Решение б/н Решение по делу №822-ФАС52-10/15 от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения оглашена: 28июля 2015 г.                             г. Нижний Новгород                                                                                                                             

В полном объеме решение изготовлено: 30июля 2015 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

               

 

рассмотрев дело №822-ФАС52-10/15 в отношенииГлавного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области (603950 г.Нижний Новгород, ул. Горького, 71) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», в присутствии:

-– представителя ГУ МВД России по Нижегородской области (доверенность от 02.07.2015 № 61/34);

-– представителя открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - ОАО «Сбербанк России») (доверенность от 16.04.2015 № 1944/23-д);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Нижегородского УФАС России поступило заявление С. (вх. №1712 от 16.03.2015), на действия Главного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области при выдаче Постановления о привлечении к административной ответственности, оплата которого предусмотрена исключительно с помощью сканера штрих-кода на устройстве самообслуживания ОАО «Сбербанк России», содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа выявлено следующее.

25.06.2010 между Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Нижегородской области (далее – Клиент) и открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - ОАО «Сбербанк России», Банк) заключено Соглашение № 1356/10 о приеме подразделениями Сбербанка России и устройствами самообслуживания на территории Нижегородской области платежей физических лиц.

Согласно пункту 2 Соглашения клиент поручает, а банк принимает на себя обязательства  по приему через свои структурные подразделения и через устройства самообслуживания платежей в счет оплаты административных штрафов в области дорожного движения в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – плательщики) в бюджет согласно справочника, указанного в приложении №9.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 4.4.3 ОАО «Сбербанк России» определено как оператор, обслуживающий программный продукт по ведению и обновлению базы задолженностей клиента, а также установлен как единственный субъект, принимающий платежи в пользу клиента.

Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Нижегородской области в 2011 году преобразовано в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области является структурным подразделением Главного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области и не является юридическим лицом.

По признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 15 июня 2015 года в отношении ГУ МВД России по Нижегородской области возбуждено дело №822-ФАС52-10/15.

До рассмотрения деда ответчиком представлены объяснения от 07.07.2015 № 61/867, согласно которым «штрих-код», указанный в постановлении о наложении штрафа, является уникальным идентификатором начисления, что не препятствует оплате штрафа в любой финансовой организации по реквизитам, содержащимся в постановлении.

До рассмотрения дела ОАО «Сбербанк России» также представил свою позицию, согласно которой физическое лицо вправе выбрать любую кредитную организацию для оплаты штрафа по реквизитам, содержащимся в постановлении. По мнению ОАО «Сбербанк России», спорное Соглашение не ограничивает граждан в выборе порядка оплаты штрафа и не ограничивает доступ финансовыхорганизаций на рынок приема платеже в счет оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Рассмотрение дела по существу состоялось 28.07.2015.

При рассмотрении дела ГУ МВД России по Нижегородской области и ОАО «Сбербанк России» поддержали позиции, изложенные в отзывах.

 

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

25.06.2010 между Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Нижегородской области (далее – Клиент) и открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - ОАО «Сбербанк России», Банк) заключено Соглашение № 1356/10 о приеме подразделениями Сбербанка России и устройствами самообслуживания на территории Нижегородской области платежей физических лиц.

На основании пунктов 7.3. и 7.4. Соглашение является действующим.

Согласно пункту 2 Соглашения клиент поручает, а банк принимает на себя обязательства  по приему через свои структурные подразделения и через устройства самообслуживания платежей в счет оплаты административных штрафов в области дорожного движения в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – плательщики) в бюджет согласно справочника, указанного в приложении №9.

В соответствии с пунктом 3.1. Соглашения перечисление платежей, принятых наличными денежными средствами, осуществляются подразделениями Банка, расположенными на территории г. Н.Новгорода и Нижегородской области на основании предъявленного плательщиком Постановления об административном правонарушении или оформленного физическим лицом платежного документа.

В силу пункта 3.2. Соглашения формы и размеры оформляемого физическим лицом платежного документа приведены в Приложениях №1,2 к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.

Пунктом 3.3. Соглашения определено, что плата за услуги, предоставляемые банком взимается с плательщика в пользу банка, осуществляющего прием и перечисление средств, согласно сборнику тарифов, действующему на момент совершения платежа.

Согласно пункту 4.4.3. Соглашения банк обязуется осуществлять прием платежей через устройство самообслуживания путем считывания штрих-кода с Постановления об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3.7 Соглашения при проведении платежа в адрес клиента через устройство самообслуживания плательщик обязан считать штрих-код с Постановления об административном правонарушении. Устройство самообслуживания по считанной из штрих-кода информации, обеспечивает в режиме on-line обращение к базе задолженностей клиента.

Пунктом 1.1 Соглашение предусмотрено внедрение системы электронного документооборота, включающей в себя совокупность программно-аппаратных средств, устанавливаемых у клиента и банка с целью обеспечения подготовки, защиты, отправки, приема, аутентификации и обработки документов в электронном виде.

Соглашение ОАО «Сбербанк России» заключено не по результатам торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» банк, иная кредитная организация, а также иные органы или организации, через которые производится уплата платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП).

На основании части 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подразделения ГИБДД направляют информацию, необходимую для уплаты платежей в ГИС ГМП.

В силу пункта 2.28.2 Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2012 № 19н, извещение о начислении, извещение об аннулировании начисления, извещение об уточнении начисления, направляемые Участником оператору ГИС ГМП, должны содержать в обязательном порядке уникальный идентификатор начисления.

Штрих-код указываемый в постановлении о привлечении к административной ответственности является уникальным идентификатором начисления и не является кодом, предоставляющим возможность оплаты штрафа через какую-нибудь конкретную финансовую организацию.

Таким образом, соглашение от 25.06.2010 не ограничивает граждан в выборе оператора перевода денежных средств и порядка оплаты штрафа, а также не ограничивает доступ финансовых организаций на рынок приема платеже в счет оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Согласно статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В частности, в силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются вышеуказанные соглашения, приводящие к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что программное обеспечение (Система электронного документооборота), указанное в пункте 1.1 Соглашения от 25.06.2015 № 1356/10, не является непременным условием выполнения в полном объеме функций ГУ МВД России по Нижегородской области, кроме того, расторжение спорного соглашения не может повлечь невозможность осуществления полномочий, возложенных на ГУ МВД России по Нижегородской области.

Следовательно, в действиях ГУ МВД России по Нижегородской области по заключению Соглашения от 25.06.2010 № 1356/10 о приеме подразделениями Сбербанка России и устройствами самообслуживания на территории Нижегородской области платежей физических лиц отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №822-ФАС52-10/15 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главного управления министерства внутренних дел России по Нижегородской области.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны