Решение б/н РЕШЕНИЕ № 655-ФАС52-КТ-41.9-09/06-12 (271-МА) от 10 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 655-ФАС52-КТ-41.9-09/06-12 (271-МА)

 

02 июля 2012 года                                                                                         город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Кирьякова С.Е.

-

заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля за размещением государственных заказов,

Атюлова М.А.

-

член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов,

Сдельников А.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов,

с участием:

Спирина С.А.

-

представителя ООО «Стандарт-Строй»  (доверенность №89-Д от 23.09.2011),

Соловьевой Е.А.

-

представителя   МКУ «Семеновстройсервис»  (доверенность б/н от 02.07.2012),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй» (далее также – ООО «Стандарт-Строй», заявитель) на действия аукционной комиссии администрации городского округа Семеновский Нижегородской области при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд,

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Стандарт-Строй» о нарушении аукционной комиссией администрации городского округа Семеновский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение общестроительных работ по устройству оснований покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок, номер извещения 0132300020212000048  (далее также - аукцион в электронной форме).

По мнению заявителя, аукционная комиссия администрации городского округа Семеновский Нижегородской области неправомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО «Стандарт-Строй», что противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов).

На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители
ООО «Стандарт-Строй» не присутствовали. Доказательства надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.

Представители администрации городского округа Семеновский Нижегородской области и муниципального казенного учреждения «Семеновстройсервис» с доводами, изложенными в жалобе ООО «Стандарт-Строй», не согласились, факт нарушения требований Закона о размещении заказов не признали, считают жалобу ООО «Стандарт-Строй» необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами, и осуществив внеплановую проверку рассматриваемого размещения заказа в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 №379, пришла к следующим выводам.

 

1) 22.05.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.rts-tender.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение общестроительных работ по устройству оснований покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок, номер извещения 0132300020212000048 и документация об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно указанным документам муниципальным заказчиком данного размещения заказа выступает муниципальное казенное учреждение «Семеновстройсервис», уполномоченный орган - администрация городского округа Семеновский Нижегородской области.

Оператором электронной площадки является ЭТП «RTS tehder».

Предметом муниципального контракта, заключаемого по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, является выполнение работ по устройству оснований покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 13 096 690,00 руб.

 

2) Часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определяет, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Частью 5 статьи 41.6 установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 названного Федерального закона.

Статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливаются обязательные требования ко всем участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, среди которых соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19714).

Таким образом, единственным требованием к участникам рассматриваемого размещения заказа, которое может и должно быть установлено в данной документации, является наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Между тем в разделе 2 Информационная карта документации об аукционе пунктом «Требования к участникам размещения заказа» установлено требование о наличии у участника размещения заказа Свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом настоящего аукциона в электронной форме (в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19714).

Кроме того, требование о наличии у участников размещения заказа (в случае выполнения работ лично) свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, по организации строительства не установлено.

Следовательно, установив требования к участникам размещения заказа подобным образом, администрация городского округа Семеновский Нижегородской области, нарушила положения части 4 статьи 11 и части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

3) В соответствии с частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов определены требования к составу второй части заявки, среди которых требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов требованиям. При этом частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частью 6 данной статьи не допускается.

В рассматриваемом случае подпунктом 6 пункта 16 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе и указания по ее заполнению» разделом 2 «Информационная карта открытого аукциона» документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копию Свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом настоящего аукциона в электронной форме (в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Учитывая изложенные выше выводы комиссии Нижегородского УФАС России в части требований к участникам размещения заказа, можно сделать вывод о том, что требование о предоставлении участником размещения заказа во второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе названного Свидетельства о допуске к конкретным видам работ противоречит положениям Закона о размещении заказов.

Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО «Стандарт-Строй» в рассматриваемой части и нарушении уполномоченным органом, утвердившим требования к составу второй части заявки в документации об открытом аукционе в электронной форме подобным образом, части 3 статьи 41.6, частей 6 и 7 статьи 41.8 Закон о размещении заказов.

 

4) 15.06.2012 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок на участие в названном открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в Протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 16 ЭА-05-12 от 15.06.2012.

Согласно названному протоколу на участие в открытом аукционе в электронной форме  подано 2 заявки, при этом участнику размещения заказа, подавшему заявку под номером 2 (ООО «Стандарт-Строй»), отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по следующему основанию: «характеристики применяемых материалов не соответствуют заявленным в сметной документации (основание п.2 ч.4 ст.41.9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)». На заседании комиссии установлено, что фактически основанием для отказа допуске явилось несоответствие марки и типа асфальтобетонной смеси, предлагаемой к использованию участником размещения заказа при выполнении работ.

Частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 названного Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Согласно части 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей.

По смыслу части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ, и не допускает участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления сведений, предусмотренных пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов или предоставления недостоверных сведений (пункт 1 части 4 статьи 41.9), и в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 названного закона, требованиям документации об открытом аукционе (пункт 2 части 4 статьи 41.9). Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается.

По смыслу пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Как установлено, разделом 3 «Техническое требования, технические характеристики и технические условия» документации об открытом аукционе в электронной форме не предусмотрены требования к материалам: асфальтобетонные смеси, битум щебень и т.д. Также из документации открытого аукциона прямо не следует, что первая часть заявки должна содержать сведения, указанные в Локальном сметном расчете №1 и Локальном сметном расчете №2, в том числе по позициям асфальтобетонные смеси, битум щебень и др.  Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в документации об открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение общестроительных работ по устройству оснований покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок не содержится.

Следовательно, участник размещения заказа не должен был в первой части заявки указывать конкретные показатели таких материалов.

Анализ первой части заявки ООО «Стандарт-Строй» показал, что в ней отсутствуют конкретные показатели по позициям товаров, требования к которым в документации не установлены.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что отказ в допуске участнику размещения заказа, подавшему заявку под номером 2 (ООО «Стандарт-Строй»), в связи с отсутствием характеристик предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров по позиции «Асфальтобетонные смеси», битум, щебень и т.д., зафиксированные в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 16 ЭА-05-12 от 15.06.2012 является неправомерным.

Следовательно аукционная комиссия администрация городского округа Семеновский Нижегородской области, отказав в допуске к участию ООО «Стандарт-Строй» по рассматриваемому основанию, нарушила положения части 3 и 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.

С учетом вышеизложенного жалоба ООО «Стандарт-Строй» признается обоснованной.

 

Частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов определено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 названного Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.

Между тем данный протокол не подписан представителем заказчика, что свидетельствует о нарушении МКУ «Семеновстройсервис» 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.

 

6) В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении нарушения требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные уполномоченным органом - администрацией городского округа город Бор Нижегородской области - нарушения части 4 статьи 11, частей 3 и 5 статьи 41.6, частей 6 и 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов  аукционной комиссией администрации городского округа Семеновский Нижегородской области - нарушения части 3, 4 и 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов повлияли на результаты размещения заказа и могут быть устранены в данном конкретном случае только путем внесения соответствующих изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме и отмены протоколов, составленных в ходе проведения названного открытого аукциона в электронной форме, что указывает на необходимость выдачи уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной площадки соответствующего предписания.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.

По мнению комиссии Нижегородского УФАС России, допущенное МКУ «Семеновстройсервис» нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в рассматриваемом случае также не повлияли и не могли повлиять на результаты размещаемого заказа, в связи с чем необходимость выдачи предписания об устранении таких нарушений заказчику отсутствует.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов

 

решила:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй» на действия аукционной комиссии администрации городского округа Семеновский Нижегородской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение общестроительных работ по устройству оснований покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок, номер извещения 0132300020212000048 обоснованной.

 

  1. Признать заказчика – МКУ «Семеновстройсервис» - нарушившим часть 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

  1. Признать уполномоченный орган – администрация городского округа Семеновский Нижегородской области - нарушившим часть 4 статьи 11, частей 3 и 5 статьи 41.6, частей 6 и 7 статьи 41.8, частей 6 и 8 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

  1. Признать аукционную комиссию администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области нарушившей части 3, 4 и 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

  1. Предписание об устранении допущенных нарушений заказчику – МКУ «Семеновстройсервис» - не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты проведения указанного открытого аукциона в электронной форме.

 

  1. Выдать уполномоченному органу (администрация городского округа Семеновский Нижегородской области), аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП «RTS tehder»)  предписание об устранении допущенных нарушений.

 

5. Направить материалы дела уполномоченному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения дел по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                      С.Е. Кирьякова

 

 

Члены комиссии                                                                                                         М.А. Атюлова

 

 

    А.В. Сдельников

Связанные организации

Связанные организации не указаны