Решение б/н Решение по делу №850-ФАС52-10/15 от 27 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFг. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 26 августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: 31 августа 2015 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|||||
|
- |
заместитель руководителя Управления; |
|
||||
Члены Комиссии: |
|
|
|
||||
|
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти, |
|
||||
|
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
|
||||
рассмотрев дело №850-ФАС52-10/15 в отношении Земского собрания Княгиниского района Нижегородской области (606340, Нижегородская обл., г.Княгинино, ул. Свободы, 45) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии
-– представителя Земского собрания Княгиниского района Нижегородской области по доверенности от 24.08.2015 б/н,
УСТАНОВИЛА:
В соответствие со статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции Нижегородское УФАС России выявило следующее.
Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 утверждено Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района» (далее - Положение №66).
Согласно пункту 1.5 Положения №66 торги проводятся в форме конкурса. Победителем торгов в форме конкурса признается лицо, предложившее максимальную цену лота и принявшее предлагаемые условия конкурса.
Возможность выявления победителя торгов по иным критериям, кроме цены, Положением №66 не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Земского собрания Княгининского района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения Положения о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района, положения которого противоречат требованиям действующего законодательства, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 31 июля 2015 года в отношении Земского собрания Княгининского района Нижегородской области возбуждено дело №850-ФАС52-10/15.
Рассмотрение дела по существу состоялось 26 августа 2015 года.
До рассмотрения дела ответчик представил объяснения по делу и сообщил, что в целях устранения выявленного нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Земским собранием Княгининского района Нижегородской области принято Решение Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 24.08.2015 № 378 «О порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» (далее – Решение № 378), с принятием которого Положение №66 утратило законную силу. Ответчик также пояснил, что в период действия Положения №66 торги на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций не проводились.
Земское собрание Княгининского района Нижегородской области также представило заключения прокуратуры Княгининского района от 13.10.2010 о соответствии Положения о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района утвержденного Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 утверждено «Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района».
В соответствии с пунктом 6.4. Положения №66 определение победителя осуществляется на основании критериев, определенных конкурсной документацией.
Согласно пункту 1.5 Положения №66 торги проводятся в форме конкурса. Победителем торгов в форме конкурса признается лицо, предложившее максимальную цену лота и принявшее предлагаемые условия конкурса.
Пунктом 6.5. Положения №66 определено, что при равенстве предложений по цене объекта победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а на конкурсе - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Однако согласно Положению №66 конкурсная комиссия при принятии решения о признании участника победителем должна руководствоваться исключительно предложениями претендентов по цене.
Возможность выявления победителя торгов по иным критериям, кроме цены, Положением №66 не предусмотрено.
Таким образом, Положением №66 предусмотрено, что проведение торгов в форме конкурса является формальным; в данном случае конкурс, подменяет собой аукцион с закрытой формой подачи предложения о цене, при которой участники не могут реализовать свое право на участие в открытой и прозрачной процедуре торгов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, принятие Решения Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66, которым утвержден порядок проведения торгов, может повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).
24.08.2015 Земским собранием Княгининского района Нижегородской области принято Решение № 378 «О порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» (далее – Решение № 378). Согласно пункту 4 Решения № 378, Положение № 66 утратило законную силу.
В силу пункта 1.3 Положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденного Решением № 378, торги могут проводиться как в форме конкурса, так и в форме аукциона. Пунктом 1.4. данного Положения определено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену лота, а на конкурсе – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
В соответствии с пунктом 6.1.5 указанного Положения претендент на участие в торгах представляет организатору торгов в том числе информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, в соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
В связи со вступлением в действие Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”» часть 5.5 статьи 19 Закона о рекламе утратила законную силу.
Требование о предоставление вышеуказанных сведений, не предусмотрено нормами действующего законодательства, что может явиться барьером для участия в торгах для потенциальных претендентов.
Согласно подпункту 4 пункта 8.3. Положения, утвержденного Решением № 378, претендент не допускается комиссией к участию в торгах в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
При этом в силу пункта 10.7 Положения, утвержденного Решением № 378, после вскрытия и оглашения конкурсных предложений участников конкурсная комиссия вправе дополнительно объявить торги по цене предмета конкурса в случае несоответствия предложенной участниками реальной рыночной стоимости выставленного на конкурс лота, а также в случае невозможности определить победителя по ранее заявленным предложениям. В этом случае участники конкурса вправе устно внести повторные предложения по более высокой цене предмета конкурса, которые фиксируются в протоколе конкурсной комиссии и подписываются заявителями.
Следовательно, подпункт 4 пункта 8.3. и пункт 10.7 Положения, утвержденного Решением № 378, противоречат друг другу и являются взаимоисключающими, поскольку формулировка «несоответствие предложений реальной рыночной стоимости выставленного на конкурс лота» является основанием для не допуска претендента к участию в торгах (в соответствии с подпунктом 4 пункта 8.3).
Кроме того, невозможность определить победителя по ранее заявленным предложениям (т.е. при равенстве предложений участников) победителем в силу пункта 10.9 Положения, утвержденного Решением № 378, признается тот участник, чья заявка была подана раньше, что свидетельствует о необоснованности требования пункта 10.7 данного Положения о внесении участниками предложений по более высокой цене предмета конкурса.
Таким образом, подпункт 4 пункта 8.3, пункт 10.7 и пункт 10.9 Положения, утвержденного Решением № 378, содержат взаимоисключающие требования, следовательно, вносят неопределенность при проведении торгов и определении победителя конкурса, что может повлечь недопущение, устранение или ограничение конкуренции.
Следовательно, принятие Земским собранием Княгининского района Нижегородской области 24.08.2015 Решения № 378 является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленным нарушением Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Земскому собранию Княгининского района Нижегородской области предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать Земское собрание Княгининского района Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
- Выдать Земскому собранию Княгининского района Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
- Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 850-ФАС52-10/15
26 августа 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
|
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
|
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 26 августа 2015 года по делу №850-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Княгиниского района Нижегородской области (606340, Нижегородская обл., г.Княгинино, ул. Свободы, 45) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Земскому собранию Княгиниского района Нижегородской области в срок до 16 сентября 2015 года внести изменение в Решение Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 24.08.2015 № 378, а именно: привести «Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|