Решение №ОШ/7344/20 Решение по делу от 21 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/10/18.1-901/2020

 

18 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...> – представителя ООО «Эврика» (по доверенности от 14.03.2019),

  • <...> - представителя ООО «Эврика» (по доверенности от 18.11.2019),

  • <...> - представителя АО ИК «АСЭ» (по доверенности от 06.03.2019),

  • <...>  - представителя АО ИК «АСЭ» (по доверенности от 20.01.2020),

  • <...> - представителя АО ИК «АСЭ» (по доверенности от 27.12.2019),

рассмотрев 18 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эврика» на действия акционерного общества Инжиниринговая компания «АСЭ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК «АСЭ» (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008860931),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 08.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Эврика» (далее также – ООО «Эврика», заявитель) на действия акционерного общества Инжиниринговая компания «АСЭ» (далее также – АО ИК «АСЭ», заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК «АСЭ» (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008860931) (далее – аукцион).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО ИК «АСЭ», выразившихся в нарушении срока подведения итогов аукциона и срока направления договора в адрес победителя аукциона. Допущенные заказчиком нарушения сроков привели к тому, что срок действия заявки ООО «Эврика» истек.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Эврика» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 18.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 14.05.2020 № ОШ/6806/20).

В свою очередь, АО ИК «АСЭ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО «Эврика».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

18.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Эврика» на действия АО ИК «АСЭ».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Эврика» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО ИК «АСЭ» 10.02.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32008860931) извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК «АСЭ» (лот 046ИТ/А-020).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО ИК «АСЭ» в своей закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 1.2 Положения о закупке заказчика.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»).

Пунктами 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки), дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

По условиям аукционной документации (с изменениями, внесенными 27.02.2020):

- дата окончания срока подачи заявок — 18 февраля 2020;

  • дата подведения итогов аукциона — 24 марта 2020;

  • срок действия заявки — 60 календарных дней;

  • заказчик в течение 13 (тринадцати) рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП, направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора.

Как установлено в пункте 5.5 Части 2 Тома 1 закупочной документации заказчик в документации устанавливает требование о минимальном сроке действия заявки на участие в закупке, который должен быть 60 календарных дней (для конкурса – 90 календарных дней) со дня окончания срока подачи заявок.

В документации может быть установлен увеличенный срок действия заявки на участие в закупке на количество дней осуществления требуемых мероприятий, если в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика.

Заявка на участие в закупке должна быть действительна не менее срока, указанного в документации.

Согласно Протоколу запроса № 046ИТ/А-020-3 от 19.03.2020 заказчиком в соответствии с пунктом 11.6 Части 2 Тома 1 закупочной документации принято решение направить участникам аукциона запросы по уточнению заявок и предоставлению недостающих в заявке документов. В силу пункта 11.13 Части 2 Тома 1 закупочной документации срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет 3 (три) рабочих дня.

Таким образом, при условии открытия доступа к ответам участников на запрос по уточнению заявок 25.03.2020 каких-либо обстоятельств, препятствующих заказчику провести рассмотрение заявок и подведение итогов аукциона 26.03.2020 и 27.03.2020, в ходе рассмотрения дела не выявлено, заказчиком на такие обстоятельства не указано, доказательств их наличия не представлено.

Ссылка заказчика на Письмо Минфина России от 27.03.2020 № 24-06-08/24649 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» не принимается Комиссией во внимание ввиду следующего.

Из представленных заказчиком возражений следует, что с учетом объявления периода с 30 марта 2020 года нерабочими днями ближайшее заседание закупочной комиссии с наличием достаточного кворума произошло 09 апреля, на котором были подведены итоги аукциона, проект договора направлен заказчиком в адрес победителя 08.05.2020.

При этом с учетом объявления периода с 30 марта по 30 апреля 2020 года нерабочими днями у заказчика имелась возможность подведения итогов аукциона и размещения протокола итогов аукциона в единой информационной системе в нерабочие дни (9 и 10 апреля соответственно).

Заявка ООО «Эврика» на момент подведения итогов аукциона была действительна.

Действия заказчика по подведению итогов аукциона 09 апреля 2020 года позволяют Комиссии сделать выводы о том, что предприятие продолжало осуществлять закупочную деятельность в нерабочие дни и закупка проводилась заказчиком в обычном порядке. При этом проведение закупки предполагает соблюдение всех обязательных требований Закона о закупках, в том числе об информационном обеспечении закупки.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Эврика» обоснованной, признания АО ИК «АСЭ» нарушившим часть 1 статьи 3 Закона о закупках в части несоблюдения требований к информационной открытости закупки.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО ИК «АСЭ» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эврика» на действия акционерного общества Инжиниринговая компания «АСЭ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК «АСЭ» (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008860931) признать обоснованной.

2. Признать акционерное общество Инжиниринговая компания «АСЭ» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать акционерному обществу Инжиниринговая компания «АСЭ» обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

АО "ИК АСЭ"
ИНН 5260214123, ОГРН 1075260029240
ООО "Эврика"
ИНН 7704350727, ОГРН 1167746306265