Решение б/н Решение по делу №850-ФАС52-10/15 от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                   г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 26 августа 2015 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 31 августа 2015 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

               

рассмотрев дело №850-ФАС52-10/15 в отношении Земского собрания Княгиниского района Нижегородской области (606340, Нижегородская обл., г.Княгинино,  ул.  Свободы,  45) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии

-– представителя Земского собрания Княгиниского района Нижегородской области по доверенности от 24.08.2015 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствие со статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции Нижегородское УФАС России выявило следующее.

Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 утверждено Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района» (далее - Положение №66).

Согласно пункту 1.5 Положения №66 торги проводятся в форме конкурса. Победителем торгов в форме конкурса признается лицо, предложившее максимальную цену лота и принявшее предлагаемые условия конкурса.

Возможность выявления победителя торгов по иным критериям, кроме цены, Положением №66 не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Земского собрания Княгининского района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения Положения о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района, положения которого противоречат требованиям действующего законодательства, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 31 июля 2015 года в отношении Земского собрания Княгининского района Нижегородской области возбуждено дело №850-ФАС52-10/15.

Рассмотрение дела по существу состоялось 26 августа 2015 года.

До рассмотрения дела ответчик представил объяснения по делу и сообщил, что в целях устранения выявленного нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Земским собранием Княгининского района Нижегородской области принято Решение Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 24.08.2015 № 378 «О порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» (далее – Решение № 378), с принятием которого Положение №66 утратило законную силу. Ответчик также пояснил, что в период действия Положения №66 торги на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций не проводились.

Земское собрание Княгининского района Нижегородской области также представило заключения прокуратуры Княгининского района от 13.10.2010 о соответствии Положения о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района утвержденного Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 требованиям действующего законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66 утверждено «Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района».

В соответствии с пунктом 6.4. Положения №66 определение победителя осуществляется на основании критериев, определенных конкурсной документацией.

Согласно пункту 1.5 Положения №66 торги проводятся в форме конкурса. Победителем торгов в форме конкурса признается лицо, предложившее максимальную цену лота и принявшее предлагаемые условия конкурса.

Пунктом 6.5. Положения №66 определено, что при равенстве предложений по цене объекта победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а на конкурсе - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Однако согласно Положению №66 конкурсная комиссия при принятии решения о признании участника победителем должна руководствоваться исключительно предложениями претендентов по цене.

Возможность выявления победителя торгов по иным критериям, кроме цены, Положением №66 не предусмотрено.

Таким образом, Положением №66 предусмотрено, что проведение торгов в форме конкурса является формальным; в данном случае конкурс, подменяет собой аукцион с закрытой формой подачи предложения о цене, при которой участники не могут реализовать свое право на участие в открытой и прозрачной процедуре торгов.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, принятие Решения Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 15.10.2010 № 66, которым утвержден порядок проведения торгов, может повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).

24.08.2015 Земским собранием Княгининского района Нижегородской области принято Решение № 378 «О порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» (далее – Решение № 378). Согласно пункту 4 Решения № 378, Положение № 66 утратило законную силу.

В силу пункта 1.3 Положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденного Решением № 378, торги могут проводиться как в форме конкурса, так и в форме аукциона. Пунктом 1.4. данного Положения определено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену лота, а на конкурсе – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

В соответствии с пунктом 6.1.5 указанного Положения претендент на участие в торгах представляет организатору торгов в том числе информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу  и его аффилированным лицам на соответствующей территории, в соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В связи со вступлением в действие Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”» часть 5.5 статьи 19 Закона о рекламе утратила законную силу.

Требование о предоставление вышеуказанных сведений, не предусмотрено нормами действующего законодательства, что может явиться барьером для участия в торгах для потенциальных претендентов.

Согласно подпункту 4 пункта 8.3. Положения, утвержденного Решением № 378, претендент не допускается комиссией к участию в торгах в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).

При этом в силу пункта 10.7 Положения, утвержденного Решением № 378, после вскрытия и оглашения конкурсных предложений участников конкурсная комиссия вправе дополнительно объявить торги по цене предмета конкурса в случае несоответствия предложенной участниками реальной рыночной стоимости выставленного на конкурс лота, а также в случае невозможности определить победителя по ранее заявленным предложениям. В этом случае участники конкурса вправе устно внести повторные предложения по более высокой цене предмета конкурса, которые фиксируются в протоколе конкурсной комиссии и подписываются заявителями.

Следовательно, подпункт 4 пункта 8.3. и пункт 10.7 Положения, утвержденного Решением № 378, противоречат друг другу и являются взаимоисключающими, поскольку формулировка «несоответствие предложений реальной рыночной стоимости выставленного на конкурс лота» является основанием для не допуска претендента к участию в торгах (в соответствии с подпунктом 4 пункта 8.3).

Кроме того, невозможность определить победителя по ранее заявленным предложениям (т.е. при равенстве предложений участников) победителем в силу пункта 10.9 Положения, утвержденного Решением № 378, признается тот участник, чья заявка была подана раньше, что свидетельствует о необоснованности требования пункта 10.7 данного Положения о внесении участниками предложений по более высокой цене предмета конкурса.

Таким образом, подпункт 4 пункта 8.3,  пункт 10.7 и пункт 10.9 Положения, утвержденного Решением № 378, содержат взаимоисключающие требования, следовательно, вносят неопределенность при проведении торгов и определении победителя конкурса, что может повлечь недопущение, устранение или ограничение конкуренции.

Следовательно, принятие Земским собранием Княгининского района Нижегородской области 24.08.2015 Решения № 378 является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленным нарушением Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Земскому собранию Княгининского района Нижегородской области предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39,  частями  1 – 4  статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Земское собрание Княгининского района Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать Земскому собранию Княгининского района Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 850-ФАС52-10/15

 

26 августа 2015 года                                                                      г. Нижний Новгород

 

 

  Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 26 августа 2015 года по делу №850-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Княгиниского района Нижегородской области (606340, Нижегородская обл., г.Княгинино,  ул.  Свободы,  45) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Земскому собранию Княгиниского района Нижегородской области в срок до 16 сентября 2015 года внести изменение в Решение Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 24.08.2015 № 378, а именно: привести «Положение о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области» в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                       

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны