, 195 www.hotim-rebenka.ru. ООО «Академия женского здоровья и репродукции человека». Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. Лицензия №Л041-01164-52/00383796 от 18.02.2019 г.», поскольку она противоречит требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»;

  2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...> 

 

Связанные организации

АНО «Центр стратегического развития регионов»
ИНН 5260456274, ОГРН 1185275038508
ООО "Экологические проекты"
ИНН 5249177252, ОГРН 1225200012355
ООО "РусМедиаКомплекс"
ИНН 5260419427, ОГРН 1155260016042
ПАО «Ростелеком» Макрорегиональный филиал «Волга»
ИНН 5260152847, ОГРН 1055200015870
ООО "Академия женского здоровья и репродукции человека"
ИНН 5260277388, ОГРН 1105260005894
ООО "РусМедиаРегион"
ИНН 5260419410, ОГРН 1155260016031