Решение (комиссия) №ИБ/2871/24 О признании жалобы необоснованной №052/01/18.1-205/2024 от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной №052/01/18.1-205/2024

 

ООО «Завод опытного машиностроения»

Филёвский б-р, д. 39, офис 3

г. Москва, 121601

 

ОАО «РЖД»

ул. Профинтерна, д. 14 а

г. Нижний Новгород, 603032 

ООО «РТС-тендер»

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-205/2024

 

14 февраля 2024 года                                                                                    город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>.

 

- <...>.

 

- <...>

-

 

-

 

-

<...>,

<...>,

<...>,

при участии:

- <...>

 

- <...>

 

- <...>

-

 

-

 

-

представителя ОАО «РЖД» по доверенности (№13/Д от 23.11.2022),

представителя ОАО «РЖД» по доверенности (№ЦДЗС-121/Д от 30.11.2022),

представителя ООО «Завод опытного машиностроения» по доверенности (№5 от 08.02.2024),

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод опытного машиностроения» (далее также — ООО «Завод опытного машиностроения», заявитель) на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД», заказчик) при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки металлопродукции, размещенного на сайте https://223.rts-tender.ru/, номер извещения 3809/ОАЭ-ЦДЗС/23 (ЕИС 32313153566),

УСТАНОВИЛА:

05.02.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки металлопродукции, номер извещения 3809/ОАЭ-ЦДЗС/23 (ЕИС 32313153566).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Завод опытного машиностроения» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 14.02.2024 (уведомление о поступлении жалобы от 07.02.2024 №ИБ/2183/24).

Дело по существу рассмотрено посредством видео-конференц-связи 14.02.2024.

В материалах дела имеются материалы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Заявитель обжалует действия заказчика.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что ООО «Завод опытного машиностроения» является участником закупки. Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявитель обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель считает, что заказчик неправомерно отклонил заявку заявителя и произвел допуск участников закупки, что соответствовали требованиям Документации.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений положений Закона о закупках не признал, считает жалобу ООО «Завод опытного машиностроения» необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по жалобе №052/01/18.1-205/2024 изучив представленные материалы, выслушав доводы заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Заказчиком рассматриваемой закупочной процедуры выступает - ОАО «РЖД».

Начальная (максимальная) цена договора —38 131 915,82 рублей.

Способ осуществления закупки — аукцион в электронной форме.

30.11.2023 на сайте электронно торговой площадки https://223.rts-tender.ru/ и в закрытой части единой информационной системы размещено извещение о проведении закупки и закупочная документация, номер извещения 3809/ОАЭ-ЦДЗС/23 (ЕИС 32313153566).

Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При организации закупки заказчик руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ и услуг ОАО «РЖД» (версия 43 от 28.06.2023) (далее — Положение о закупках).

До окончания срока подачи заявок (18.12.2023) потупило восемь заявок.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №3809/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 от 12.01.2024, заявки №1, №2, №3, №4, №7 и №8 отклонены, заявки №5 и №6 допущены до участия в аукционе.

Согласно пункту 3.14.1 Документации аукционная заявка должна содержать всю требуемую в аукционной документации информацию и документы, должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации. Заявка действует 120 (сто двадцать) дней с даты окончания срока подачи заявок.

В силу пункта 3.14.5 Документации заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.

В соответствии с пунктом 3.14.5.1 Документации первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения №1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения №1.3 к аукционной документации. При этом не допускается указание в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, а также сведений о ценовом предложении.

Пунктом 3.17.1 Документации установлено, что в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении №1.3 к аукционной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением №1.1 аукционной документации, предоставляются во второй части аукционной заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.

Приложением №1.3 к Документации определено, что в техническом предложении описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка (при наличии), модель (при наличии), наименование производителя (если такое требование предусмотрено формой технического предложения) по каждой номенклатурной позиции. При этом вторая часть формы предусматривает обязательное указание Участником организационно-правовую форму, наименование производителя и его ИНН (при наличии). Если производителем товара является иностранное лицо, указать организационно- правовую форму, наименование и страну нахождения головного офиса

Согласно пункту 3.17.3 Документации все условия аукционной заявки участника понимаются заказчиком буквально, в случае расхождений показателей изложенных цифрами и словами, приоритет имеют написанные словами.

В соответствии с пунктом 3.6.4 Документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Сведения об участнике закупки проверяются заказчиком, в том числе на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/, выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенной на сайте https://ofd.nalog.ru/, информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru, о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В силу пункта 3.6.19 Документации заказчик рассматривает аукционные заявки на предмет их соответствия требованиям аукционной документации.

Пунктом 3.6.20 установлено, что результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех данных, представленных участником, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении заказчика.

Согласно пункту 3.6.6 Документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией.

В соответствии с пунктом 3.14.2 Документации аукционная заявка участника, не соответствующая требованиям аукционной документации, отклоняется.

В силу пункта 3.1.7 Документации подавая заявку, участник подтверждает, что ознакомился с условиями документации о закупке, согласен с ними и возражений не имеет.

В ходе рассмотрения жалобы заявителя, заказчик пояснил, что участниками с регистрационным номером заявки 3 и 4 в представленных технических предложениях по позициям №219 - №220, №227 - №229, №238 - №240, №265, №267 - №269, №273, №275, №310, №314, №316, №318 отсутствует информация о наименовании производителя и его ИНН (при наличии) в столбце «Производитель».

По итогам рассмотрения экспертной группой первых частей заявок участников, соответствующих обязательным требованиям документации о проведении процедуры закупки, поступивших для участия в открытом аукционе №3809/ОАЭ -ЦДЗС/23 на соответствие требованиям технического задания, наличие и соответствие представленных в составе заявок документов в подтверждение соответствия требованиям технического задания отказано в допуске к участию в закупке следующим участникам:

- участнику с регистрационным номером заявки 3 на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, а именно в техническом предложении участника по позициям: №219 - №220, №227 - №229, №238 - №240, №265, №267 - №269, №273, №275, №310, №314, №316, №318 отсутствует информация о наименовании производителя и его ИНН (при наличии);

- участнику с регистрационным номером/номером заявки 4 на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, а именно в техническом предложении участника по позициям: №219 - №220, №227 - №229, №238 - №240, №265, №267 - №269, №273, №275, №310, №314, №316, №318 отсутствует информация о наименовании производителя и его ИНН (при наличии).

В заявке заявитель, не указал ИНН производителя, а указал страну происхождения товара. Китай является страной происхождения товара, а не его производителем. Наименование же производителя и его организационно-правовую форму участники не указали. По позициям: №230, №233, №234, №235, №241, №242, №266, №270, №272, №298, №299, №300, №312 участниками прописано наименование производителя и страна происхождения Китай.

Пунктом 3.1.6 Документации установлено, что подавая заявку, участник подтверждает, что уведомлен о том, что на заказчика, как владельца железнодорожной инфраструктуры, законодательством Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, а также безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, выработке на их основе соответствующих условий (требований) к содержанию документации о закупке.

Главными целями деятельности ОАО «РЖД» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом. Важным ресурсом в работе ОАО «РЖД» для обеспечения ее бесперебойной и безопасной работы является ее инфраструктура, включающая в себя здания, сооружения, подвижной состав, железнодорожные пути, переезды и т.д. Учитывая, что деятельность железнодорожного транспорта осуществляется в любое время года и в разные погодные условия, остановка в работе вокзалов, подвижного состава, переездов и т.д. недопустима, так как может привести к нарушению безопасности бесперебойной работы инфраструктуры железнодорожного транспорта и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. Поддержание всей инфраструктуры в работоспособном и безопасном состоянии - основная задача работников железнодорожного транспорта. В связи с чем, закупка металлопродукции позволяет оперативно проводить все необходимые работы, в том числе ремонтные для поддержания инфраструктуры железнодорожного транспорта в работоспособном состоянии.

В связи с чем, проверка производителя товара на стадии проведения процедуры закупки имеет существенное значение для определения заказчиком получения качественных товаров

Обязанностью Участника, принимающего участие в закупке, является четкое описание своего технического предложения, которое не должно вызывать у Заказчика двоякого толкования и недопонимания. Подготовить и подать заявку на участие в процедуре закупки в соответствии с требованиями и условиями, предусмотренными извещением, документацией.

Любое желающее принять участие в закупке лицо должно разумно оценивать свои возможности для добросовестного выполнения принятых на себя обязательств в случае признания его победителем. Необходимый Заказчику товар не является уникальным, обладает определенными функционально-техническими характеристиками, которые в полном объеме указаны в аукционной документации, и изготавливается различными производителями. Следовательно, любому профессиональному участнику хозяйственного оборота, специализирующемуся на поставках такого рода товара, не составит никакого труда определить круг его производителей и внести необходимую информацию в заявку. Более того, если лицо является добросовестным, оно осуществит предварительный анализ существующего и находящегося в продаже товара в целях сопоставления его характеристик с характеристиками, указанными в конкурсной документации.

При отсутствии сведений о производителе у заказчика отсутствует возможность проверить характеристики предлагаемого к поставке товара вплоть до этапа его приемки, то есть фактически заказчик вынужден приобрести товар без каких-либо подтверждающих сведений о нем, что влечет за собой необоснованно высокий риск срыва поставки в случае, если в ходе приемки товара будет обнаружено несоответствие характеристик поставляемого оборудования тем, которые указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования указанного закона являются в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик; требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Согласно пункту 216 Положения о закупках в документации о закупке определяются требования к товарам, в том числе с учетом следующих принципов: требования к закупаемым товарам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики; должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика.

Обязанность участников по указанию в техническом предложении наименования производителя предлагаемого к поставке товара установлена заказчиком с учетом указанных выше норм закона о закупках и Положения о закупке, которые не содержат запрета на предъявление такого требования.

На этапе рассмотрения заявок участников Заказчик оценивает их на соответствие требованиям технического задания. Как было изложено ранее, в случае, если в заявках участников не будет указана информация о производителях предлагаемого ими к закупке товара, Заказчик будет лишен возможности осуществить полную оценку и выявить факты, свидетельствующие о невозможности производства и, соответственно, поставки качественных товаров.

Указание участником информации о производителя предлагаемого к поставке товара будет свидетельствовать о проведенных участником закупки действиях, направленных на предварительный анализ закупаемого товара, предварительный анализ рынка производителей и поставщиков товар с необходимыми техническими параметрами, анализ качественных и функциональных характеристик различных производителей с целью выбора подходящего Заказчику товара, то есть свидетельствовать о намерениях участника надлежащим образом исполнить договор в случае признания такого участника победителем закупки.

Таким образом, требование Заказчика об указании наименования производителей в техническом предложении установлено также с целью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента и исключения негативных последствий, связанных с закупкой контрафактного товара.

Закон о закупках и Положение о закупке не содержат запрета на указание в технических предложениях участников сведений о производителях предлагаемых к поставке товаров. Данные нормативные акты предусматривают право Заказчика самостоятельно установить требования к описанию закупаемого товара, исходя из своих потребностей в приобретении качественных товаров.

Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации.

До окончания срока подачи заявок от заявителя не поступало каких-либо запросов о разъяснении положений закупочной документации. Подавая заявку участник закупки согласился со всеми условиями закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, и принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Заказчик действовал в соответствии с требованиями закупочной документации, которая не была оспорена заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган заявитель должен доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов, при этом не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

Исходя из буквального толкования нормы части 11 статьи 3 Закона о закупках, следует, что законодатель разделил возможные к оспариванию действия на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. Оспариваемые положения подлежат обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки. Применение мер публично – правового принуждения со стороны антимонопольного органа по жалобе лица не посчитавшего необходимым оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки нарушает баланс частных и публичных интересов на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.03.2011 №2-П.

Предусмотренные документацией требования к оформлению заявок, технических предложений в равной степени применяются ко всем участникам закупки и позволяют объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным заказчиком в аукционной документации. При допуске к участию в аукционе заявок участников номер 3 и 4 (не указавших в техническом предложении информацию о наимновании производителя) к участию в открытом аукционе поставило бы его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками, которые представили свои заявки согласно требования документации о закупке, тем самым нарушив принципы равноправия и справедливости по отношению к другим участникам закупки.

Таким образом Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к составу заявки претендента и документам, представляемым в составе заявке, с учетом особенностей закупки, потребностей заказчика, необходимых требований к исполнителю и закупаемым услугам в пределах допустимости, определяемой нормами антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и положения о закупках. Оспариваемое требование установлено заказчиком в рамках действующего законодательства о закупках, обусловлено потребностями заказчика в надлежащем исполнении договора и не нарушает прав участников закупки, в том числе не влечет ограничения конкуренции.

На основании изложенного Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что заказчик действовал правомерно в соответствии с Документацией.

На основании вышеизложенного жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной.

На основании изложенного руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Завод опытного машиностроения» на действия ОАО «РЖД» при организации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки металлопродукции, номер извещения 3809/ОАЭ-ЦДЗС/23 (ЕИС 32313153566), необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

<...>

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Завод опытного машиностроения"
ИНН 7604077471, ОГРН 1057600608460