Решение б/н РЕШЕНИЕ № 711-ФАС52-КТ-41.6-09/07-12 (293-МА) от 10 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 711-ФАС52-КТ-41.6-09/07-12 (293-МА)

 

09 июля 2012 года                                                                                         город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Кирьякова С.Е.

-

заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля за размещением государственных заказов,

Атюлова М.А.

-

член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов,

Сдельников А.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов,

с участием:

Анциферов П.А.

-

представителя  ООО «ИГНА» (доверенность №89-Д от 23.09.2011),

Мясникова А.А.

-

главы администрации города Чкаловска Нижегородской области  (доверенность №7 от 05.07.2012),

Юницкого А.Н.

-

представителя  администрации города Чкаловска Нижегородской области (доверенность №8 от 05.07.2012),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИГНА» (далее также –               ООО «ИГНА», заявитель) на действия администрации города Чкаловска Нижегородской области при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «ИГНА» о нарушении администрацией города Чкаловска Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области, номер извещения  0132300022612000016 (далее также - аукцион в электронной форме).

По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме содержит  требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа, что противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов).

С учетом изложенного ООО «ИГНА» просит Нижегородское УФАС России выдать заказчику - администрации города Чкаловска Нижегородской области - предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители администрации города Чкаловска Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе ООО «ИГНА», не согласились, факт нарушения требований Закона о размещении заказов не признали, считают жалобу ООО «ИГНА» необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами, и осуществив внеплановую проверку рассматриваемого размещения заказа в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 №379, пришла к следующим выводам.

 

1) 20.06.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области с реестровым номером 0132300022612000016 и документация об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно указанным документам муниципальным заказчиком данного размещения заказа выступает администрация города Чкаловска Нижегородской области.

Оператором электронной площадки является закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».

Предметом муниципального контракта, заключаемого по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, является выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 783 205,00 рублей.

 

2) В соответствии с частью 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также в случае, предусмотренном частью 2 статьи 41.5 названного закона, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

По смыслу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

             Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 20.06.2012. То есть, в соответствии с требованиями названных ранее норм, срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 11.07.2012.            

             Однако фактически сроком окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, является – 09 00 10.07.2012.

 Таким образом, заказчик, разместив указанное извещение подобным образом, сократил срок подачи заявок  на 1 день.

 На основании вышеизложенного комиссия Нижегородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о признании администрации города Чкаловска Нижегородской области нарушившей  требования части 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.

3) Порядок размещения заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован главой 3.1 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного закона.

Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что в аукционной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

При этом частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что добросовестным исполнением требований статьи 19.1 указанного закона признается размещение на официальном сайте документации, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта и иная предусмотренная частью 2 статьи 19.1 указанного закона информация.

Из анализа рассматриваемой аукционной документации следует, что в такой документации содержатся сведения об источниках информации (письмо Министерства экономики Нижегородской области «О предварительной цене» исх.07.02.2012 № 305-10-636/12), используемых муниципальным заказчиком для определения начальной (максимальной) цены контракта, однако, сама информация (копии соответствующих документов и т.д.) и (или) расчеты по определению начальной (максимальной) цены контракта в такой документации отсутствуют.

Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком, утвердившим документацию об аукционе в электронной форме изложенным образом, положений частей 2 и 3 статьи 19.1 и части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

  1. Частью 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 названного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен указанной статьей.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме дата окончания подачи заявок - 20.06.2012.

Перечень сведений, которые должна содержать документация об открытом аукционе в электронной форме, определен статьей 41.6 Закона о размещении заказов. Таким образом, документация об открытом аукционе в электронной форме, содержащая в полном объеме необходимые сведения о материалах, о требованиях к техническим характеристикам работ в соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, используемых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, которые определены в проектно-сметной документации, должна быть размещена на официальном сайте также 20.06.2012.

Между тем, на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что проектно-сметная документация на выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области, локальные сметные расчеты, являющиеся неотъемлемой частью документации открытого аукциона в электронной форме на  право заключения государственного контракта не были приложены к документации и не размещены на официальном сайте 20.06.2012. Таким образом, участники, подавшие заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, не могли ознакомиться с требованиями к материалам, используемым при выполнении работ по контракту, а также о включенных в цену контракта затратах на оборудование, инвентарь, расходные материалы.

Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

 

5) В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Установлено, что при выполнении работ по предмету контракта используются материалы. Однако требования к таким материалам ввиде минимальных и максимальных показателей в рассматриваемой документации не установлены, что не соответствует положениям действующего законодательства.

С учетом изложенного администрация города Чкаловска Нижегородской области признается нарушившей часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

 

6) Пунктами 2 и 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на выполнение работ согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме и конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае отсутствия в документации указания на товарные знаки, используемых товаров.

На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что документацией открытого аукциона в электронной форме на  право заключения муниципального контракта  на выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области предусмотрено предоставление в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме «согласия участника размещения заказа на выполнение работ, на условиях, предусмотренных названной документацией об открытом аукционе в электронной форме» без указания технических характеристик (конкретных показателей) используемых при выполнении работ материалов, в то время как при выполнении работ по предмету контракта предполагается использование материалов.

Таким образом, установив требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подобным образом, заказчик нарушил положения пункта 1 части 3 статьи 41.6 и части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.

 

7) Часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определяет, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Частью 5 статьи 41.6 установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 названного Федерального закона.

Статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливаются обязательные требования ко всем участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, среди которых соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19714).

Таким образом, единственным требованием к участникам рассматриваемого размещения заказа, которое может и должно быть установлено в данной документации, является наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Между тем в разделе 2 документации об аукционе пунктом «Требования к участникам размещения заказа» установлено требование о наличии у участника размещения заказа Свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом аукциона в электронной форме.

Требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19714).

Кроме того, требование о наличии у участников размещения заказа (в случае выполнения работ лично) свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, не установлено.

Также согласно пункту 2 раздела 4  «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме» аукционной документации у участника размещения заказа должна быть копия лицензии на право монтажа дымоходов и вентиляционных каналов.

Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО «ИГНА» в рассматриваемой части.

Следовательно, установив требования к участникам размещения заказа подобным образом, администрация города Чкаловска Нижегородской области, нарушила положения частей 1 и 4 статьи 11 и части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

8) В соответствии с частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов определены требования к составу второй части заявки, среди которых требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов требованиям. Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что  участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

При этом частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частью 6 данной статьи не допускается.

В рассматриваемом случае разделом 2 «Требования к участникам размещения заказа» документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копию Свидетельства о допуске к работам, выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, с указанием перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом аукциона в электронной форме.

Учитывая изложенные выше выводы комиссии Нижегородского УФАС России в части требований к участникам размещения заказа, можно сделать вывод о том, что требование о предоставлении участником размещения заказа во второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе названного Свидетельства о допуске к конкретным видам работ и лицензии на право монтажа дымоходов и вентиляционных каналов противоречит положениям Закона о размещении заказов.

Между тем, как установлено в ходе заседания комиссии, в проектно-сметной документации не предусмотрено выполнение работ по монтажу дымоходов и вентиляционных каналов. Таким образом, заказчик, установив требование о наличии у участника лицензии на право монтажа дымоходов и вентиляционных каналов, действовал неправомерно.

Таким образом, заказчиком, утвердившим требования к составу второй части заявки в документации об открытом аукционе в электронной форме подобным образом, нарушил часть 3 статьи 41.6, части 6 и 7 статьи 41.8 Закон о размещении заказов.

 

9) В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении нарушения требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком  - администрацией города Чкаловска Нижегородской области - нарушения частей 1 и 4 статьи 11, частей 2 и 3 статьи 19.1, части 1 статьи 41.5, частей 3 и 5 статьи 41.6, части 1 статьи 41.7, частей 4 и 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов повлияли на результаты размещения заказа и могут быть устранены в данном конкретном случае только путем внесения соответствующих изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме и размещения таких изменений на официальном сайте, что указывает на необходимость выдачи заказчику и оператору электронной площадки соответствующего предписания.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИГНА» на действия администрации города Чкаловска Нижегородской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по газификации центральной части города Чкаловска Нижегородской области, номер извещения  0132300022612000016 обоснованной.

 

2. Признать заказчика – администрацию города Чкаловска Нижегородской области - нарушившим части 1 и 4 статьи 11, части 2 и 3 статьи 19.1, часть 1 статьи 41.5, части 3, 4 и 5 статьи 41.6, часть 1 статьи 41.7, части 4, 6 и 7 статьи 41.8  Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3. Выдать заказчику (администрация города Чкаловска Нижегородской области), и оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»)  предписание об устранении допущенных нарушений.

 

4. Направить материалы дела уполномоченному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения дел по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 1.4, 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                        С.Е. Кирьякова

 

 

Члены комиссии                                                                                                         М.А. Атюлова

 

 

    А.В. Сдельников

Связанные организации

Связанные организации не указаны