Решение б/н Решение по делу №673-ФАС52-05/13 в отношении ОАО "Сбербанк" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №673-ФАС52-05/13

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Комиссия) в составе:

 

- Смирнова С.В.

-

председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- Швецовой О.Ю.

-

члена Комиссии, начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

- Вареновой М. Г.

-

члена Комиссии, начальника отдела лицензирования банковской деятельности ГУ Банка России по Нижегородской области;

- Матиняна Б.Л.

-

члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №673-ФАС52-05/13 в отношении открытого акционерного общества «Сбербанк России» (адрес: 117997, Москва, ул. Вавилова, д. 19, адрес филиала в Нижегородской области: 603005, г.Нижний Новгород, ул. Октябрьская, д. 35), возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции», по обращению Б. Ю.В., в присутствии: представителей ОАО «Сбербанк России» Саловой И.А. (доверенность №1408/23-Д от 29.10.2013г.) и Думчевой Е.Н. (доверенность №800/7-ДГ от 13.01.2013г.); Председателя Товарищества собственников жилья №264 – И. А.А.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 19.03.2013 поступило обращение (вход. №1555) Б. Ю.В. (далее – Заявитель) на установление, по мнению заявителя, монопольно высоких тарифов по приему жилищно-коммунальных платежей через ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) в пользу Товарищества собственников жилья №264 (603148, г.Нижний Новгород, ул.Мечникова, д.71) при наличии договора ТСЖ с Банком.

В связи с тем, что действия ОАО «Сбербанк России» содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Нижегородским УФАС России проанализирован аналитический отчет по рынку банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области.

По смыслу части 7 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007г. N409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

  • доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

  • доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Анализ рассчитанных показателей концентрации показал, что рынок банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области являетсявысококонцентрированным.

Основными игроками данного рынка являются: ОАО «Сбербанк России», ОАО АКБ «Саровбизнесбанк», ОАО «ТрансКредит Банк», ООО КБ «Центральный Европейский Банк».

На основании проведенного анализа абсолютным лидером и самым крупным продавцом на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области является ОАО «Сбербанк России».

В процессе анализа товарных рынков в период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. установлено, что доля ОАО «Сбербанк России» на данном рынке на территории Нижегородской области составляет:

- в 2012 году 85,38%;

- в I квартале 2013 года 82,41%.

Хозяйствующие субъекты, которые могли бы на равных конкурировать с ОАО «Сбербанк России» как на территории города Нижнего Новгорода, так и на территории области в целом, отсутствуют. <...>

Специалисты Нижегородского УФАС России, использовав информацию, полученную от Главного Управления Центрального Банка Нижегородской области, ресурсоснабжающих организаций Нижегородской области, ОАО «Сбербанк России», а также иных организациях, осуществляющих прием платежей по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) на территории Нижегородской области, пришли к выводу о том, что на рынкебанковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение (аналитические отчеты приложены к материалам дела).

Таким образом, действия ОАО «Сбербанк России» могут быть предметом рассмотрения антимонопольного органа, как содержащие признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с указанными обстоятельствами, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 18 июня 2013 года подписан приказ №254 о возбуждении дела, 19 июня 2013 года вынесено Определение о назначении дела, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», к рассмотрению на 14.08.2013 года. Рассмотрение дела завершено 17.12.2013г.

Изучив материалы дела, проанализировав содержание обращений и устные доводы заявителей, позицию ответчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

ОАО «Сбербанк России» оказывает ТСЖ и ДУК банковскую услугу по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц.

Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья вправеопределять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Исходя из вышеизложенных статей Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Все затраты ТСЖ распределяет в виде взносов для каждого собственника помещения в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и затраты на комиссию Банка за оказанные услуги, так же возлагаются на собственников помещений, то есть на физических лиц, которые оплачивают данные взносы.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Сбербанк России» представило 35 договоров, заключенных между ОАО «Сбербанк России» и ТСЖ или ДУК, представленные банком с письмом от 13.09.2013 исх.№01/1370 (приложены к материалам дела).

Определением дела №673-ФАС52-05/13 от 15.08.2013г. (исх.№СС-05/5609 от 15.08.2013г.) к рассмотрению дела привлечено Товарищество собственников жилья №264, в качестве заинтересованного лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ТСЖ №264 заключило с ОАО «Сбербанк России» договор №1001/08 от 20.05.2008 о приеме структурными подразделениями Сбербанка России, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории г.Нижнего Новгорода и устройствами самообслуживания, платежей физических лиц в пользу ТСЖ №264.

Согласно пункту 2 данного договора плата за услуги, предоставляемые Банком, взимается в пользу филиала Банка, осуществляющего прием и перечисление средств, и устанавливается в размере 2,75%.

По утверждению представителя Банка, к указанному размеру комиссии стороны пришли путем переговоров.

Между ОАО «Сбербанк России» и ТСЖ №264 заключен новый договор от №1000 12.04.2013г. о приеме платежей подразделениями Банка на территории г.Нижнего Новгорода в пользу ТСЖ №264, с установлением платы за услуги, предоставляемые Банком в размере 2,5%, что на 0,25% ниже, чем по предыдущему аналогичному договору.

Представитель Банка объяснил, что комиссия снижена в связи с тем, что по новому договору стороны пришли к соглашению о том, что бумажная досылка отчетов со стороны Банка не будет осуществляться, отчет Банком представляется исключительно в электронном виде.

Обоснование снижения комиссии на 0,25%, а не на иную величину, представитель Банком не представлено.

Из пояснений председателя ТСЖ №264 (протокол заседания Комиссии от 04.12.2013г.) следует, что бухгалтер товарищества обратился в устной форме к представителям Банка с просьбой снизить процентную ставку по ранее заключенному договору. После обращения Б. Ю.В. с заявлением в Нижегородское УФАС России на действия банка (19.03.2013г.), 12.04.2013г. ОАО «Сбербанк России» предложил ТСЖ №264 заключить новый договор с уменьшенной комиссией с 2,75% до 2,5%.

По утверждению председатель ТСЖ №264, договор с ОАО «Сбербанк России» был заключен товариществом в связи с удобством оплаты коммунальных услуг для жильцов, т.к. банк имеет самую обширную филиальную сеть на территории города Нижнего Новгорода.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что Банк не взимает комиссию с физических лиц, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги в пользу ТСЖ №264. Представитель Банка пояснил, что при отсутствии договора ОАО «Сбербанк России» с ТСЖ или ДУК, с физического лица за перевод денежных средств в пользу юридического лица (ТСЖ или ДУК) взимается комиссия, так как данная финансовая услуга в банке является платной.

Банк представил список аналогичных договоров с иными ТСЖ, ДУК и ресурсоснабжающими организациями, действующими и заключенными на территории Нижегородской области. Процентная ставка по данным договорам варьируется от 0,8% до 7%. Как предположил представитель Банка, данная разница может зависеть от потока полученных денежных средств плательщиков тех или иных ТСЖ, или ДУК.

Комиссия Нижегородского УФАС России неоднократно предлагала ОАО «Сбербанк России» представить обоснование назначения комиссии по договорам с ТСЖ и ДУК (Определением о назначении дела №673-ФАС52-05/13 от 18.06.2013г. (исх.№СС-05/4112 от 19.06.2013г.), Определением об отложении дела от 15.08.2013г. (исх.№СС-05/5609 от 15.08.2013г.), Определением об отложении дела от 19.09.2013г. (исх.№СС-05/6598 от 19.09.2013г.). Однако Банком такое обоснование не представлено.

В ходе рассмотрения дела 09.10.2013г., представитель Банка сообщил, что размер комиссия по договорам, заключенным ОАО «Сбербанк России» с ТСЖ или ДУК зависит, в основном, от трех параметров, которые запрашиваются Банком в первую очередь до заключения договора, а именно:

  • общий объем платежей;

  • средняя сумма одного платежа;

  • количество планируемых платежей.

Кроме того, по утверждению представителя ОАО «Сбербанк России», объем оказываемых Банком услуг ТСЖ или ДУК отличается, и договоры заключены обособленными подразделениями Банка самостоятельно и индивидуально с каждой организацией, исходя из вышеизложенных критериев и обычаев делового оборота, сформировавшихся в Российской Федерации.

Определением об отложении и о продлении срока рассмотрения дела №673-ФАС52-05/13 от 09.10.2013г. (исх.№СС-05/7232 от 10.10.2013г.) Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение привлечь к участию в рассмотрении дела Товарищество собственников жилья №231 (603140, г.Нижний Новгород, Ленина проспект, д.24а) в качестве заинтересованного лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела председатель ТСЖ №231 – Б. И.И. сообщила, что ранее (до 03.07.2012г.) между ТСЖ №231 и ОАО «Сбербанк России» был заключен договор о приеме коммунальных платежей с процентной ставкой 2,7%. Б. И.И., проанализировав способы оплаты собственниками помещений коммунальных платежей, установила, что из 72 квартир дома, обсуживающегося ТСЖ №231, жители 69 квартир оплачивают коммунальные услуги через отделения ОАО «Сбербанк России». Средний платеж по одной квитанции составляет около 3350 руб., общий объем платежей за месяц составляет около 231 тыс. руб. В связи с этим, в августе 2013 года Б. И.И. обратилась в ОАО «Сбербанк России» с просьбой снизить процентную ставку, для чего, сотрудник Банка попросил её написать письменное обращение в свободной форме, с указанием среднего размера платежа, общего объема платежей и количества платежей за месяц. 20.08.2013г. между ОАО «Сбербанк России» и ТСЖ №231 заключено дополнительное соглашение к договору №142 с комиссией за обслуживание, составляющей 2,2%. По утверждению Б. И.И., ОАО «Сбербанк России» выполняет следующий объем работ по данному договору: принимает платежи от жителей данного дома, переводит денежные средства в счет ТСЖ №231, направляет структурированные платежи в электронном виде в адрес ТСЖ 231. Комиссия Нижегородского УФАС России обращает внимание на то, что снижение комиссии по данному договору с 2,7% до 2,2% произошло после возбуждения дела в отношении ОАО «Сбербанк России».

Председатель ТСЖ №264 сообщил, что при объемах платежей около 500 тыс. руб. в месяц, и оказании ОАО «Сбербанк России» аналогичного объема услуг, комиссия банка составляет 2,5%.

Представители Банка назвали ряд факторов, которые влияют на конечный размер комиссии, а именно:

  • территория действия договора;

  • способ оплаты;

  • общий объем платежей за месяц;

  • средний ежемесячный платеж;

  • количество платежей;

  • способ предоставления реестров платежей юридическому лицу.

Комиссия считает, что указанные доводы ОАО «Сбербанк России» опровергаются материалами дела.

Специалистами Нижегородского УФАС России проанализированы информация и договора, представленные ОАО «Сбербанк России».

Специалисты Нижегородского УФАС России провели сравнительный анализ представленных договоров и на примере договора ОАО «Сбербанк России» и ТСЖ №6 и договора ОАО «Сбербанк России» и ООО «Управляющая компания» более подробно рассмотрели влияние данных факторов на комиссию Банка.

Договора с ТСЖ №6 имеет территорию действия исключительно Кстовский район Нижегородской области, а ООО «Управляющая компания» - территорию действия договора: Городецкий, Чкаловский, Балахнинский, Сокольский, Ковернинский районы Нижегородской области. Комиссия ООО «Управляющая компания» с большей территорией действия договора составляет 0,8%, а комиссия ТСЖ №6 – 1,18%. Представители Банка в ходе рассмотрения дела 04.12.2013г. не смогли дать объяснения по данному факту, так же утверждали, что территория действия договора влияет на комиссию банка, но каким образом в большую или меньшую пояснить не смогли.

Кроме того, зависимость комиссии от объема платежей не установлена, а именно: с комиссией по договору 0,8% ООО «Управляющая компания» имеет объем платежей равный 82 399,95 руб., с комиссией 1,18% ТСЖ №6 – 237 330,66 руб.

Проведенный анализ по представленным ОАО «Сбербанк России» материалам и договорам, отсутствие у общества регламентирующих документов на установление комиссии при обслуживании ТСЖ и ДУК, а так же отсутствие себестоимости услуг, предоставляемых Банком юридическим лицам, подтверждает тот факт, что Банк, занимая доминирующее положение на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц, устанавливает в одностороннем порядке ничем необоснованный размер комиссии.

В связи с вышеизложенным, довод представителей банка о том, что для физических лиц услуги Банка при наличии договора с ТСЖ или ДУК предоставляются бесплатно Комиссия считает несостоятельным, поскольку конечным плательщиком установленной Банком комиссии по данным договорам являются физические лица.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области, доля Банка на 31.03.2013г. составляла 82,41%.

Большее количество платежей и объем денежных средств проходит именно через ОАО «Сбербанк России», поэтому Банк по своему усмотрению, в одностороннем порядке предлагает ту или иную комиссию при заключении договора с ТСЖ или ДУК. Данная комиссия ОАО «Сбербанк России» не является аргументированной, и не регламентирована ни какими внутренними документами Банка.

Таким образом, установление ОАО «Сбербанк России» необоснованного, документально неутвержденного размера комиссии, которая на территории Нижегородской области варьируется от 0,8% до 7%, ущемляет интересы других лиц и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия открытого акционерного общества «Сбербанк России», занимающего доминирующее положение на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц в границах Нижегородской области, выразившиеся в установлении необоснованного размера комиссии в договорах с ТСЖ и ДУК, является ущемление интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Выдать ОАО «Сбербанк России» предписание об устранении выявленного правонарушения.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 стать 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме в течение десяти дней с момента вынесения.

На основании статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии С.В. Смирнов

Члены Комиссии М.Г. Варенова

Б.Л. Матинян

О.Ю. Швецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны