Письмо №ОШ/28084/22 О признании жалобы обоснованной, решение №052/01/18.1-3186/2... от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной

 

<...>

 

<...>

 

ООО «ТендерСтандарт»

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-3186/2022

01 декабря 2022 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

<...>

-

председателя комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии,<...>,

с участием:

 

 

- <...>

-

директора ООО «ТендерСтандарт»

- <...>

-

Финансового управляющего должника <...>

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу <...> (далее — <...>, заявитель) на действия организатора торгов <...> (далее — <...>, организатор торгов) и оператора электронной площадки - общества с ограниченной ответственностью «ТендерСтандарт» (далее — ООО «ТендерСтандарт», оператор электронной площадки) при проведении торгов с открытой формой подачи предложения о цене на право заключения договора по реализации имущества должника <...>, размещенных на сайте https://fedresurs.ru/, номер сообщения 9662348,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба <...> на действия финансового управляющего <...> и оператора электронной площадки ООО «ТендерСтандарт» при проведении торгов с открытой формой подачи предложения о цене на право заключения договора по реализации имущества должника<...>, номер сообщения 9662348 .

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях финансового управляющего и оператора электронной площадки.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу <...> в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 23.11.2022 (уведомление о рассмотрении жалобы от 18.11.2022 №ОШ/26699/22).

Уведомлением от 23.11.2022 исх.АБ/27059/22 рассмотрение жалобы отложено на более поздний срок.

Дело по существу рассмотрено 01.12.2022 посредством видеоконференцсвязи.

Изучив доводы жалобы, заслушав финансового управляющего и оператора электронной площадки, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что <...> обладает правом на обжалование действий организатора торгов.

Комиссия по делу №052/01/18.1-3186/2022, изучив представленные материалы и доводы заявителя, изложенные в жалобе, выслушав доводы участников заседания, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Порядок реализации имущества лица, признанного банкротом предусмотрен  Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве»).

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Приказ).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2021 по делу № А43-34929/2021 гражданка <...> признана банкротом. В отношении имущества должника введена процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев.

Финансовым управляющим назначен <...> - член Крымского союза профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ».

24.09.2022 на сайте ЕФРСБ и электронно-торговой площадки финансовым Управляющим опубликовано сообщение №9662348 о проведении торгов по продаже имущества должника путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Из сообщения следует, что на продажу выставлено 2 лота:

Лот №1: «Марка и(или) модель: НИССАН КАШКАЙ 1.6 Год выпуска: 2011 Идентификационный номер (VIN): <...> Номер шасси (рамы): - Номер кузова (кабины): <...> Цвет кузова (кабины): СВЕТЛОКОРИЧНЕВЫЙ Номер двигателя: <...> Рабочий объем (см³): 1598.0 Мощность кВт/л.с.): 84/114.0 Тип транспортного средства: Легковые автомобили комби (хэтчбек) (требует ремонта)»;

Лот №2: «Марка и(или) модель: КИА РИО Год выпуска: 2015 Идентификационный номер (VIN): <...> Номер шасси (рамы): - Номер кузова (кабины): <...> Цвет кузова (кабины): Красный Номер двигателя: <...> Рабочий объем (см³): 1591.0 Мощность (кВт/л.с.): 90.5/123.0 Тип транспортного средства: Легковые автомобили седан», размещенном на сайте https://fedresurs.ru/, номер сообщения 9662348.

Согласно сообщению о проведении торгов:

- прием заявок на участие в аукционе начинается c 26.09.2022 00:00 и заканчивается 02.11.2022 17:00;

- для участия в торгах претенденты должны зарегистрироваться на сайте по адресу: http://tenderstandart.ru/, подать заявку и документы к заявке в электронном виде;

- Задаток в размере 10% от начальной цены лота вносится на счет оператора электронной площадки: Получатель: ООО «ТендерСтандарт»;

- начальная цена Лота №1 - 131 000,00 рублей.

- начальная цена Лота №2 - 450 000,00 рублей.

Из протоколов определения участников торгов следует, что на участие в торгах по лоту № 1 подано 5 заявок участников, по лоту №2 подано 7 заявок участников. <...> в перечне участников отсутствует.

1. В своей жалобе заявитель указал, что поэтапная система регистрации на площадке ООО «ТендерСтандарт» ограничила право <...> стать участником рассматриваемых торгов.

Согласно пункту 7.5 Регламента проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке ТендерСтандарт (далее – Регламент) в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 2.2 Регламента другие зарегистрированные согласно пункту 7 на электронной площадке ТендерСтандарт лица присоединяются к настоящему Регламенту путем предоставления заявления о присоединении к Регламенту (Приложения 2,3), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для получения прав на совершение юридически значимых действий пользователь предоставляет оператору электронной площадки заявку, подписанную квалифицированной электронной подписью.

Из материалов дела следует, что с целью участия в торгах 27.10.2022 заявителем подана заявка на регистрацию на ЭТП в полном соответствии с Регламентом.

01.11.2022 заявителю предоставлено подтверждение о регистрации на ЭТП и разрешен доступ к системе.

01.11.2022 заявителем подано заявление на присоединение к Регламенту, которое рассмотрено оператором только 07.11.2022.

01.11.2022 заявителем уплачены задатки в размере 13100 рублей и 45 000 рублей по обоим лотам. Задатки оплачены по реквизитам ООО «ТендерСтандарт» (получение задатков подтверждается, в том числе пояснениями представителя электронной площадки).

При попытке подать заявку на участие в торгах 01.11.2022 и 02.11.2022 от оператора получен отказ в связи с необходимостью получения прав на совершение юридически значимых действий.

Таким образом, несмотря на регистрацию на ЭТП <...> не представилась возможность принять участие в торгах.

Оператор электронной площадки в своих возражениях указывает, что срок рассмотрения заявления на присоединение к Регламенту, заявки на получение прав на совершение юридически значимых действий составляет от 1 до 3 рабочих дней.

Таким образом, согласно положениям Регламента регистрация лица на сайте оператора с предоставлением ему возможности подать заявку на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора, могла осуществляться в течение девяти рабочих дней.

Фактически процедура регистрации на площадке и получение возможности подать заявку у заявителя заняли 7 рабочих дней.

Вместе тем согласно пункта 2.2 Приказа для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением документов, указанных в пункте 2.2 Приказа.

В соответствии с пунктом 2.4 Приказа в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

Согласно пунктом 2.6 Приказа зарегистрированным на электронной площадке лицам присваивается статус организатора торгов, участника торгов.

Таким образом, из положений Приказа следует, что регистрация на электронной площадке осуществляется в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию, и по итогам регистрации на электронной площадке, зарегистрированное на электронной площадке лицо приобретает статус участника торгов и, соответственно, возможность подавать заявки на участие в торгах, проводимых на электронной площадке.

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что указанные торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет длительной регистрации и авторизации на площадке, с помощью которой возможно подать заявку на участие в Торгах, не соответствует целям реализации имущества должника.

Между тем в настоящем случае требование о такой долгой и многоэтапной процедуре регистрации и авторизации на ЭТП следует признать необоснованным, поскольку оно не отвечает требованиям проведения торгов, сужает круг их потенциальных участников, что, в свою очередь, не отвечает публичному порядку проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, на основании пункта 3 статьи 139 ФЗ «О банкротстве» продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п.п. 3 - 19 статьи 110 и пункта 3 статьи 111 названного закона, с учетом особенностей, определенных статье 139 ФЗ «О банкротстве».

Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

В силу пункта 5 статьи 18.1 ФЗ «О банкротстве» арбитражный управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 ФЗ «О банкротстве»).

Нарушение указанных правил влечет последствия, устанавливаемые законодательством. В частности, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, которые нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок организации и проведения торгов, в том числе размещения информации о проведении торгов, подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган (частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что при установлении процедуры регистрации на сайте оператора и предоставления пользователю сайта оператора возможности принимать участие в торгах, несоответствующей Приказу№495, оператором электронной площадки нарушены требования пункта 2.4 Приказа.

Кроме того, невозможность подать <...> заявку на участие в торгах повлекла нарушение интересов кредиторов, заинтересованных в получении максимальной выгоды от реализации имущества должника.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что жалоба заявителя признается в рассматриваемой части обоснованной.

2. В своей жалобы заявитель указал, что организатор торгов не разместил на электронной площадке проект договора с электронной подписью.

Частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что сообщение о проведении торгов должно содержать, в том числе проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Комиссией Управления установлено, что на сайте ЕФРСБ в приложении к сообщению №9662348 прикреплен файл «Договор о задатке.docx», а также файл «Договор о задатке.docx.sig». Расширение файла «sig» подтверждает факт наличия электронно-цифровой подписи уполномоченного лица.

Учитывая изложенное, доводы заявителя о нарушении финансовым управляющим требований части 10 статьи 110 Закона о банкротстве признаются Комиссией необоснованными.

При рассмотрении вопроса о возможности выдачи предписания Комиссией Управления установлено, что по результатам проведения рассматриваемых торгов заключены договора купли-продажи по лотам №1 и №2. Учитывая наличие действующих гражданско-правовых договор у Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствуют полномочия в выдаче предписания об отмене результатов проведения торгов.

Между тем, при вынесении решения Комиссия Управления учитывает, что денежные средства (задатки), уплаченные заявителем в адрес оператора электронной площадки, до настоящего времени не возвращены.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости в выдаче оператору электронной площадки предписания о возврате денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> на действия организатора торгов <...> и оператора электронной площадки ООО «ТендерСтандарт»при проведении торгов с открытой формой подачи предложения о цене на право заключения договора по реализации имущества должника <...> по лоту №1: «Марка и(или) модель: НИССАН КАШКАЙ 1.6 Год выпуска: 2011 Идентификационный номер (VIN): <...> Номер шасси (рамы): - Номер кузова (кабины): <...> Цвет кузова (кабины): СВЕТЛОКОРИЧНЕВЫЙ Номер двигателя: <...> Рабочий объем (см³): 1598.0 Мощность кВт/л.с.): 84/114.0 Тип транспортного средства: Легковые автомобили комби (хэтчбек) (требует ремонта)» и лоту №2: «Марка и(или) модель: КИА РИО Год выпуска: 2015 Идентификационный номер (VIN): <...> Номер шасси (рамы): - Номер кузова (кабины): <...> Цвет кузова (кабины): Красный Номер двигателя: <...> Рабочий объем (см³): 1591.0 Мощность (кВт/л.с.): 90.5/123.0 Тип транспортного средства: Легковые автомобили седан», размещенном на сайте https://fedresurs.ru/, номер сообщения 9662348, обоснованной в части доводов о нарушении оператором электронной площадки требований пункта 2.4 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования пункта 2.4 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495.

3. Выдать оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 


 

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии

 

<...>
<...>

 

 

 

2022-31307

 

 

Связанные организации

ООО "ТендерСтандарт"
ИНН 6163109679, ОГРН 1116195010580