Решение б/н Решение и предписание по делу № 489–ФАС 52 – ТР – 17 – 02/06... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу
489–ФАС 52 – ТР – 17 – 02/06 – 09
 
27 июля 2009 года                                                                            г. Нижний Новгород
Резолютивная часть оглашена 13 июля 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

- Гребнева Ю.Н.
-
председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
- Валитова М.А.
-
члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля;
- Трифоновой А.В.
-
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

 
при участии:
Лунева Валерия Владимировича – первого заместителя директора департамента экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода, начальника управления муниципального заказа (доверенность № 01-100/Д от 22.01.2009 года);
Мочалова Алексея Павловича – консультанта департамента правовой работы администрации города Нижнего Новгорода (доверенность № 01-250/Д от 08.07.2009 года);
Тюменкова Романа Станиславовича – директора ООО «Геостройинвест»,
рассмотрев 13 июля 2009 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении администрации города Нижнего Новгорода (далее – администрация, ответчик), -
 
установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Земля» (далее – заявитель, ООО «Земля») на действия Управления муниципального заказа департамента экономики, планирования и предпринимательства Администрации города Нижнего Новгорода, выразившиеся в несоответствии конкурсной документации по проведению открытого конкурса на размещение муниципального заказа среди специализированных организаций на право выполнения работ по землеустройству земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами, с последующей постановкой данных земельных участков на кадастровый учет, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода (далее - конкурс). 
Как указывает в своем обращении заявитель, ООО «Земля» подана заявка на участие в указанном открытом конкурсе, извещение, о проведении которого опубликовано в официальном печатном издании газете «День города. Нижний Новгород» и на официальных сайтах Администрации города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Предметом данного конкурса, состоявшего из одного лота, являлось выполнение работ по землеустройству земельных участков, общей площадью 760 гектаров, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, занятых муниципальными автомобильными дорогами, с последующей постановкой их на кадастровый учет, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
В соответствии с ведомостью оценки предложения участников конкурса оценивались по следующим критериям: цена муниципального контракта, срок выполнения работ и квалификация участников конкурса.
Квалификацию участника необходимо было подтвердить, представив на обозрение конкурсной комиссии копии исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования на территории города Нижнего Новгорода.
Протоколом конкурсной комиссии от 20 мая 2009 года № ОК-60.09/3 по критерию качество работ ООО «Земля» присвоено 0 баллов, как не имеющему качественно выполненных работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования.
ООО «Земля» полагает, что требования конкурсной документации по предоставлению копий исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования именно на территории города Нижнего Новгорода, содержат признаки нарушения положений Закона о защите конкуренции, что нарушает права и законные интересы ООО «Земля» и создает ограничение доступа к участию в конкурсе.
На основании вышеизложенного ООО «Земля» просило антимонопольный орган:
1. Признать спорное требование конкурсной документации на участие в открытом конкурсе не соответствующим положениям Закона о защите конкуренции.
2. Признать результаты открытого конкурса недействительными.
Поскольку частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, приказом от 25 июня 2009 года в отношении администрации возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении данного дела представители ответчика пояснили, что критерий о наличии опыта выполненных работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами на территории города Нижнего Новгорода, связан с предметом конкурса. Введение данного критерия является абсолютным правом заказчика; нарушение антимонопольного законодательства имеет место только тогда, когда происходит ограничение числа участников размещения заказа. Опыт участника конкурса по выполнению работ является подкритерием «Квалификация участника конкурса», то есть не рассматривается как самостоятельный критерий оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Ответчик настаивает на своем праве самостоятельно определять порядок оценки заявок на участие в конкурсе на основании части 7 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).
Представители ответчика просили комиссию производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, заслушав выступления представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов заключения договора проведение торгов (пункт 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Дифференцируя правовой режим проведения торгов в зависимости от их формы, законодатель – во всяком случае – ориентирует стороны имущественных отношений (действующих как на стороне поставщиков, так и на стороне заказчиков) на соблюдение определенного порядка и правил проведения торгов. А нарушение указанных правил, установленных законом, является основанием для признания торгов недействительными (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольные требования к торгам сформулированы в статье 17 Закона о защите конкуренции. Данная норма закона содержит следующие запреты: а) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3); б) если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2).
И, наконец, третий – наиболее общий запрет – заключён в части 1 статьи 17 Закона: при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что может выражаться, в том числе: 1) в координации организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; 2) в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) в нарушении порядка определения победителя или победителей торгов; 4) в участии организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Из приведенной правовой нормы усматривается, что она применяется при организации и проведении любых торгов, в отношении действий организаторов, заказчиков, участников и проч. при непременной причинно-следственной связи действий упомянутых лиц с одним из таких последствий (возможностью его наступления) как ограничение, недопущение, устранение конкуренции.
Установлено по делу, что ответчиком объявлен конкурс № ОК-61.09 на размещение муниципального заказа среди специализированных организаций на право выполнения работ по землеустройству земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами, с последующей постановкой данных земельных участков на кадастровый учет, за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. Извещение о проведение конкурса опубликовано на официальных сайтах администрации города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также в официальном печатном издании администрации города Нижнего Новгорода - газете «День города. Нижний Новгород» выпуск № 25 (344) от 08-14 апреля 2009 года.
Предметом данного конкурса, состоявшего из одного лота, являлось выполнение работ по землеустройству земельных участков, общей площадью 760 гектаров, расположенных на территории Нижнего Новгорода, занятых муниципальными автомобильными дорогами, с последующей постановкой на кадастровый учет за счет средств городского бюджета города Нижнего Новгорода.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 800 000 (три миллиона восемьсот тысяч) рублей.
Согласно конкурсной документации данного открытого конкурса
№ ОК-61.09 и приложения №1 «Техническое задание» в состав работ входило следующее: получение в ФГУ «Земельная кадастровая палата» исходных данных, проведение обмерных работ с установлением границ земельных участков на местности, формирование межевых планов, получение выписок из государственного кадастра недвижимости (кадастровых паспортов) в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Нижегородской области».
На участие в конкурсе заявки подали четыре претендента: общество с ограниченной ответственностью «Сервис для собственников» (далее – ООО «Сервис для собственников»), общество с ограниченной ответственностью «Геостройинвест» (далее – ООО «Геостройинвест»), ООО «Земля», Научно-производственное предприятие «Инженер» (далее – НПП «Инженер»).
Протокол рассмотрения заявок от 20 мая 2009 года № ОК-61.09/2 свидетельствует о том, что к участию в конкурсе допущены следующие претенденты: ООО «Земля», НПП «Инженер», ООО «Геостройинвест».                        ООО «Сервис для собственников» в допуске к участию в конкурсе отказано, в связи с отсутствием документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
По правилам конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленными в Информационной карте.
Согласно разделу 8 Информационной карты конкурса и ведомости предложений участников конкурса (приложение к Информационной карте) конкурсные предложения оцениваются по следующим критериям: цена муниципального контракта – 40 баллов (значимость критерия 50%), срок выполнения работ – 24 балла (значимость критерия 30%), квалификация участника конкурса – 16 баллов (значимость критерия 20 %).
Оценка по последнему критерию зависит от наличия у участника конкурса собственного лицензионного программного обеспечения для выполнения работ по предмету муниципального контракта, за что начисляется 4 балла, и наличия ранее качественно выполненных работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, за что начисляется 12 баллов.
При этом наличие ранее качественно выполненных работ по предмету контракта подтверждается копиями исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования на территории города Нижнего Новгорода, включая дополнительные соглашения, с приложением копий подписанных Актов сдачи – приемки выполненных работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, благодарственные письма (отзывы) о выполненных ранее работах по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования.
Как видно из приведенных положений конкурсной документации, отсутствие у участника размещения заказа исполненных на территории г. Нижнего Новгорода договоров (контрактов), соответствующих дополнительных соглашений, актов выполненных работ по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, влечёт присвоение предложению участника по второму подкритерию критерия «квалификация» значение ноль баллов.
В то же время участники размещения заказа, имеющие ранее исполненные на территории г. Нижнего Новгорода договоры с аналогичным предметом, имеют возможность получения более высокой оценки их предложений по обсуждаемому критерию.
Материалами дела подтверждается (протокол ведомости оценки и сопоставления заявок № ОК-61.09/3 от 20 мая 2009 года), что ООО «Геостройинвест» присвоено 78 баллов, а именно по критериям:
- цена муниципального контракта – 38 баллов;
- квалификация участника конкурса:
наличие лицензируемого программного обеспечения – 4 балла;
наличие ранее выполненных работ по предмету контракта – 12 баллов;
- срок выполнения работ – 24 балла.
ООО «Земля» присвоено 66 баллов, из них по критериям:
- цена муниципального контракта – 39 баллов;
- квалификация участника конкурса:
наличие лицензируемого программного обеспечения – 4 балла;
наличие ранее выполненных работ по предмету контракта – 0 баллов;
- срок выполнения работ – 23 балла.
НПП «Инженер» присвоено 66 баллов, из них по критериям:
- цена муниципального контракта – 40 баллов;
- квалификация участника конкурса:
наличие лицензируемого программного обеспечения – 4 балла;
наличие ранее выполненных работ по предмету контракта – 0 баллов;
- срок выполнения работ – 22 балла.
Таким образом, первое место присвоено заявке ООО «Геостройинвест», второе место – заявке ООО «Земля», третье место – заявке НПП «Инженер».
Данные фактические обстоятельства свидетельствуют о зависимости итоговой оценки предложения участника размещения заказа от наличия или отсутствия у участника договоров (контрактов) по оказанию услуг по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, ранее исполненных на территории                 г. Нижнего Новгорода.
Комиссия считает, что действия администрации по включению (и впоследствии при оценке предложений) в конкурсную документацию условий оценки предложений участников в зависимости от наличия или отсутствия у участника договоров (контрактов) по оказанию услуг по землеустройству и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, ранее исполненных на территории г. Нижнего Новгорода, направлены на создание преимущественных условий для участников размещения заказа, имеющих подобные договоры, и ставят в менее выгодное положение тех участников размещения заказа, которые ранее оказывали искомые услуги на территории других населенных пунктов Российской Федерации.
В пользу такого вывода свидетельствует и письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 № Д05-5241, в котором разъясняется, что к критерию «квалификация» могут относиться такие показатели, как опыт участника конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, опыт персонала, репутация.
Данные разъяснения интерпретируются комиссией как возможность учета по упомянутому критерию кадровых, производственных возможностей участника размещения заказа, опыта работы в той или иной области деятельности, но не как оказание услуг (выполнение работ, поставка товаров) в какой-либо местности (применительно к рассматриваемому случаю). В русском же языке, несмотря на заимствование понятия «квалификация» из языка иностранного, говоря о квалификации предприятия (организации), имеют в виду, прежде всего, профессиональную зрелость его работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, обусловленных наличием знаний, умений, навыков, опыта, авторитета, признания компетентности.     
ООО «Земля» предоставлены ответчику договоры (контракты, иные материалы), свидетельствующие о наличии у общества опыта работы в сфере землеустройства на территории Чувашской Республики, поэтому оцениваемые в настоящем деле действия администрации огранивают возможность заявителя на равных условиях соперничать, состязаться с хозяйствующими субъектами, ранее осуществлявшими землеустроительные работы на территории г. Нижнего Новгорода на основании соответствующих договоров.
При этом комиссия отмечает, что не может быть логически доказан факт меньшей степени квалификации (опыта работы) участников размещения заказа, оказывающих услуги в сфере землеустройства в иной местности, нежели г. Нижний Новгород. Администрацией каких-либо доводов об обратном, заслуживающих внимания, не приведено.
Таким образом, комиссия приходит к выводу о нарушении администрацией                   г. Нижнего Новгорода требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части совершения вышеуказанных действий, которые могли привести к ограничению конкуренции, в том числе на рынках оказания геодезических и картографических услуг.
То обстоятельство, что в данном случае конкурсная документация не содержала положений, устанавливающих в качестве критерия допуска претендентов к участию в торгах наличие опыта работы, подтверждает лишь отсутствие в действиях ответчика нарушения части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, однако не исключает противоправности деяния данного органа местного самоуправления по части 1 статьи 17 Закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства среди прочего разрешается вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) прекращение нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия считает необходимым выдать администрации предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем недопущения включения в документацию, формируемую для проведения торгов на оказание услуг по землеустройству и постановке на кадастровый учетземельных участков, условий, устанавливающих зависимость итоговой оценки предложений участников от опыта работы на территории города Нижнего Новгорода.
Требование ООО «Земля» о признании спорного конкурса недействительным не может быть удовлетворено, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушения правил проведения торгов, установленных статьей 17 Закона, может явиться основанием для признания торгов недействительными лишь в судебном порядке.
Оснований для обращения антимонопольного органа с иском о признании анализируемых торгов недействительными не имеется, поскольку ООО «Земля» не имело возможности выигрыша в проведенном конкурсе даже в том случае, если бы получило максимальное количество баллов по критерию «квалификация».
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции, комиссия
 
решила:
 
признать администрацию города Нижнего Новгорода нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» ввиду включения в конкурсную документацию открытого конкурса на размещение муниципального заказа среди специализированных организаций на право выполнения работ по землеустройству земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами, с последующей постановкой данных земельных участков на кадастровый учет за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода в 2009 году № 61.09 условий оценки предложений участников в зависимости от наличия копий исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, на территории города Нижнего Новгорода.
Выдать администрации города Нижнего Новгорода предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем недопущения включения в документацию, формируемую для проведения торгов на оказание услуг по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков, условий, устанавливающих зависимость итоговой оценки предложений участников от наличия либо отсутствия у участников копий исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков именно на территории города Нижнего Новгорода.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
ПРЕДПИСАНИЕ
489-ФАС52-ТР-17-02/06-09
 
27 июля 2009 года                                                               г. Нижний Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:  
 

- Гребнева Ю.Н.
-
председателя комиссии, заместителя руководителя управления;
- Валитова М.А.
-
члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля;
- Трифоновой А.В.
-
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,
 

на основании своего решения по делу № 489-ФАС52-ТР-17-02/06-09 о нарушении администрацией г. Нижнего Новгородачасти 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»
предписывает:
 
администрации г. Нижнего Новгородане допускать включение в документацию, формируемую для проведения торгов на оказание услуг по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков, условий, устанавливающих зависимость итоговой оценки предложений участников от наличия либо отсутствия у участников копий исполненных контрактов, договоров на выполнение работ по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков именно на территории города Нижнего Новгорода.
 В течение 10 дней после утверждения документации, формируемой для проведения торгов на оказание услуг по землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков, направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию извещения о размещении заказа, надлежащим образом заверенную уполномоченным лицом.
         Совершить действия, указанные в абзаце 2 настоящего предписания, в отношении пяти последующих случаев размещения заказа.
      
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае подачи заявления в арбитражный суд об обжаловании предписания исполнение предписания будет приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
 
За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут административную ответственность.
 
 
Председатель комиссии                                                               Ю.Н. Гребнев
 
 
Члены комиссии                                                                           М.А. Валитов
 
 
                                                                                                       А.В. Трифонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны