Решение б/н Решение № 830-ФАС52-07/15 от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30.09.2015   № СС-07/9827

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 830-ФАС52-07/15

 

                                                                                           г.Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено   30 сентября 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело №830-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Руан» (191014, г. Санкт-Петербург, Саперный пер., д. 14, пом. 36Н) и Общества с ограниченной ответственностью «Руан» (199026, г. Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д.15В» по обращению потребителя рекламы Б. (в Нижегородском УФАС России отсутствует письменное согласие заявителя на использование персональных данных) по признакам нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии Живулина Д.Л. - представителя ООО «Корпорация Руан» по доверенности от 15.09.2015 г. и ООО «Руан» по доверенности от 15.09.2015,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило устное обращение потребителя рекламы Б. по поводу незаконного, по мнению заявителя, размещения информации на рекламных конструкциях, установленных  на территории города Нижнего Новгорода. 

В своем обращении заявитель сообщил, что в настоящее время на рекламных конструкциях, установленных в г. Нижнем Новгороде, размещается информация о  партии «ЛДПР», что, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе», т.к. в текущий период времени не проводится выборная компания.

Специалистами Нижегородского УФАС России 26-27 мая 2015 г. осуществлен выезд и выявлены рекламные конструкции по следующим адресам:

- ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона «Автомобили Баварии»;

- ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси № 98;

- ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России;

- пр. Гагарина, в районе парка «Швейцария», на противоположной стороне от кинотеатра «Электрон»;

- Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов №19, №27, маршрутного такси №69.

По данным фактам составлены Акты наблюдения от 26 и 27 мая 2015 года.

В связи с тем, что использование рекламных конструкций в целях не связанных с распространением рекламы, социальной рекламы содержит признаки нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 19 июня 2015 года вынесло Определение о возбуждении дела №830-ФАС52-07/15 по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ООО «Корпорация Руан».

Определением по делу №830-ФАС52-07/15 к участию в рассмотрении в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, привлечено ООО «Руан».

Федеральная антимонопольная служба наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения сообщения «ЛДПР».

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

Специалистами Нижегородского УФАС России 26-27 мая 2015 г. на территории города Нижнего Новгорода выявлены рекламные конструкции с размещенными сообщениями следующего содержания: «ЛДПР». По данным фактам составлены Акты наблюдения от 26 и 27 мая 2015 г.

Политическая реклама – реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций и принимающих участие политической деятельности отдельных граждан, их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям.

Вышеуказанное сообщение носит политический характер, так как направлено на привлечение граждан к политической партии «ЛДПР», т.е. является политической рекламой.

В соответствии с частью 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе» социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государств.

Рассматриваемое сообщение: «ЛДПР», исходя из его содержания, не может быть отнесено к социальной рекламе. Также, данная информация не относится к рекламе.

Спорное сообщение не попадает под определение рекламы и социальной рекламы ФЗ «О рекламе», и является политической рекламой.

Согласно статье 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

В соответствии с избирательным законодательством и согласно позиции, отраженной в Протоколах совещаний ФАС России и ЦИК России от 20.06.2007 и 06.08.2007 по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях. На рекламных конструкциях также может размещаться политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, в течение агитационного периода.

Согласно пункту 1 статьи 39 Закона от 23 августа 2000 года №127-3 «О выборах депутатов представительных органах местного самоуправления в Нижегородской области» предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона «О выборах депутатов представительных органах местного самоуправления в Нижегородской области» окружная избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней после приема подписных листов и приема иных необходимых для регистрации кандидата избирательных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. В решении о регистрации указываются ее дата и время.

По данным сайта Избирательной комиссии Нижегородской области (www.nnov.izbirkom.ru) Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.06.2015 №135 на Единый день голосования 13.09.2015 г. назначены выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва. 19 июня 2015 г. данное решение опубликовалось в газете «День города. Нижний Новгород».

В связи с вышеизложенным, политическая реклама «ЛДПР» распространялась вне периода предвыборной агитации.

Таким образом, сообщение «ЛДПР», размещенное на рекламной конструкции вне периода предвыборной агитации является нарушением части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных статьей 19 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Муниципальное казенное учреждение «Городской центр градостроительства и архитектуры» в письме (исх. от 10.07.2015 № 767) сообщило, что между администрацией города Нижнего Новгорода, в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры, и ЗАО «Корпорация Руан» заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – щитов 6х3 м. на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода. ЗАО «Корпорация «Руан» осуществляет эксплуатацию рекламных конструкций на основании Разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В последствии рекламные конструкции стали эксплуатироваться ООО «Корпорация Руан».  

Между ООО «Корпорация Руан» (Принципал) и ООО «Руан» (Агент) заключен агентский договор от 30.04.2015 г. Согласно агентского  договора ООО «Корпорация Руан» поручает, а ООО «Руан» принимает на себя обязательство совершать за вознаграждение от своего имени, но в интересах и за счет Принципала, юридические и фактические действия, связанные с использованием рекламных конструкций.

ООО «Руан» (Исполнитель) заключило Договор возмездного оказания рекламных услуг №2390 от 30.04.2015 г. с Заказчиком:  Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России. В соответствии с договором ООО «Руан» взяло на себя обязательства по оказать услуги по печати, доставке, монтажу и организации рекламного материала Заказчика на рекламных поверхностях и проведению рекламных компаний Заказчика на территории Российской Федерации

Рекламораспространителем рекламного сообщения является ООО «Руан».

Таким образом, информация политической партии «ЛДПР», распространенная ООО «Руан» 26-27 мая 2015 г. по следующим адресам: ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона «Автомобили Баварии»; ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси № 98; ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России; пр. Гагарина, в районе парка «Швейцария», на противоположной стороне от кинотеатра «Электрон»; Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов №19, №27, маршрутного такси №69, противоречит требованиям части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Руан» пояснил, что Общество не усматривает нарушений, поскольку считает, что реклама не является политической, а является социальной рекламой.

В материалах дела находится разъяснение ФАС России (исх. от 31.08.2015 №ИА/46227-ПР/15) в письме, адресованном Руководителю фракции ЛДПР Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», с учетом совокупного анализа норм, содержащихся в законодательстве о рекламеи законодательстве о проведении выборов, на рекламных конструкциях допускается распространение рекламы, социальной рекламы, а также предвыборной агитационной информации в период предвыборной агитации.

Также, из пункта 2 протокола №2 от 06 августа 2007 года совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанных с возможностью размещения предвыборной агитации, следует, что в период до начала и в ходе избирательной компании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.

При этом в силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» к социальной рекламе относится информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно нормам статьи 10 Федерального закона «О рекламе» в социальной рекламе допускается определенного размера упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Таким образом, в соответствии с позицией, изложенной в пункте 2 протокола №2 от 06 августа 2007 года совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанных с возможностью размещения предвыборной агитации, допускается размещение на рекламных конструкциях как до начала, так и в ходе избирательной компании информации, включающей сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, в рамках размещения социальной рекламы.

При этом, само по себе название политической партии, в том числе партии ЛДПР, не является социальной рекламой.

Таким образом, сообщение «ЛДПР», размещенное на рекламной конструкции вне периода предвыборной агитации является нарушением и противоречит  требованием части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В связи с тем, что рассматриваемое сообщение на момент рассмотрения дела не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 № 508,  Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Руан», распространенную 26-27 мая 2015 г. по следующим адресам: ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона «Автомобили Баварии»; ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси № 98; ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России; пр. Гагарина, в районе парка «Швейцария», на противоположной стороне от кинотеатра «Электрон»; Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов №19, №27, маршрутного такси №69, поскольку она противоречит требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         С.В. Смирнов

 

 

 

Члены Комиссии                                                                            Д.А. Гришков

 

 

 

                                                                                                      Н.В. Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Гришков Д.А.

тел. 8 (831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны