Решение б/н Решение №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10 в отношении ОАО «ОТП Банк... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                  
РЕШЕНИЕ №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10
 
01 июля 2010 года                                                                         г.Н.Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Швецова О.Ю.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Филатова Е.А.
-
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10, возбужденное в отношении ОАО «ОТП Банк» по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии: представителя ОАО «ОТП Банк» по доверенности от 14.05.2010 №718 - Савенковой И.В.,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» на территории Нижегородской области специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выявлено рекламное сообщение ОАО «ОТП Банка»: «Получить царский кредит наличными? 15% годовых в рублях», размещенное на объекте наружной рекламы в городе Нижний Новгород на улице Звездинка у дома 5. В рекламном сообщении информация о существенных условиях финансовой услуги указана мелким, трудным для восприятия шрифтом.
Специалистами Нижегородского УФАС России составлен Акт осмотра №1 от 25.02.2010 с приложением фотографий рекламных сообщений.
Реклама ОАО «ОТП Банк» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28,  части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
ФАС России письмами от 21.04.2010 исх.№АК/11771, от 24.05.2010 №АК/15791 наделила полномочиями Нижегородское УФАС России на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ОАО «ОТП Банк» по признакам нарушения законодательства о рекламе.
04 мая 2010 года Нижегородским УФАС России в отношении ОАО «ОТП Банк» возбуждено производство по делу №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
01 июля 2010 года состоялось рассмотрение Комиссией Нижегородского УФАС России дела №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10  по существу.
Изучив материалы дела №606-ФАС52-Р-5,28-07/04-10, представленные ОАО «ОТП Банк» документы, заслушав позицию ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с Приказом от 25.01.2010 №27 «О введении в действие параметров и условий продукта нецелевого кредитования «ОТП Стандарт Плюс», утвержденным президентом ОАО «ОТП Банк» Коровиным А.А., в банке введен в действие кредитный продукт «ОТП Стандарт Плюс».
В соответствии с Дополнительным соглашением №10/10 от 25.01.2010 к Договору №1 от 26.03.2010  (на основании счета №10/10 от 26.01.2010) реклама кредитного продукта «ОТП Стандарт Плюс» в период с 01.02.2010 по 28.02.2010 размещалась на 14 объектах стабильного территориального размещения в городе Нижний Новгород.
В соответствии с макетом рекламы, представленным ОАО «ОТП Банк», и рекламой, выявленной специалистами Нижегородского УФАС России, текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:
- основная часть, написанная крупным шрифтом: «Получить царский кредит наличными? 15% годовых в рублях. Екатерина Великая сотрудница ОТП Банка. Естественно! Ул.Малая Покровская, д.6, корп.2. 8-800-100-55-55 звонок бесплатный. ОТП Банк. Доверяя друг другу. Кредит наличными».
- часть, отмеченная знаком «*» и написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом в нижней части рекламного сообщения: «Сумма кредита 15000 – 400000 рублей РФ включительно. Срок кредита: до 6 месяцев. Единовременная плата по кредиту: 2% от суммы кредита. Ежемесячная плата по кредиту не взимается. Возможное полное и частичное досрочное погашение кредита. Минимальная сумма досрочного погашения 4000 рублей РФ. Комиссия за досрочное погашение не взимается. Обязательное обеспечение: поручительство физического лица (до 50 000 рублей РФ вкл. – для филиалов ОАО «ОТП Банк», до 100 000 рублей РФ вкл. – для филиала «Санкт-Петербургский» и г.Москвы, возможно предоставление кредита без поручительства физического лица). Условия действительны на 25.01.2010. Генеральная лицензия №2766. ОАО «ОТП Банк». Реклама».
Информация о существенных условиях рекламируемой услуги написана мелким шрифтом, трудным для восприятия. Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях финансовой услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком финансовой услуги - процентная ставка по кредиту – 15% годовых в рублях.
Согласно пункту 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Пунктом 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Поскольку распространенная ОАО «ОТП Банк» реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. При этом, для того, чтобы признать наличие такой информации в рекламе, она должна быть выполнена способом, позволяющим ее воспринимать потребителями, в том числе должна быть достаточно крупного размера.
Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита, в форме невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги. Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
В ходе рассмотрения дела ОАО «ОТП Банк» представило «Отчет о результатах маркетингового исследования», проведенного ООО «АйКьюЛайн». Согласно заключению ООО «АйКьюЛайн», тестируемый продукт позволяет считывать необходимую для проявления интереса к рекламируемой услуге информацию с дистанции от 50 до 20 метров, а всю содержащуюся информацию более чем 97% потенциальных клиентов могут считать на расстоянии от 12 до 15 метров. При этом из содержания «Отчета» следует, что свыше 78% респондентов указало на присутствие «*» - традиционного символа, обозначающего наличие дополнительных условий, указанных ниже основного сообщения. Из опрошенных – почти 90% высказало предположение о характере информации, указанной мелким шрифтом: «какое-то пояснение к условиям предоставления наличного кредита под 15%».
Комиссия Нижегородского УФАС России считает данный документ ненадлежащим доказательством по делу и не может принять Отчет по следующим основаниям:
- ООО «АйКьюЛайн» не является организацией, уполномоченной на проведение маркетинговых, научно-исследовательских и экспериментальных исследований;
- ОАО «ОТП Банк» предложило ООО «АйКьюЛайн» на исследование рекламное сообщение, размещенное на входе в Торговый центр «МЕГА», где потребители рекламы имеют возможность подойти непосредственно к рекламному сообщению на неограниченное время. Однако рассматриваемая в рамках данного дела реклама была размещена на объектах наружной рекламы, находящихся вдоль проезжей части, в связи с чем, потребители не имели возможности ознакомиться с содержанием рекламного сообщения, написанным мелким шрифтом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что ОАО «ОТП Банк» в рассматриваемом рекламном сообщении фактически рекламирует кредитный продукт «ОТП Стандарт Плюс», а не «царский кредит».
Таким образом,  реклама ОАО «ОТП Банк» противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28,  части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 ФЗ «О рекламе», несет   рекламодатель.
Рекламодателем рекламы «Получить царский кредит наличными? 15% годовых в рублях», распространяемой на объектах наружной рекламы в городе Нижний Новгород в период с 01.02.2010 по 28.02.2010, является ОАО «ОТП Банк». Таким образом, Общество несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что размещение рекламы ОАО «ОТП Банк» на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ОАО «ОТП Банк», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28,  части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ОАО «ОТП Банк».
 
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2010 года. 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны