Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении №... от 30 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

25.06.2015 ЮГ-02 2836

 

 

Постановление

по делу об административном правонарушении

№ 779-ФАС 52-02/15     

 

25 июня 2015 года                                                                             г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть постановления оглашена 24 июня 2015 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев материалы дела № 779-ФАС 52-02/15 об административном правонарушении, ответственность за  совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Мухтоловское ЖКХ»,

в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (директора ООО «Мухтоловское ЖКХ» К. В.И.), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении,

 

установил:

 

9 июня 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мухтоловское ЖКХ» (далее - ООО Мухтоловское ЖКХ») составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Основанием к возбуждению административного производства явились обстоятельства, установленные при рассмотрении Нижегородским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 534-ФАС52-02/14 и зафиксированные в решении по данному делу, вынесенному 18 августа 2014  года.

Так, согласно имеющимся в Управлении материалам, на территории Ардатовского района Нижегородской области ООО «Мухтоловское ЖКХ» оказывает услуги по обеспечению населения указанного муниципального образования услугами водоснабжения с использованием коммунальных водопроводных систем.

В соответствии с распоряжением администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области от 10.06.2013 г. № 252-р                      «О предоставлении муниципального имущества в аренду по итогам аукциона» и на основании заключенного договора аренды недвижимого имущества от 10 июня 2013 года ООО «Мухтоловское ЖКХ» владеет водопроводными сетями и оказывает через присоединённую сеть потребителям услуги по холодному водоснабжению.

Данный факт в совокупности с нормами статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» определяет статус ООО «Мухтоловское ЖКХ» в качестве субъекта естественных монополий, а также определяет признание положения, занимаемого обществом на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей, доминирующим в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

В рамках хозяйственной деятельности на рынке холодного водоснабжения ООО «Мухтоловское ЖКХ» с  гражданкой Б. Л. Е. заключен договор на оказание услуг по подаче воды (водоснабжению) и приему сточных вод (водоотведению), действующий с 1 июля 2013 года.

Исходя из содержания предоставленного ООО «Мухтоловское ЖКХ» протокола начислений, а также платёжных документов (в копиях), предоставленных потребителем и обществом, с октября 2013 года вместе со счетами на оплату услуг холодного водоснабжения в адрес Б. Л. Е. стала выставляться  плата за вывоз ТБО.

С октября 2013 года в качестве условия для приема платежей за услуги холодного водоснабжения ООО «Мухтоловское ЖКХ» поставило необходимость оплаты услуг по вывозу ТБО.

Между тем договор на оказание услуг по вывозу ТБО с данным потребителем отсутствует, и необходимости его заключения сама Б. Л. Е. не усматривает. Кроме того, согласно материалам дела, с граждан, которые не пользуются услугами холодного водоснабжения, плата за вывоз ТБО также не взимается.

Между тем действующее законодательство услуги по вывозу ТБО и услуги по холодному водоснабжению не относит к числу взаимосвязанных.

Таким образом, со стороны ООО «Мухтоловское ЖКХ» с октября 2013 года навязываются потребителю Б. Л. Е. услуги по вывозу ТБО и обязанность по их оплате, при этом в качестве принуждающего к оплате услуг по вывозу ТБО фактора используется отказ со стороны ООО «Мухтоловское ЖКХ» от принятия у Б. Л.Е. платы за услуги холодного водоснабжения.

То есть в рассматриваемом случае понуждение потребителя к потреблению и оплате услуг на одном товарном рынке  (вывоз ТБО) хозяйствующий субъект обусловливает заинтересованностью покупателя в приобретении товара и надлежащем исполнении договора на другом рынке (услуг холодного водоснабжения), в силу имеющегося доминирующего положения на втором товарном рынке (услуг холодного водоснабжения).

Такие действия ущемляют интересы потребителя, ограничивая свободу договора, самостоятельного выбора покупателем субъекта, оказывающего услуги по вывозу ТБО по приемлемой для него цене и качеству, а также, в целом, свободу экономического поведения потребителя как на рынке услуг холодного водоснабжения, так и на рынке услуг по вывозу ТБО.

Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов иных лиц, запрещены частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решение Нижегородского УФАС России по делу № 534-ФАС52-02/14, принятое 18 августа 2014 года, не обжаловалось и вступило в силу с момента его принятия.

Таким образом, факт нарушения ООО «Мухтоловское ЖКХ» антимонопольного законодательства следует считать установленным.

Описанные действия ООО «Мухтоловское ЖКХ» образуют собой форму злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, что нарушает запрет, установленный в части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», и влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «Мухтоловское ЖКХ» К.В.И. на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, своих представителей не направил и каких-либо пояснений не предоставил. Ходатайств и отводов не заявлено.

Изучив материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Мухтоловское ЖКХ», приходит к следующему.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Недопустимым, как изложено выше, признано поведение ООО «Мухтоловское ЖКХ» по отношению к потребителю Б.Л.Е., выразившееся в навязывании ей услуг, в которых она не была заинтересована, под угрозой образования долгов за услуги холодного водоснабжения.

При этом ООО «Мухтоловское ЖКХ» является субъектом естественной монополии.

 Охарактеризованные действия ООО «Мухтоловское ЖКХ» признаны злоупотреблением доминирующим положением на рынке водоснабжения, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  в действиях общества.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «Мухтоловское ЖКХ» имело объективную возможность для соблюдения запретов, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также возможность для прекращения противоправного поведения ещё до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, однако предоставленной Федеральным законом «О защите конкуренции» возможностью избежать ответственности за необоснованные действия не воспользовалось.

В частности, в адрес ООО «Мухтоловское ЖКХ» Нижегородским УФАС России направлялось предупреждение Нижегородского УФАС России от 07.03.2014 № МТ-02/716, в котором приводились обстоятельства, указывающие  на нарушение антимонопольного законодательства и предлагалось прекратить противоречащее интересам граждан поведение в добровольном порядке.

Тем не менее, ООО «Мухтоловское ЖКХ» сообщило о том,  что внесение денежных средств в счёт оплаты услуг по вывозу ТБО по ранее выставленным счетам рассматривается обществом как согласие с условиями предоставления услуг по вывозу ТБО. 

Соответственно действия, противоречащие антимонопольному законодательству, прекращены ООО «Мухтоловское ЖКХ» в добровольном порядке не были.

Указанное подтверждается и пояснениями заявителя, поступившими в Нижегородское УФАС России (вх. № АМУ-3782 от 04.08.2014).

Таким образом, сведений о том, что обществом предприняты какие-либо меры к недопущению или к прекращению противоправного поведения, не имеется.

Изложенное подразумевает также, что рассматриваемые противоправные действия не являлись следствием заблуждения относительно характера и последствий навязывания гражданам услуг по вывозу ТБО путём отказа от принятия платежей за услуги холодного водоснабжения.

Следовательно, в деянии ООО «Мухтоловское ЖКХ» усматривается состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Срок привлечения ООО «Мухтоловское ЖКХ» к административной ответственности не истек (1 год), других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Кроме того, анализируя допущенное ООО «Мухтоловское ЖКХ» правонарушение, должностное лицо, анализируя материалы настоящего дела, не усматривает в данной ситуации малозначительности.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что в данном случае совершённые ООО «Мухтоловское ЖКХ» действия имели негативные последствия для значительного круга лиц, проживающих на территории р.п. Мухтолово (как следовало из объяснений директора, счета за ТБО выставлялись повсеместно всем гражданам, кто потребляет услуги холодного водоснабжения),  характеризуются длительностью и ограничением свободы выбора потребителей, добросовестно исполняющих обязанности по оплате коммунальных ресурсов, использованием ситуации в целях злоупотребления и созданием дополнительных необоснованных расходов для граждан, уполномоченное должностное лицо считает данное правонарушение нанёсшим существенный урон охраняемым общественным отношениям в области конкуренции и экономической свободы лиц, участвующих в гражданских правоотношениях.

По указанным мотивам должностное лицо, уполномоченное рассматривать данное дело, приходит к заключению, что оснований к освобождению ООО «Мухтоловское ЖКХ» от административной ответственности не имеется.

Санкция подлежащей применению нормы предусматривает наложение административного штрафа в случае, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам),  в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 14.31КоАП РФ должностное лицо, назначая административный штраф в качестве наказания, руководствуется следующими правилами:

1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 примечания).

2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (пункт 4 примечания).

Согласно имеющимся в Управлении данным,  по состоянию на 31 декабря 2013 года совокупная выручка от оказания всех видов услуг ООО «Мухтоловское ЖКХ» составила 34 354 000 рублей (без НДС), за этот же период выручка общества от оказания услуг на рынке холодного водоснабжения – 4 065 350,31 рублей (без НДС).

Рассчитанный в размере трёхтысячных от суммы выручки правонарушителя на рынке водоснабжения (4 065 350,31 рублей) минимальный штраф составляет 12 196,05 руб. Максимальный штраф, соответствующий трём сотым от той же исходной суммы, равен 121 960,51 руб.

Таким образом, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф образует собой следующую величину:

12 196,05+0,5*(121 960,51-12 196,05)=67 078,28 (руб.)

Вместе с тем, принимая во внимание условие о том, что размер назначаемого административного штрафа не может быть менее 100 тысяч рублей, должностное лицо, уполномоченное решить данное дело об административном правонарушении, назначает ООО «Мухтоловское ЖКХ» административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

На основании изложенного,  руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановил:

1.        Признать ООО «Мухтоловское ЖКХ» (ИНН/КПП 5201000264/5201010001, ОГРН 1125254001070(присвоен 03.07.2012), место нахождения: Российская Федерация, 607150, р. п. Мухтолово Ардатовского района, пер. Центральный, д. 1А) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.        Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Мухтоловское ЖКХ»   административное наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 (ста тысяч) рублей.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток (дней) со дня вручения или получения копии постановления.

 

Предложить ООО «Мухтоловское ЖКХ» в 10-дневный срок после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет административную ответственность.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – Волго-Вятское ГУ Банка России по Нижегородской области;

ИНН 5260041262 КПП 526001001; код ОКТМО – по месту муниципального образования (22701000).

 

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет – 04321510030);Код налога – 16111602010010000140;

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                  Ю.Н. Гребнев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны