Решение №ОШ/17034/20 О признании рекламы ненадлежащей от 22 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

НО «ФРПВИ НО»

___________________

603082, г. Нижний Новгород,

ул. Костина, д.2, оф. 126

 

603006, г. Нижний Новгород, ул. М.Горького, д.117, оф. 1313 (бизнес-центр «Столица Нижний»)


 

Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

603134, г. Нижний Новгород, ул. Костина, д. 2

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-1825/2020

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>    
     
     

рассмотрев дело №052/05/28-1825/2020, возбужденное в отношении Некоммерческой организации «Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области» по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя НО «ФРПВИ НО» по доверенности от 10.01.2019 – <...>. и представителей Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области по доверенности от 05.10.2020 – <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления контроля за соблюдением требований ФЗ «О рекламе» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 16.07.2020 выявлено рекламное сообщение:  «… ЛЬГОТНЫЕ ЗАЙМЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОД 1% ИЛИ 5%...», содержащее признаки нарушения рекламного законодательства.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 01.09.2020 возбудило дело №052/05/28-1825/2020 в отношении рекламодателя – НО «ФРПВИ НО» по признакам нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» относится к рекламе кредита или займа, предоставляемых заемщикам - физическим лицам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что займы предоставляются юридическим лицам, в связи с этим Определением от 11.09.2020 спорное рекламное сообщение переквалифицировано, как содержащее признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Данные действия Комиссии Нижегородского УФАС России не противоречат Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508.

Рассмотрение дела по существу состоялось 08.10.2020.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В ходе осуществления контроля за соблюдением требований ФЗ «О рекламе» специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 16.07.2020 выявлено, что по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 434 километр трассы М-7 размещена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Фонд развития промышленности Нижегородской области ЛЬГОТНЫЕ ЗАЙМЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОД 1% ИЛИ 5% Единый телефон Консультационного центра <...> ФРП Фонд Развития Промышленности ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР WWW.FRPNN.RU».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Сообщение направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – НО «ФРПВИ НО», товарами являются – льготные займы под 1% или 5%.

 Таким образом, рассматриваемое сообщение отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц

Размещение денежных средств происходит в различных гражданско-правовых формах: кредитование; заем, включая приобретение векселей и облигаций третьих лиц; размещение средств на депозитах в иных банках; держание» денежных средств в виде остатков на корреспондентских счетах, открытых в других банках; осуществление сделок финансирования под уступку денежного требования; совершение так называемых сделок репо (предоставление денежных средств в виде приобретения ценных бумаг с обязательством их обратной продажи); приобретение акций; приобретение иных ценных бумаг.

Следовательно, рекламируемая услуга - «займ» является финансовой.

Реклама финансовых услуг должна отвечать как общим требованиям, так и специальным, установленным статьей 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуги и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Рассматриваемая реклама содержит сведения о процентной ставке предоставляемого займа, но не содержит информацию о сроках и суммах займа, а также об иных сведениях рекламируемой услуги.

В связи с этим реклама противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В рассматриваемом случае лицом, определившим содержание рекламы, является Некоммерческая организация «Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области» (ОГРН 1065200050992; ИНН 5260185680; адрес: 603082, г. Нижний Новгород, ул. Костина, д.2, оф.126).

Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения является НО «ФРПВИ НО».

Таким образом, реклама НО «ФРПВИ НО», в которой отсутствуют условия оказания рекламируемой финансовой услуги, противоречат требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В отзыве по делу (вх.№24074/20 от 05.10.2020) представитель НО «ФРПВИ НО» сообщил, что с вменяемым нарушением Фонд не согласен, поскольку задачами Фонда являются выдача займов, предоставление финансовой и иной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, а также поддержка деятельности организаций, реализующих научные, научно-технические и инновационные проекты. Данная информация содержится на официальном сайте Фонда и отражает полную и объективную информацию о характере его деятельности.

Рассмотрев заявленный довод, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, фонд – это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Исходя из положений статьи 7  и статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

В Уставе фонда, учредителем которого является Правительство Нижегородской области, закреплено, что основной целью его деятельности является достижение общественно-полезной цели: развитие в Нижегородской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, а также поддержка проектов малых и средних предприятий в научно-технической и инновационной деятельности; содействие реализации государственной промышленной политики в Российской Федерации и в Нижегородской области.

Уставом предусмотрено, что при осуществлении своей деятельности Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, получать доход (прибыль) от следующих видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: предоставление займов; отчуждение принадлежащих Фонду ценных бумаг и / или долей в уставном капитале организаций; получение дивидендов; конгрессно-выставочная деятельность в рамках тематики деятельности Фонда; отчуждение принадлежащих Фонду объектов интеллектуальной собственности; сдача в аренду оборудования и иного имущества, принадлежащего Фонду.

Исходя из «Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности и условия финансирования проектов по программе «Комплектующие изделия», представленного ответчиком, следует, что в соответствии с указанной программой производится заемное финансирование проектов, направленных на организацию и/или модернизацию производства комплектующих изделий, применяемых в составе промышленной продукции.

В соответствии с пунктом 3.2 указанного порядка финансирование проектов осуществляется при соблюдении следующих требований: сумма займа – от 20 000 000 до 100 000 000 рублей; срок займа – не более 5 лет; общий бюджет проекта – от 25 000 000 рублей; целевой объем продаж новой продукции – не менее 30% от суммы займа в год, начиная со 2 года серийного производства.

Согласно пункту 6.2 порядка, процентная ставка по предоставляемым целевым займам составляет один процент годовых в первые три года пользования займов и пять процентов годовых в оставшийся срок пользования займом.

Таким образом, в действительности, «альтернатива 1% или 5 %», как это указано в рекламном сообщении, фактически отсутствует.

По утверждению ответчика, в рекламном сообщении указаны источники для получения более подробной информации о деятельности Фонда.

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что возможность потенциальных потребителей ознакомиться с существенными условиями рекламируемой услуги на сайте www.frpnn.ru или по телефону 8 (831) 216-09-44 не заменяет обязанности Фонда по созданию условий для реального ознакомления в рекламе со всеми существенными условиями оказания финансовой услуги.

Представитель ООО «НО ФРПВИ НО» также сообщил, что Фонд не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как не является рекламодателем. В подтверждение своей позиции ответчиком представлен договор №16/18 от 01.09.2018, заключенный между НО «ФРПВИ НО» (Заказчик), ООО «Мастерская рекламы» (Рекламодатель) и ООО «АРТ КЛЕВЕР» (Рекламораспространитель), на оказание услуг по созданию рекламно-информационного материала.

Комиссия Нижегородского УФАС России не согласна с позицией НО «ФРПВИ НО» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Данная позиция изложена в Письме ФАС России от 31.05.2016 №АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе».

Согласно разделу 2.5 представленного договора, Заказчик – НО «ФРПВИ НО» обязан предоставить ООО «Мастерская реклама» по его запросу всю необходимую информацию для создания и исполнения иных обязательств, о возможности размещения рекламно-информационных материалов и оплатить услуги.

В соответствии с дополнительным соглашением к договору №16/18 от 01.09.2018 ООО «Мастерская рекламы» оказывает Заказчику – НО «ФРПВИ НО» услугу по созданию и изготовлению макета РИМ для возможности размещения на рекламной конструкции, а ООО «АРТ КЛЕВЕР»  оказывает Заказчику услуги по размещению РИМ на рекламной конструкции, расположенной по адресу: М7, выезд из г. Кстово, ул. Советская, 74.

 Комиссия Нижегородского УФАС России также отмечает, что само по себе название сторон договора не носит определяющего характера, поскольку важно, прежде всего, содержание договора, его цели заключения, права и обязанности сторон.

Исходя из анализа представленных документов, Нижегородское УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорного рекламного сообщения является НО «ФРПВИ НО», ООО «Мастерская реклама» выступает в качестве рекламораспроизводителя и посредника между рекламодателем – НО «ФРПВИ НО» и рекламораспространителем – ООО «АРТ КЛЕВЕР».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама НО «ФРПВИ НО» «Льготные займы на развитие промышленности под 1% или 5%...», размещенная по адресу: М7, выезд из г. Кстово, ул. Советская, 74, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать НО «ФРПВИ НО» предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу НО «ФРПВИ НО» «Льготные займы на развитие промышленности под 1% или 5%....», размещенную по адресу: М7, выезд из г. Кстово, ул. Советская, 74, поскольку это противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать НО «ФРПВИ НО» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

<...>    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

НО "ФРПВИ НО"
ИНН 5260185680, ОГРН 1065200050992
Министерство промышленности , торговли и предпринимательства НО
ИНН , ОГРН