Решение №ОШ/5142/20 Решение по жалобе от 15 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по жалобе

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3-632/2020

 

10 апреля 2020 года                                                         г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Приказа руководителя Нижегородского УФАС России от 04.03.2020 № 26/20 (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

<...>

председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления;

<...>

заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов;

<...>

члена Комиссии, главного государственного инспектора отдела контроля торгов,

 

при участии представителя ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» - <...> (по доверенности от 08.04.2020),

рассмотрев при использовании видеоконференцсвязи жалобу ООО «Деметра» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008992958),

установила:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области рассмотрена жалоба ООО «Деметра» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008992958).

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях Дирекции при организации и проведении конкурса.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба ООО «Деметра» принята к рассмотрению Комиссией Нижегородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Уведомлением от 26.03.2020 № ОШ/3917/20 рассмотрение жалобы назначено на 27.03.2020 в 10.15.

Уведомлением о продлении рассмотрения обращения от 27.03.2020 №ОШ/4036/20 рассмотрение жалобы назначено на 08.04.2020 в 10.30.

Ввиду необходимости получения антимонопольным органом документов, необходимых для рассмотрения обращения, в заседании комиссии объявлен перерыв до 10 апреля 2020 года.

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

Жалоба рассматривалась посредством видеоконференцсвязи.

До рассмотрения жалобы по существу Заказчик представил документацию, предусмотренную частью 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также пояснения по поводу доводов заявителя, изложенных в жалобе. Дирекция сообщила, что действия Заказчика при организации и проведении конкурса являются законными и обоснованными.

Рассмотрение жалобы ООО «Деметра» прошло при участии представителя заказчика, которому председатель комиссии разъяснил, что лица, участвующие в рассмотрении жалобы, имеют право знакомиться с имеющимися материалами, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения жалобы вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, обжаловать решение антимонопольного органа, принятое по жалобе.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав представителя пришла к следующим выводам.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Деметра» обладает правом на обжалование действий организатора конкурса.

Жалобы на действия организатора конкурса в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

Заявитель жалобы считает, что Заказчиком необоснованно установлен ряд требований к участникам торгов, а также конкурсная документация содержит противоречия, которые могут привести к ограничению количества участников и просит принять жалобу к рассмотрению.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 052/07/3-632/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

16.03.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32008992958 на право оказания услуг по технической эксплуатации объекта спорта стадион «Нижний Новгород».

Жалоба ООО «Деметра» поступила в адрес Нижегородского УФАС России 24.03.2020. Согласно условиям извещения, размещенного в ЕИС датой окончания приема заявок является 24.03.2020. Таким образом ООО «Деметра» подало жалобу в период подачи заявок на участие в конкурсе.

Конкурс проводился в соответствии с конкурсной документацией (далее – Документация) и нормами Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Нижегородской области « Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» (далее – Положение).

ООО «Деметра» заявку на участие в спорном конкурсе не подавало.

В своей жалобе заявитель указал на необоснованность установления в Документации следующих требований:

- о наличии выписок из реестров членов СРО на право осуществлять строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на право осуществлять подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства;

- об отсутствии требований к размеру компенсационного фонда;

- о наличии в штате специалистов в области строительства;

- установления требования о регистрации участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем за 5 лет до даты размещения извещения;

- о наличии требования о наличии лицензии на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

- нарушение требований к оказанию услуг.

Указанный довод отклоняется Комиссией антимонопольного органа в силу следующего.

На основании пункта 9.2 Положения Заказчик имеет право установить следующие требования:

Заказчик в зависимости от предмета и условий закупки вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1. Финансовых ресурсов для исполнения договора.

2. На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора.

3. Опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации.

4. Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

5. Иные дополнительные требования.

В техническом задании Документации отражены все возможные виды ремонтных работ (Текущий ремонт, Капитальный ремонт объектов капитального строительства, Мелкий ремонт, Планово-предупредительный ремонт), в том числе требующие подготовки проектной документации.

Также само по себе отсутствие требований к размеру компенсационного фонда в выписках СРО не может привести к ограничению конкуренции.

Согласно пояснениям Заказчика выписка из реестра членов СРО на право осуществлять подготовку проектной документации требуется в связи с тем, что при оказании услуг по техническому обслуживанию здания Исполнителем может быть принято решение о проведении капитального ремонта здания. В соответствии с техническим заданием исполнитель обязан составить сметный расчёт. В соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» сметный расчёт является одним из разделов проектной документации. Разъяснения ФАС России от 10.11.2019, опубликованного на официальном сайте, говорят о том, что в соответствии градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капитальному ремонту утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Кроме того, при утверждении сметы может потребоваться согласование работ с владельцем авторских прав, т.к. такой ремонт предполагает замену и/или восстановление строительных конструкций, а также систем инженерно- технического обеспечения, что в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, относится к капитальному ремонту, что может привести к разработке дополнительных разделов проектной документацией.

На основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" стадион «Нижний Новгород» является объектом спорта первой категории опасности, в котором расположены используемые категорированные кабинеты Объектов государственной охраны и специальных служб, подключенные к общим инженерным сетям.

Таким образом Дирекцией обосновано установлено требование о наличии лицензии на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Требование о наличии в штате сотрудников в области строительства не является ограничением конкуренции, т.к. предусмотрено коллективное участие, а также участие с привлечением соисполнителей.

Требование регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за 5 лет до даты размещения извещения относится к опыту работы связанного с предметом договора и не является ограничением конкуренции, не противоречит действующему законодательству и Положению.

Кроме того, установление определенных требований к участникам  торгов может ограничить круг участников, но при этом не может рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Вместе с тем, ООО «Деметра» не доказано, что указанные выше условия были включены для того, чтобы обеспечить победу в конкурсе конкретного хозяйствующего субъекта либо иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в конкурсе.

Заказчиком также установлены определенные требования к расходным материалам, так как стадион является объектом с массовым пребыванием людей, материалы, которые будут использоваться при оказании услуг должны быть качественными и отвечать требованиям безопасности жизни и здоровья как посетителей, так и персонала.

Довод о том, что заказчиком необоснованно установлен срок оказания услуг: с момента подписания договора до 31.12.2020, что приводит к невозможности точно рассчитать стоимость услуг, отклоняется Комиссией антимонопольного органа в силу следующего.

Согласно пункту 28 Документации договор заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки Заявок на участие в Конкурсе (итогового протокола). При этом Договор заключается только после предоставления Участником Конкурса обеспечения исполнения Договора.

Таким образом у Заказчика отсутствует возможность установления конкретного срока подписания договора и, как следствие, начала оказания услуг.

В статье 17 Документации установлено, что в конкурсе в электронной форме (могут принимать участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (рассматриваются в качестве коллективного Участника закупки) либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного Участника закупки, соответствующие единым требованиям, установленным в статье 17.1.

Согласно пункту 17.1.1. требованием к участникам является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение Работ, оказание Услуг, являющихся объектом закупки: не предусмотрено.

Пунктом 7.3.10 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника Конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации или копии таких документов.

Дирекцией не отрицается, что в пункте 17.1.1 допущена техническая ошибка. Вместе с тем, по мнению Комиссии антимонопольного органа, данная техническая ошибка могла привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, довод ООО «Деметра» о наличии в Документации противоречий, которые могут привести к ограничению конкуренции признан Комиссией обоснованным.

Комиссией Нижегородского УФАС России на заседании по делу № 052/07/3-632/2020 установлено нарушение порядка проведения торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

решила:

 

- признать жалобу ООО «Деметра» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008992958) обоснованной;

- выдать обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

Заместитель председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

ООО Деметра
ИНН 3702196110, ОГРН 1183702005750
ГАУ НО "Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий"
ИНН 5260072567, ОГРН 1025203036286