Решение б/н Решение по делу № 715-ФАС52-02/18 (ж) от 13 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
копия: <…>
(заявитель)
копия: <…>
(заказчик)
18.04.2018 №МВ-02/1797
РЕШЕНИЕ
по делу № 715-ФАС52-02/18 (ж)
13 апреля 2018 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
- <…> |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
- <…> |
- |
члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- <…> |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,- |
участием:
от <…> (заказчик): <…> (доверенность от 12.12.2017 №223),
рассмотрела 13 апреля 2018 года в заседании комиссии жалобу <…> (далее – <…>, заявитель) на действия <…> (далее - <…>, заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку КТП для нужд <…> (филиалов <…>, <…>, <…> и <…>) (929396) (извещение № 31705789252),
и установила:
06.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из УФАС по г. Москве поступила жалоба <…> на действия <…> при проведении закупочной процедуры
№ 31705789252.
Как следует из жалобы, 01.03.2018 заказчиком размещено уведомление об изменении даты и времени подведения итогов с 08.02.2018 на 19.03.2018, что, по мнению заявителя, нарушает предусмотренные частью 11 статьи 4 Федерального закона от 18.06.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сроки размещения изменений в извещение и документацию по закупке.
Также заявитель считает, что указанные действия повлекли за собой необоснованное удержание денежных средств <…>, предоставленных обществом заказчику в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
В связи с этим общество просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене протокола подведения итогов и проведении повторной процедуры закупки.
11.04.2018 жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 13.04.2018 в 12 часов 45 минут.
<…> на процедуру рассмотрения жалобы своих представителей не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель <…> сообщил комиссии Управления, что жалоба <…> является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. В возражениях на жалобу (письмо от 12.04.2018 б/н) заказчик указывает, что Законом о закупках внесение изменений в конкурсную документацию и извещение не ограничено. Положения Стандарта о закупках заказчика также предусматривают возможность внесения изменений в извещение и документацию по закупке, в том числе по срокам подведения итогов.
Также представитель заказчика пояснил, что перенесение сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупки вызвано техническими причинами, в частности уточнением технических параметров к закупаемой продукции организатором закупки –
<…>.
Заслушав представителя заказчика, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Вместе с тем по правилам части 10 статьи 3 Законом о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом данная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для обжалования в антимонопольный орган, в частности, одним из таких оснований является осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Поскольку жалоба заявителя содержит доводы о нарушениях, перечисленных
в части 10 статьи 3 Закона о закупках, Управление пришло к выводу, что жалоба
<…> должна быть принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с учетом положений части 13 статьи 3 Закона о закупках, согласно которым рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Законом о закупках в части 1 статьи 2 предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Часть 2 названной статьи определяет, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
На основании части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9); место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (пункт 11).
Вместе с тем частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Установлено, что 27.11.2017 <…> разместило в единой информационной системе (сайт закупок www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС), извещение № 31705789252 и закупочную документацию о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку КТП для нужд <…> (филиалов <…>, <…>, <…> и <…>) (929396).
20.12.2017 <…> в ЕИС размещено извещение об изменениях в документации и извещении по закупке, в соответствии с которыми дата окончания подачи заявок – 09.01.2018, дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 08.02.2018.
Между тем 01.03.2018 на сайте закупок опубликовано извещение (уведомление №3), которым определены следующие сроки: дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 19.03.2018, дата подписания протокола о результатах – не позднее 21.03.2018.
В соответствии с пунктом 3.12.6 закупочной документации при необходимости организатор, по решению конкурсной комиссии, вправе изменить срок подведения итогов по проводимой закупочной процедуре как в меньшую (раннюю), так и в большую (позднюю) сторону.
Аналогичные положения установлены в пункте 11 Приложения №6 Единого стандарта закупок <…>, в соответствии с которым <…> осуществляет свою закупочную деятельность.
Таким образом, из вышеизложенных положений следует, что возможность внесения изменений, в частности в сроки подведения итогов закупки, предусмотрена как Законом о закупках, так и положениями правового акта, регламентирующего правила закупки заказчика, закупочной документацией. При этом в силу части 11 статьи 4 Закона о закупках такие изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, должны быть размещены в ЕИС в течение 3 дней со дня их принятия решения.
Однако, как установлено комиссией Управления, из вышеупомянутого уведомления №3 не представляется возможным установить, что при размещении 01.03.2018
<…> в ЕИС извещения об изменении сроков подведения итогов закупки нарушен именно трехдневных срок для размещения в ЕИС принятых заказчиком решений о внесении изменений в извещение и закупочную документацию.
Вместе с тем комиссия отмечает, что формальное нарушение сроков принятия заказчиком решения относительно изменения сроков подведения итогов закупки после установленной даты подведения итогов не является основанием для отмены составленных в ходе проведения закупки протоколов и аннулирования закупочной процедуры.
Также в ходе рассмотрения жалобы комиссией Управления установлено, что в соответствии с пунктом 3.4.8.1 документации участник в составе своей Заявки представляет обеспечение исполнения обязательств, связанных с участием в Конкурсе и подачей Заявки, на сумму 2% от стоимости Заявки, с учетом НДС.
Обеспечение исполнения обязательств Участника может предоставляться Участником в форме банковской гарантии (п. 3.4.8.3) или путем внесения денежных средств на расчетный счет Организатора (п. 3.4.8.4). Выбор способа обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в открытом конкурсе и подачей Заявки, осуществляется Участником (пункт 3.4.8.2 документации).
При этом пунктом 3.4.8.5 конкурсной документации предусмотрено, что предоставленное Участником обеспечение исполнения обязательств, связанных с участием в Конкурсе и подачей Заявки, Организатор возвращает Участникам (банковскую гарантию – по запросу Участника (оригинал возвращается лично в руки представителю организации исполнительным сотрудником Организатора по адресу: <…>, при наличии доверенности на получение банковской гарантии; электронную банковскую гарантию – при помощи функционала Системы B2B-MRSK); денежные средства, внесенные в качестве обеспечения обязательств, связанных с участием в Конкурсе и подачей Заявки – путем перечисления денежных средств на счет, реквизиты которого указаны в Заявке Участника) в следующих случаях и в следующие сроки:
- всем Участникам – в течение семи рабочих дней со дня принятия Организатором решения об отказе от проведения Конкурса;
- в течение семи рабочих дней со дня поступления Организатору уведомления об отзыве Участником Заявки;
- всем Участникам – в течение семи рабочих дней со дня признания Конкурса несостоявшимся;
- всем Участникам – в течение семи рабочих дней со дня публикации итогового протокола по выбору Победителя (раздел 3.18);
- Победителю – в течение семи рабочих дней со дня заключения договора.
Следовательно, довод заявителя о необоснованном удержании его денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре, комиссия считает несостоятельным, поскольку случаи и сроки возвращения таких денежных средств прямо предусмотрены положениями закупочной документации.
Таким образом, изучив материалы закупочной документации, вышеустановленные фактические обстоятельства, проанализировав действующие нормы законодательства о закупках, комиссия приходит к выводу, что заказчиком при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку КТП для нужд <…> (филиалов <…>, <…>, <…> и <…>) (929396) соблюдены требования, установленные Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и не нарушены положения антимонопольного законодательства.
Как следует из части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
С учетом установленных фактических обстоятельств и правовых оснований комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
решила:
жалобу <…> на действия <…> при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку КТП для нужд <…> (филиалов <…>, <…>, <…> и <…>) (929396) (извещение № 31705789252) признать необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии <…>
Члены комиссии <…>
<…>