Письмо №ИК/26726/22 О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-3043... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-3043/2022

 

АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь»

 <...>

 

ПАО «Россети Центр и Приволжье» <...>

 

АО «РАД»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-3043/2022

15 ноября 2022 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

<...>

   

-<...>

   

- <...>

   

при участии:

 

 

<...>

-

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» (доверенность Д-ЦА/62 от 14.04.2022)


 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу акционерного общества «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» (далее — АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь», заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее — ПАО «Россети Центр и Приволжье») при проведении запроса предложений в электронной форме на номер извещения 32211748866,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению аудита менеджмента качества и системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) и ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2018) для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье», размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211748866.

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации запроса предложений.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 07.11.2022 (уведомление о поступлении жалобы от 02.11.2022ОШ/25530/22).

Уведомлением от 09.11.2022 исх.№ЛШ/26048/2022 рассмотрение жалобы отложено на более поздний срок в целях получения дополнительных документов.

Дело по существу рассмотрено после отложения посредством видеоконференцсвязи 15.11.2022. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Из жалобы заявителя следует, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» допустило нарушения при формировании закупочной документации, выразившиеся в установлении требования о наличии лицензии ФСБ.

Заявитель считает вышеуказанное требование неправомерным, противоречащим требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-3043/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

07.10.2022 17:46 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки https://lot-online.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению аудита менеджмента качества и системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) и ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2018) для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье», размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211748866 и закупочная документация.

До окончания срока подачи заявок (27.10.2022) на участие в конкурсе поступило 2 заявки участника, в том числе заявка АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» (идентификационный номер заявки - 2).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общества), осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством являются субъектами естественной монополии.

Договором от 07.10.2020 № 7700/00224/20 о передаче ПАО «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переданы, а ПАО «МРСК Центра» приняты на себя и осуществляются закрепленные Уставом ПАО «МРСК Центра и Приволжья», локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством РФ полномочия единоличного органа Общества (Генеральный директор – в соответствии с Уставом общества).

При организации и проведении конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

При организации и проведении Конкурса заказчик и Организатор руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Подпунктом 8 Приложения 1 к Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок Единого стандарта закупок ПАО «Россети» предусмотрено установление отборочного критерия «Наличие разрешительных документов, в случаях, предусмотренных законодательством».

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Подпунктом о) Приложения № 1 к части IV документации (стр. 44) установлено следующее требование к участникам закупки:

о) должны обеспечиваться условия, гарантирующие соблюдение конфиденциальности информации, полученной в рамках проведения работ (наличие лицензии ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну). Подтверждается копией лицензии ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» считает, что требование о наличии лицензии ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является избыточными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Техническим заданием на оказание услуг по проведению аудита менеджмента качества и системы энергетического менеджмента предусмотрено, что в ходе аудита эксперт (аудитор), являющийся представителем Исполнителя, посредством проведения интервью, наблюдения за рабочими процессами и анализа документации оценивает соответствие системы менеджмента качества, системы энергетического менеджмента ПАО «Россети Центр и Приволжье» (Исполнительного аппарата Общества и филиалов) установленным требованиям.

В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что ГОСТ Р ИСО 50001-2012 устанавливает требования, применимые к режиму использования и потребления энергии, включая измерение, документацию и отчетность, проектирование и практические подходы к обеспечению производственной деятельности организации необходимым оборудованием, системами, процессами и персоналом, которые вносят свой вклад в энергетическую результативность.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» входит в Единую энергетическую систему России.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» критическую информационную инфраструктуру составляют объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов; объектами критической информационной инфраструктуры являются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения:

- о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

- о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее защищенности от компьютерных атак.

Таким образом, соответствующее требование установлено Заказчиком на основании положений статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», исходя из существующей потребности обеспечения надежной и безаварийной работы объектов филиала, входящих в Единую энергетическую систему России.

Изучив представленные материалы жалобы документы, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов, изложенных в жалобе заявителя, поскольку установление рассматриваемого требования обусловлено фактической потребностью заказчика.

При вынесении решения Комиссия учитывает, что Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 №305-КГ17-2243).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению аудита менеджмента качества и системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) и ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2018) для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье», размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211748866, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии

<...>

 

Члены комиссии

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043
АО "Бюро Веритас Сертификейшн Русь"
ИНН 7709670368, ОГРН 1067746471320