Решение №НБ/13888/20 решение от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


решение


Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области , 607600, Нижегородская область, г.Богородск, ул.Ленина, 206, official@adm.bgr.nnov.ru







РЕШЕНИЕ

по делу №052/01/17-676/2020

                                                                 

г. Нижний Новгород


 

Резолютивная часть решения оглашена: 27 августа 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено: 03 сентября 2020 г.   

 


Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

<...>

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

-

начальник отдела

 

<...>

-

специалист-эксперт

 









           рассмотрев дело № 052/01/17-676/2020 по признакам нарушения администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителя ответчика: <...>  (доверенность),


УСТАНОВИЛА:


На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24.01.2020 № 5/20 «О проведении плановой выездной проверки» проведена проверка в отношении администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация).

По результатам проверки представленных администрацией документов установлено следующее.

Администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области проведен конкурс по продаже муниципального имущества (объекты электроэнергетики) (номер извещения 140817/0099875/01).

Порядок продажи муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон №178-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В Документации по указанному выше аукциону администрацией не определен перечень инвестиционных обязательств, а также не указан предельный срок их исполнения.

Однако Законом №178-ФЗ предусмотрена обязанность установления инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, включая в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, в указанных действиях администрации Богородского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, приказом Нижегородского УФАС России №58/20 от 01.04.2020 возбуждено дело №052/01/17-676/2020 в отношении администрации Богородского муниципального района Нижегородской области по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 02.04.2020 года №НБ/4391/20 дело №052/01/17-676/2020 назначено к рассмотрению на 26.05.2020 года в 14:00.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело, о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

03.08.2020 года Председателем Комиссии, в присутствии членов Комиссии, а также представителей ответчика оглашено заключение об обстоятельствах дела №052/01/17-676/2020.

На основании части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела №052/01/17-676/2020 отложено на 27.08.2020 года.

Рассмотрение дела №052/01/17-676/2020 по существу состоялось 27.08.2020.

В ходе рассмотрения дела №052/01/17-676/2020 по существу представитель администрации Богородского муниципального района Нижегородской области не согласился с вмененным нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и придерживалась позиции, изложенной в письменных пояснениях (исх. от 21.08.2020 №104-001-373842/20).


Заслушав сторону по делу, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.


В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Как установлено материалами дела, администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области проведен конкурс по продаже муниципального имущества (объекты электроэнергетики) (номер извещения <...>).

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ  содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества.

Согласно пункту 8 статьи 30.1 Закона 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в:

1) договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;

2) договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Согласно конкурсной документации при продаже муниципального имущества установлены следующие обременения:

1) имущество с лота № 1  по лот № 22, обременено договором  аренды муниципального имущества от 11 декабря 2015 г. № 31 сроком до 26  декабря 2018 г.;

2) имущество  обременено эксплуатационным обязательствами,  которые обязан выполнять победитель конкурса (бессрочно):

-  использовать и эксплуатировать имущество в соответствии с Федеральным законом  от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденными Минэнерго России от 08.07.2002 №204 и другими нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере электроэнергетики исключительно по назначению – для отпуска электроэнергии и оказания услуг по электроснабжению потребителей и абонентов Богородского муниципального района Нижегородской области бессрочно;

- обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуги допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем регламентируется Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденными Минэнерго России от 08.07.2002 №204, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и действующим законодательством Российской Федерации.

Эксплуатационные обязательства в отношении объектов электросетевого хозяйства и отдельных объектов таких систем, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.

Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств, приватизируемого имущества утвержден Решением Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 23.07.2015 № 79.

Однако в Документации не определен перечень инвестиционных обязательств, а также не указан предельный срок их исполнения.

Из пояснений администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, администрация не является субъектом электроэнергетики, инвестиционные обязательства в отношении Имущества отсутствуют.

Однако, статья 30.1 ФЗ № 178-ФЗ не содержит исключений в отношении возможности неустановления инвестиционных и эксплуатационных обязательств при продаже объектов электросетевого хозяйства в зависимости от того, являются ли собственники (продавцы) муниципального имущества субъектами электроэнергетики.

Государственные и муниципальные органы, выступающие как собственники (продавцы) государственного и муниципального имущества, априори не являются субъектами электроэнергетики, но при этом статья 30.1 ФЗ № 178-ФЗ содержит обязательные требования в части установления обременения объектов электроэнергетики обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства) и обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Данные ограничения обусловлены спецификой отчуждаемого имущества и необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц - потребителей электрической энергии и приватизация объектов энергетики допускается при условии обременения имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 года по делу №305-ЭС18-134560).

Кроме того, Законом №178-ФЗ предусмотрена обязанность установления инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, включая в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, вышеуказанные действия администрации Богородского муниципального района Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленным нарушением Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи администрации Богородского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 


РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать администрации Богородского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

    1. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 


 

<...>

 


 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


















Идентификатор




Связанные организации

Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области
ИНН 5245004450, ОГРН 1025201454024