Решение №ОШ/8106/20 Решение по делу от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3-985/2020

 

27 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...>  – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

  • <...>  – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов,

при участии:

- <...>  - представителя ОАО «РЖД» (по доверенности от 23.05.2018),

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела,

рассмотрев 27 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр Металлоконструкций» на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2091/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения полного комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Эксплуатационное локомотивное депо Юдино, СТН» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009124129) ,

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из УФАС России по г. Москве 19.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Центр Металлоконструкций» (далее – заявитель, ООО «Центр Металлоконструкций») на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – заказчик, ОАО «РЖД») при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2091/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения полного комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Эксплуатационное локомотивное депо Юдино, СТН» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009124129) (далее – аукцион).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ОАО «РЖД», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Центр Металлоконструкций», установлении требования о подтверждении наличия у участника опыта по фактически выполненным строительно-монтажным работам по устройству систем телевизионного наблюдения.

Также заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки информации о предустановленной операционной системе отечественного производства, находящейся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, с указанием номера регистрации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Центр Металлоконструкций» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 27.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 21.05.2020 № ОШ/7411/20).

В свою очередь, ОАО «РЖД» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО «Центр Металлоконструкций».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

27.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Центр Металлоконструкций» на действия ОАО «РЖД».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителя заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Центр Металлоконструкций» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЖД» 29.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009124129) извещение и документация о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2091/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения полного комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Эксплуатационное локомотивное депо Юдино, СТН».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

ОАО «РЖД» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 32 Положения о закупке.

Пунктами 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1.7.1 Документации предусмотрено проведение квалификационного отбора участников аукциона.

В силу пункта 1.7.1.2 Документации участник должен иметь опыт по фактически выполненным строительно-монтажным работам по устройству систем телевизионного наблюдения, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех, выполненных, участником закупки (с учетом правопреемственности) работ по устройству систем телевизионного наблюдения (по выбору участника закупки). В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения работ, участник в составе заявки представляет: документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта, акты о выполнении работ; договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями); копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Согласно пункту 2 Технического задания (Приложение № 1.1 к аукционной документации) по позициям оборудования № 3, 47 таблица 2 приложение 1 к техническому заданию в техническом предложении, по форме приложения № 1.3. к аукционной документации, участником должна быть отображена предустановленная операционная система отечественного производства, находящаяся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, с указанием номера регистрации.

Изучив требования аукционной документации, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что предъявляемые заказчиком требования к участникам закупки и поставляемому оборудованию (по позициям оборудования № 3, 47 таблица 2 приложение 1 к техническому заданию) не ограничивают количество потенциальных участников аукциона.

Цели и задачи Закона о закупках, направлены, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

На участие в аукционе поступило 6 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции в рамках спорной процедуры.

Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что сам по себе факт несоответствия заявителя требованиям аукционной документации (отсутствие необходимого опыта выполнения аналогичных работ, отсутствие возможности установки операционной системы отечественного производства) не свидетельствует о наличии в действиях заказчика, установившего такие требования к участникам аукциона, нарушения законодательства о закупках.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы ООО «Центр Металлоконструкций» обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр Металлоконструкций» на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2091/ОАЭ-ДКСС/20 на право заключения договора выполнения полного комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Эксплуатационное локомотивное депо Юдино, СТН» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009124129) признать необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "ЦЕНТР Металлоконструкций"
ИНН 6680005727, ОГРН 1156680000894
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295