Письмо №04/24987/21 решение от 9 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 blank.pdf.ODT (331.08 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» <...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/01/17.1-2705/2021

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена: 22 октября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено: 09 ноября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

<...>

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

 

<...>

 

 

<...>.

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

<...>.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;

рассмотрев дело № 052/01/17.1-2705/2021 по признакам нарушения МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в отсутствие представителей сторон

 

УСТАНОВИЛА:

 

Нижегородское УФАС России в рамках своих полномочий направила в МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» (далее – Предприятие) запрос о предоставлении информации по заключенным договорам по использованию муниципального имущества.

По итогам представленной информации установлено следующее.

10.12.2019 между МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» и МУП «МП «БРКК» МО «БМР» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» (далее – договор аренды) без проведения процедуры торгов.

Согласно названному договору МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» предоставил во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество: часть помещения нежилого здания гаража №1 лит.А2 (<...>), площадью 20,0 кв.м.

оговор заключен с 10.12.2019 по 31.05.2020г

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Таким образом, в вышеуказанных действиях МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» содержатся признаки нарушения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в предоставлении муниципального имущества без торгов.

03.09.2021 приказом руководителя Нижегородского УФАС России №319/21 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №052/01/17.1-2705/2021 в отношении МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна».

Определением о назначении дела № 052/01/17.1-2705/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 06.09.2021 №АБ/19116/21) дело назначено на 16.09.2021 в 11.30 посредством видеоконференцсвязи.

Рассмотрение дела по существу состоялось 22.10.2021г.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения, о которых составляют государственную тайну).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Нижегородское УФАС России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции и Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

Статья 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Как установлено материалами дела, 10.12.2019 между МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» и МУП «МП «БРКК» МО «БМР» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» (далее – договор аренды) без проведения процедуры торгов.

Согласно названному договору МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» предоставил во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество: часть помещения нежилого здания гаража №1 лит.А2 (<...>)

Договор заключен с 10.12.2019 по 31.05.2020г.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ("Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ "О защите конкуренции" и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 - приложение к письму ФАС России от 04.09.2013 №АЦ/34611/13).

21.11.2019 между МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» и ООО «Балахнинская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» (далее – договор аренды) без проведения процедуры торгов.

Согласно названному договору МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» предоставил во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество: часть помещения нежилого здания гаража №1 лит.А2 (адрес: <...>) и часть помещения в нежилом отдельно стоящем здании (помещение П2 мастерская электроучастка) (адрес: <...>), площадью 20,0 кв.м.

Договор заключен сроком на 11 месяцев с 21.11.2019 по 31.05.2020г.

Таким образом, площадь совокупного передаваемого муниципального имущества по адресу: <...> третьим лицам превышает 20 квадратных метров от общей площади помещения, здания, строения или сооружения.

В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно положениям пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 №8799/11 по делу №А66-7056/2010).

Вместе с тем, в нарушении вышеназванных норм Предприятие предоставило в аренду муниципальное имущество в отсутствие согласия собственника (<...>).

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленными нарушениями, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» (<...> нарушившим часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

  2. Выдать МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

2021-28120

 

 

Связанные организации

МУП «МП «Водоканал» МО «город Балахна»
ИНН 5244025070, ОГРН 1125248001977