Решение б/н Решение по делу №796-ФАС52-10/16 от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №796-ФАС52-10/16

                                                                   

                                                                                                                    г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 13 декабря 2016 г.                                                                                     

В полном объеме решение изготовлено: 26 декабря 2016 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

 

 

               

рассмотрев дело № 796-ФАС52-10/16 по признакам нарушения Администрацией города Богородска Нижегородской области (607600, Нижегородская обл., г. Богородск, ул. Ленина, д.206), МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области (607602, Нижегородская обл. г. Богородск, ул. Минина, д.2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:

-– представитель ответчика, юрист МБУ «Спектр»

-– представитель ответчика, директор МБУ «Спектр» города Богородска

- представитель заявителя

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ИП Х. относительно действий администрации города Богородска Нижегородской области препятствующих в осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг.

По результатам проверки представленных документов установлено следующее.

06.02.2007 года решением Городской Думы города Богородска Богородского района Нижегородской области №6 утверждено Положение о кладбищах города Богородска и порядке захоронения  (далее-Положение).

Пунктом 3.2.1. Положения предусмотрено, что инструмент после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища.

12.08.2015 года ИП Х. обратился в адрес главы Богородского местного самоуправления с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка, с правом дальнейшего выкупа, сроком на шесть месяцев, расположенного у входа на старое кладбище г. Богородска по адресу: Нижегородская область, ул. Р. Люксембург, площадью  42 кв.м, для оказания ритуальных услуг жителям  г. Богородска и района.

14.08.2015 года данное обращение передано для дальнейшей работы в администрацию города Богородска Нижегородской области, о чем имеется отметка на обращении.

10.09.2015 года администрация города Богородска Нижегородской области (далее – администрация) направила в адрес ИП Х. ответ, с указанием на то, что запрашиваемый земельный участок находится под бытовым зданием, в связи с этим необходимо заключить договор аренды муниципального имущества, а также указала на то, что в соответствии с Законом о защите конкуренции договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам конкурсов или аукционов.

23.11.2015 года ИП Х.. обратился в администрацию, с просьбой выделить место на кладбищах города Богородска для размещения инвентаря и его обеззараживания.

03.12.2015 года в адрес администрации обратился директор МБУ «Спектр»               г. Богородска с просьбой передать в оперативное управление МБУ «Спектр» здание, расположенное у входа на старое кладбище г. Богородска со стороны ул. Розы Люксембург.

Постановлением администрации от 09.12.2015 года № 297 нежилое здание Городское кладбище №1, площадью 59,7 кв.м., расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Р.Люксембург, д.1б, передано в оперативное управление МБУ «Спектр» г. Богородска.

23.12.2015 года в ответ на обращение Х. от 23.11.2015 года, администрация сообщила, что для решения вопроса о предоставлении мест на кладбищах города Богородска для размещения инвентаря и его обеззараживания необходимо обращаться в МБУ «Спектр» г. Богородска.

Согласно Положению администрации о кладбищах и на основании  пункта 3.16 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года №84 – инструмент после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков (далее-инструмент), подлежит обеззараживанию и не должен выносится за пределы кладбища.

Таким образом, вышеуказанной нормой не установлены требования к месту хранения инструмента. Отсутствует указание на размещение инструмента в зданиях или помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Таким образом, в действиях администрации города Богородск Нижегородской области содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в введении ограничений в отношении осуществления деятельности хозяйствующих субъектов в сфере похоронного дела на территории города Богородска Нижегородской области.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения                                        (далее - Предупреждение).

На основании пункта 2 вышеуказанной статьи Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

23.03.2016 года администрации города Богородск Нижегородской области выдано Предупреждение № СС-10/2552 о прекращении действий нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании Предупреждения от 23.03.2016 года № СС-10/2552  администрации города Богородска Нижегородской области надлежало в срок до 25.04.2016 года создать условия и обеспечить возможность обеззараживания и хранения инструмента, после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, на территории кладбищ города Богородска Нижегородской области, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере похоронных услуг.

26.04.2016 года в Нижегородское УФАС России поступило письмо администрации от 25.04.2016 года №718, в котором сообщено, что условия указанные в Предупреждении созданы. На всех кладбищах города Богородска имеются места для хранения и обеззараживания указанного инвентаря. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере похоронных услуг, могут обратиться за предоставлением данных мест на равных условиях.

Однако подтверждающих доказательств размещения вышеуказанных мест для хранения и обеззараживания инвентаря не представлено, а также не указано куда именно необходимо обращаться хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность в сфере похоронных услуг для получения доступа к указанным местам.

Таким образом, Предупреждение администрацией города Богородска Нижегородской области не исполнено.

Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

10.05.2016 года на основании Приказа Нижегородского УФАС России №161 возбуждено дело №796-ФАС52-10/16 по признакам нарушения администрацией города Богородска Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением Нижегородского УФАС России от 12.05.2016 года рассмотрение дела №796-ФАС52-10/16 назначено на 04.07.2016 года.

26.05.2016 года администрацией представлены письменные пояснения по делу (вх. №3497)  №796-ФАС52-10/16, в которых указано, что на кладбищах города Богородска созданы условия для обеззараживания и хранения инструмента после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков на территории кладбищ города Богородска Нижегородской области.

Также в письменных пояснениях указано, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере похоронных услуг могут обратиться за предоставлением данных мест на равных условиях, как в администрацию, так и в  МБУ «Спектр» города Богородска, которое осуществляет содержание кладбищ.

Однако порядок обращения и цель обращения хозяйствующих субъектов в адрес администрации или МБУ «Спектр» города Богородска не установлен.

В пояснениях отражено и то, что на кладбище, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Минина, 4б. ведется работа по оформлению расположенного на нем бытового здания, в регистрационных органах; на Новом Воскресенском кладбище (г. Богородск, юго-восточный район) установлены временные объекты для использования в целях размещения мест для хранения инструмента хозяйствующих субъектов, необходимого для осуществления захоронения.

Таким образом, условия для выполнения хозяйствующими субъектами требований о необходимости хранения и обеззараживания инвентаря, установленных Положением администрации о кладбищах – не созданы.

При рассмотрении дела представители ИП Х. заявленные требования поддержали, представили к материалам дела заявление ИП Х. от 17.02.2016 года, направленное в адрес директора МБУ «Спектр», с просьбой выделить места на кладбищах города Богородска для хранения и обеззараживания инвентаря.

Представителями заявителя также представлен ответ МБУ «Спектр» г. Богородска, в котором указано на то, что ИП Х. необходимо предоставить данные о количестве, размере инвентаря, под который испрашивается место и наименование кладбища, где планируется хранить инвентарь.

Представитель администрации с заявленными требованиями не согласилась, считает, что правонарушения в действиях администрации отсутствуют. Пояснений по поводу необходимости предоставления ИП Х. размеров инвентаря, его количестве дать не смогла, также пояснила, что всеми полномочиями, касающимися вопросов похоронного дела наделено  МБУ «Спектр» г. Богородска.

Также представитель администрации пояснила, что за соблюдением требований СанПин на территориях кладбищ города Богородска отвечает МБУ «Спектр» г. Богородска, за инструктаж по технике безопасности и санитарным нормам в случае рытья могил, опускания гроба и закапывания могил отвечает работник  МБУ «Спектр» г. Богородска – Ш.

Определением от 01.08.2016 года (исх. от 03.08.2016 года) № СС-10/7263 рассмотрение дела отложено на 29.08.2016 года, в связи с необходимостью привлечения заинтересованного лица – Ш.., а также лиц, располагающих сведениями.

На рассмотрение 29.08.2016 года дела администрацией представлен трудовой договор, согласно которому Ш. работает в администрации с 03.07.2014 года и осуществляет свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной Распоряжением администрации города Богородска Нижегородской области от 07.07.2014 года.

В соответствии с пунктом 2 части 3.1 вышеуказанной должностной инструкции, техник 1 категории обязан оказывать муниципальную услуги «Предоставление земельного участка для размещения места погребения на общественных кладбищах города Богородска Нижегородской области» в строгом соответствии с административным регламентом предоставления администрацией города Богородска Нижегородской области муниципальной услуги «предоставление земельного участка для размещения места погребения на общественных кладбищах города Богородска Нижегородской области».

Также администрацией представлено распоряжение администрации от 19.02.2016 года №20-р, в соответствии с которым внесены изменения в должностную инструкцию техника 1 категории администрации города Богородска Нижегородской области.

Данным Распоряжением №20-р пункт 3.1 должностной инструкции дополнился полномочиями по выдаче справок о захоронении, а также проведении инструктажа по технике безопасности и санитарным нормам в случае рытья могилы, опускания гроба и закапывания могилы родственниками или другими организациями.

Представитель администрации также представил Распоряжение администрации от 08.06.2016 года №86-р, согласно которому в обязанности техника 1 категории администрации города Богородска Нижегородской области входит – выдача письменного разрешения (разового пропуска) на проезд на территорию легковых и грузовых транспортных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку надмогильных сооружений.

На заседании Комиссии 01.08.2016 года представитель администрации  пояснял, что выделением земельных участков на территории кладбищ города Богородска занимается МБУ «Спектр» г.Богородска, так как ему переданы все полномочия по оказанию услуг в сфере похоронного дела, что отражено в Протоколе заседания Комиссии от 01.08.2016 года по делу №796-ФАС52-10/16.

До рассмотрения дела представителем заявителя представлены видеозаписи, подтверждающие ограничение въезда ИП Х. на территорию кладбищ – не допуск похоронной процессии.

На рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что 27.08.2016 года ворота на кладбище, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Минина, 4-б были закрыты, похоронная процессия не была допущена на территорию кладбища.

Представитель ответчика пояснила, что въезд транспорта и проход похоронной процессии запрещен, что установлено Решением Городской думы города Богородска Нижегородской области от 06.02.2007 года «Об утверждении Положения о кладбищах города Богородска и порядке захоронения».

Пунктом 7.6 данного Решения установлено – «По территории кладбищ проезд грузовых и легковых транспортных средств не допускается. Исключение составляют грузовые и легковые транспортные средства хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку надмогильных сооружений, проезд которых допускается на основании письменного разрешения, выданного администрацией города Богородска (разовый пропуск)».

Нормативный акт, устанавливающий порядок выдачи и получения разового пропуска на въезд на территорию кладбищ города Богородска отсутствует, отсутствует также порядок, предусматривающий проход похоронной процессии и проезд автокатафалка на территорию кладбищ для произведения захоронения.

29.08.2016 года МБУ «Спектр» г. Богородска привлечено в качестве ответчика по делу.

30.08.2016 года ИП Х. обратился в МБУ «Спектр» с просьбой выделить место для хранения и обеззараживания инвентаря на территории кладбищ № 1, № 2, № 3 города Богородска.

15.09.2016 года МБУ «Спектр» сообщило о расположении мест для хранения и обеззараживания инвентаря на территории кладбищ города Богородска, порядок доступа к указанным местам и правила пользования данными местами для хранения инвентаря не указало.

08.09.2016 года Решением Городской Думы города Богородска Богородского муниципального района Нижегородской области внесены изменения в Положение о кладбищах города Богородска от 06.02.2007 года №6.

Согласно пункту 7.6.2 указанного Решения проезд автокатафалка, а также сопровождающего его транспорта на территорию кладбищ города Богородска для доставки тела умершего к месту погребения осуществляется бесплатно.

Внесенными изменениями установлен порядок выдачи или отказа в выдаче пропуска для проезда транспортных средств, для доставки надмогильного сооружения к месту его установки или демонтажу, порядок выдачи пропуска или отсутствие необходимости наличия такого пропуска для проезда автокатафалка, а также сопровождающего его автотранспорта для доставки тела умершего к месту погребения отсутствует.

Частью 3 указанного Решения установлено, что оно вступает в силу со дня его обнародования в МБУК «Богородская РЦБС».

Подтверждения опубликования данного Решения отсутствуют.

Ответчиком МБУ «Спектр» г. Богородска при рассмотрении дела представлен трудовой договор, заключенный  МУП «Спектр»  г. Богородска с Ш. – 03.07.2014 года.

Согласно трудовому договору Шипулин В.М. работает по совместительству в должности  мастера отдела ритуальных услуг.

Таким образом, Ш. работает в должности – техника 1 категории в администрации города Богородска Нижегородской области, а также по совместительству в должности – мастера ритуальных услуг в МБУ «Спектр» г. Богородска.

При рассмотрении дела лицом располагающим сведениями – ИП К. даны пояснения, согласно которым установлено, что при осуществлении ИП К. деятельности в сфере похоронного дела на территории кладбищ города Богородска никаких препятствий относительно въезда не установлено.

Относительно обеззараживания и хранения инвентаря, после произведенных работ на территории кладбищ города Богородска, ИП К. пояснила, что хранит свой инвентарь только на территории Нового кладбища города Богородска, в остальных случаях привозит инвентарь и увозит после произведенных работ, требований о размерах и количестве инвентаря у ИП К. не запрашивались, препятствия в осуществлении деятельности со стороны администрации и МБУ «Спектр» г. Богородска отсутствуют.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело, о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

28.10.2016 года Председателем Комиссии, в присутствии членов Комиссии, представителя заявителя, а также представителей ответчиков оглашено Заключение об обстоятельствах дела  №796-ФАС52-10/16 (далее – Заключение).

Рассмотрение дела №796-ФАС52-10/16 по существу состоялось 13 декабря 2016 года.

На рассмотрении дела представитель заявителя сообщил, что доводы изложенные в Заключении поддерживает, считает их законными и обоснованными.

Представитель Администрации города Богородска Нижегородской области поддержала письменный отзыв на Заключение, пояснил, что с доводами, изложенными в Заключении не согласен.

Представитель МБУ «Спектр» города Богородска, также представил письменный отзыв на Заключение, в котором указал, что с Заключением не согласен.

Заслушав сторон по делу, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

06.02.2007 года решением Городской Думы города Богородска Богородского района Нижегородской области №6 утверждено Положение о кладбищах города Богородска и порядке захоронения  (далее-Положение).

Пунктом 3.2.1. Положения предусмотрено, что инструмент после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища.

12.08.2015 года ИП Х. обратился в адрес главы Богородского местного самоуправления с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка, с правом дальнейшего выкупа, сроком на шесть месяцев, расположенного у входа на старое кладбище г. Богородска по адресу: Нижегородская область, ул. Р. Люксембург, площадью 42 кв.м, для оказания ритуальных услуг жителям  г. Богородска и района.

10.09.2015 года администрация направила в адрес ИП Х.. ответ, с указанием на то, что запрашиваемый земельный участок находится под бытовым зданием, в связи с этим необходимо заключить договор аренды муниципального имущества, а также указала на то, что в соответствии с Законом о защите конкуренции договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам конкурсов или аукционов.

23.11.2015 года ИП Х. вновь обратился в администрацию, с просьбой выделить место на кладбищах города Богородска для размещения инвентаря и его обеззараживания.

03.12.2015 года в адрес администрации обратился директор МБУ «Спектр»               г. Богородска с просьбой передать в оперативное управление МБУ «Спектр» здание, расположенное у входа на старое кладбище г. Богородска со стороны ул. Розы Люксембург.

Постановлением администрации от 09.12.2015 года № 297 нежилое здание Городское кладбище №1, площадью 59,7 кв.м., расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Р.Люксембург, д.1б, передано в оперативное управление МБУ «Спектр» г. Богородска.

23.12.2015 года в ответ на обращение Х. от 23.11.2015 года, администрация сообщила, что для решения вопроса о предоставлении мест на кладбищах города Богородска для размещения инвентаря и его обеззараживания необходимо обращаться в МБУ «Спектр» г. Богородска.

Согласно Положению администрации о кладбищах и на основании  пункта 3.16 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года №84 – инструмент после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков (далее-инструмент), подлежит обеззараживанию и не должен выносится за пределы кладбища.

Таким образом, вышеуказанной нормой не установлены требования к месту хранения инструмента. Отсутствует указание на размещение инструмента в зданиях или помещениях.

17.02.2016 года ИП Х. направил в адрес директора МБУ «Спектр» обращение, с просьбой выделить места на кладбищах города Богородска для хранения и обеззараживания инвентаря.

11.03.2016 года МБУ «Спектр» г. Богородска, в ответ на вышеуказанное обращение, указало, что ИП Х. необходимо предоставить данные о количестве, размере инвентаря, под который испрашивается место и наименование кладбища, где планируется хранить инвентарь.

Распоряжением администрации от 19.02.2016 года №20-р, внесены изменения в должностную инструкцию техника 1 категории администрации города Богородская Нижегородской области.

Данным Распоряжением №20-р пункт 3.1 должностной инструкции дополнился полномочиями по выдаче справок о захоронении, а также проведении инструктажа по технике безопасности и санитарным нормам в случае рытья могилы, опускания гроба и закапывания могилы родственниками или другими организациями.

Распоряжением администрации от 08.06.2016 года №86-р, установлено, что в обязанности техника 1 категории администрации города Богородска Нижегородской области входит – выдача письменного разрешения (разового пропуска) на проезд на территорию легковых и грузовых транспортных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку надмогильных сооружений.

При рассмотрении дела представитель заявителя сообщил, что 27.08.2016 года ворота на кладбище, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Минина, 4-б были закрыты, похоронная процессия не была допущена на территорию кладбища.

Пунктом 7.6 Решением Городской думы города Богородска Нижегородской области от 06.02.2007 года «Об утверждении Положения о кладбищах города Богородска и порядке захоронения» установлено – «По территории кладбищ проезд грузовых и легковых транспортных средств не допускается. Исключение составляют грузовые и легковые транспортные средства хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку надмогильных сооружений, проезд которых допускается на основании письменного разрешения, выданного администрацией города Богородска (разовый пропуск)».

Нормативный акт, устанавливающий порядок выдачи и получения разового пропуска на въезд на территорию кладбищ города Богородска отсутствует, отсутствует также порядок, предусматривающий проход похоронной процессии и проезд автокатафалка на территорию кладбищ для произведения захоронения.

30.08.2016 года ИП Х. повторно обратился в МБУ «Спектр» с просьбой выделить место для хранения и обеззараживания инвентаря на территории кладбищ № 1, №2, №3 города Богородска.

15.09.2016 года МБУ «Спектр» сообщило о расположении мест для хранения и обеззараживания инвентаря на территории кладбищ города Богородска, порядок доступа к указанным местам и правила пользования данными местами для хранения инвентаря не указаны.

08.09.2016 года Решением Городской Думы города Богородска Богородского муниципального района Нижегородской области внесены изменения в Положение о кладбищах города Богородска от 06.02.2007 года №6.

Согласно пункту 7.6.2 указанного Решения проезд автокатафалка, а также сопровождающего его транспорта на территорию кладбищ города Богородска для доставки тела умершего к месту погребения осуществляется бесплатно.

Внесенными изменениями установлен порядок выдачи или отказа в выдаче пропуска для проезда транспортных средств, для доставки надмогильного сооружения к месту его установки или демонтажу, порядок выдачи пропуска или отсутствие необходимости наличия такого пропуска для проезда автокатафалка, а также сопровождающего его автотранспорта для доставки тела умершего к месту погребения отсутствует.

03.07.2014 года заключен трудовой договор между МУП «Спектр» г. Богородска с Шипулиным В.М.

Согласно трудовому договору Ш. работает по совместительству в должности  мастера отдела ритуальных услуг.

Таким образом, Ш. работает в должности – техника 1 категории в администрации города Богородска Нижегородской области, а также по совместительству в должности – мастера ритуальных услуг в МБУ «Спектр»   г. Богородска.

При рассмотрении дела лицом располагающим сведениями – ИП К. даны пояснения, согласно которым установлено, что при осуществлении ИП К. деятельности в сфере похоронного дела на территории кладбищ города Богородска никаких препятствий относительно въезда не установлено.

Относительно обеззараживания и хранения инвентаря, после произведенных работ на территории кладбищ города Богородска, ИП К. пояснила, что хранит свой инвентарь только на территории Нового кладбища города Богородска, в остальных случаях привозит инвентарь и увозит после произведенных работ, требований о размерах и количестве инвентаря у ИП К. не запрашивались, препятствия в осуществлении деятельности со стороны администрации и МБУ «Спектр» г. Богородска отсутствуют.

Таким образом, требования о размерах и количестве инвентаря установлены не для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела на территории города Богородска, а также не носят нормативный характер.

Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребению умерших.

Согласно статье 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
        1) оформление документов, необходимых для погребения;

         2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
        3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Иные полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела отсутствуют.

На территории города Богородска Нижегородской области специализированной службой по вопросам похоронного дела является МБУ «Спектр» города Богородска.

Согласно части 2 статьи 25 Закона о похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частями 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Необходимость обеззараживания и хранения инвентаря после произведенных работ установлена Положением о кладбищах города Богородска и порядком захоронения, утвержденный 06.02.2007 года решением городской Думы города Богородска Богородского района Нижегородской области.

Пунктом 3.2.1. Положения предусмотрено, что инструмент после произведенных работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища.

Данное требование установлено Положением о кладбищах города Богородска, распространяет свое действие на организацию похоронного дела на территории города Богородска.

Согласно статье 34 Устава города Богородска Нижегородской области принятого решением городской Думы г. Богородска Богородского района Нижегородской области от 03.08.2010 № 43 - администрация города Богородска Нижегородской области осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений городской Думы и актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции.

Однако, вопросом выделения мест для обеззараживания и хранения инвентаря на территориях кладбищ города Богородска Нижегородской области занимается           МБУ «Спектр» города Богородск, что подтверждается материалами дела.

Положением о кладбищах города Богородска не установлены требования о порядке хранения инвентаря (место, размер, количество и т.д.), установлена лишь необходимость хранения инвентаря на территории кладбища.

Частями 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления    по решению вопросов местного значения законодательством не предусмотрена.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 23 сентября 2008 г. № 12027/07 указал: «Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования, иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину».

По вопросу установления препятствий для свободного въезда на территории кладбищ города Богородска при осуществлении захоронений ИП Х. установлено следующее.

Согласно пункту 7.6 Положения о кладбищах города Богородска – по территории кладбищ проезд грузовых и легковых транспортных средств не допускается. Исключение составляет грузовые и легковые транспортные средства хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку надмогильных сооружений, проезд которых допускается на основании письменного разрешения, выданного администрацией города Богородска (разовый пропуск).

08.09.2016 года решением Городской Думы города Богородска Богородского муниципального района Нижегородской области № 40 в пункт 7.6 Положения о кладбищах города Богородска внесены следующие изменения:

«7.6.1. На территорию кладбищ города Богородска имеют право беспрепятственного въезда на легковом автотранспорте: инвалиды; лица с ограниченными возможностями самостоятельного передвижения; граждане в возрасте 60 лет и старше; священнослужители для совершения религиозных обрядов.

7.6.2 Проезд автокатафалка, а также сопровождающего его транспорта на территорию кладбищ города Богородска для доставки тела умершего к месту погребения осуществляется бесплатно.

7.6.3. Проезд на территорию кладбищ грузового и легкового автотранспорта хозяйствующих субъектов, для доставки надмогильного сооружения к месту его установки или вывоза демонтированного надмогильного сооружения с территории кладбища, осуществляется бесплатно на основании письменного разрешения. Выданного администрацией города Богородска – разовый пропуск.

7.6.4. Разовый пропуск выдается на проезд транспортного средства в сопровождении лица, ответственного за место погребения умершего или при наличии документа, подтверждающего полномочия лица осуществить доставку надмогильного сооружения к месту его установки либо вывоз демонтированного надмогильного сооружения с территории кладбищ (документ, удостоверяющий личность, договор, заключенный с лицом, ответственным за место погребения, заказ-наряд и т.п.)».

Таким образом, Положением о кладбищах города Богородска относительно проезда автокатафалка, а также сопровождающего его транспорта на территорию кладбищ города Богородска для доставки тела умершего к месту погребения установлено лишь то, что данный проезд осуществляется бесплатно.

Необходимость получения пропуска не установлена.

Таким образом, препятствие въезда автокатафалка, а также сопровождающего его транспорта на территорию кладбищ города Богородска для доставки тела умершего к месту погребения при осуществлении деятельности в сфере похоронного дела                       ИП Х. является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Таким образом, действия администрации города Богородска Нижегородской области в части передачи полномочий по порядку ведения деятельности общественных кладбищ, а также действия специализированной службы по вопросам похоронного дела города Богородска - МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области в части установления необоснованных требований, препятствующих ИП Х. при осуществлении услуг в сфере похоронного дела является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленным нарушением Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи администрации города Богородска Нижегородской области, МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006      № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию города Богородска Нижегородской области нарушившей часть 1 статью 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Признать МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Администрации города Богородска Нижегородской области и МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 796-ФАС52-10/16

 

13 декабря 2016 года                                                                               г. Нижний Новгород

 

 

  Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 13 декабря 2016 года  по делу №796-ФАС52-10/16 о нарушении Администрацией города Богородска Нижегородской области (607600, Нижегородская обл., г. Богородск, ул. Ленина, д.206) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Богородска Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в срок до 28 декабря 2016 года прекратить действия в части передачи полномочий                        МБУ «Спектр» города Богородска Нижегородской области по организации похоронного дела на территории города Богородска Нижегородской области.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны