Письмо №АБ/21191/20 Решение от 17 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
ОАО «РЖД»
ООО «ФПК»
ООО «РТС-тендер»
|
РЕШЕНИЕ
№052/01/18.1-2688/2020
14 декабря 2020 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- <...> |
- |
заместитель председателя комиссии, |
- <...> |
- |
член комиссии, |
- <...> |
- |
член комиссии, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: |
||
- <...> |
- |
представителя ОАО «РЖД» (доверенность ), |
- <...> |
- |
представителя ОАО «РЖД» (доверенность ), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФПК» (далее также — ООО «ФПК», заявитель) на действия Горьковской дирекции по управлению терминально — складским комплексом — филиал ОАО «РЖД» (далее также — ОАО «РЖД», заказчик) при провидении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 4260/ЗКТЭ-ГВЦ/20 на право заключения договора на оказания комплекса услуг по уборке помещений и прилегающей территории, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32009733796,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «ФПК» на действия ОАО «РЖД» при провидении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 4260/ЗКТЭ-ГВЦ/20 на право заключения договора на оказания комплекса услуг по уборке помещений и прилегающей территории, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32009733796.
При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях заказчика.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ФПК» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 14.12.2020 (уведомление о рассмотрении жалобы от 09.12.2020 № ОШ/20388/20).
В свою очередь, ОАО «РЖД» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 4260/ЗКТЭ-ГВЦ/20 на право заключения договора на оказания комплекса услуг по уборке помещений и прилегающей территории, а также возражения на жалобу ООО «ФПК». В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя. 14.12.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «ФПК» на действия ОАО «РЖД».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ФПК» обладает правом на обжалование действий заказчика.
Заявитель жалобы считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Комиссия по делу №052/01/18.1-2688/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
1) 27.11.2020 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 4260/ЗКТЭ-ГВЦ/20 на право заключения договора на оказания комплекса услуг по уборке помещений и прилегающей территории, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32009733796.
Начальная (максимальная) цена договора - 3 003 633,48 руб.
2) Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Установлено, что закупка проводится в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее - Положение).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы установлены разделом 5 Положения.
Пунктом 79 раздела 12 Положения установлены конкурентные закупки к которым, помимо всего прочего, относится запрос котировок.
Разделом 20 Положения установлены требования к участникам закупки. Так, согласно названному разделу, иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
К таким требованиям относится наличие:
1) финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;
3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;
4) деловой репутации;
5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Согласно подпункту 1.7.1 пункта 1.7 части 1 Документации рассматриваемой закупки участник должен иметь опыт оказания услуг по комплексной уборке объектов, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании – приложении №1.1 к извещению о проведении запроса котировок.
При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по комплексной уборке объектов. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
В подтверждение опыта оказания услуг, участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении №1.3 к извещению о проведении запроса котировок о наличии требуемого опыта;
и
- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
и
- акты об оказании услуг;
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, установление требования о наличии опыта оказания услуг по комплексной уборке объектов, изложенным в документации образом, не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения, и применяется в равной степени по отношению ко всем участникам рассматриваемой закупки.
Следовательно, жалоба заявителя признается необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФПК» на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при провидении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 4260/ЗКТЭ-ГВЦ/20 на право заключения договора на оказания комплекса услуг по уборке помещений и прилегающей территории, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32009733796, необоснованной.
Заместитель
председателя комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
2020-26064