Решение №ОШ/5149/20 Решение от 15 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
Д |
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/07/3-640/2020
10 апреля 2020 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Приказа руководителя Нижегородского УФАС России от 04.03.2020 № 26/20 (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
- <...> председателя комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
- <...>
|
|
заместителя председателя комиссии, начальника отдела контроля торгов,
|
- <...> |
|
члена комиссии, главного государственного инспектора отдела контроля торгов, |
при участии представителей:
- <...> (по доверенности от 08.04.2020) от ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» (далее – Заказчик, Дирекция);
- <...> (по доверенности от 08.04.2020) от Заказчика,
-<...> (по доверенности от 07.04.2020) от Заявителя,
рассмотрев в заседании комиссии путем проведения видеоконференцсвязи жалобу ООО «Гармония плюс» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008981268) (далее – Конкурс, Жалоба),
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области рассмотрена жалоба ООО «Гармония плюс» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008981268).
В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях Дирекции при организации и проведении конкурса.
На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба ООО «Гармония плюс» принята к рассмотрению Комиссией Нижегородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Уведомлением от 27.03.2020 № ОШ/4029/20 рассмотрение Комиссией Нижегородского УФАС России жалобы ООО «Гармония плюс» назначено на 08.04.2020 в 10 часов 35 минут.
Уведомлением о продлении рассмотрения обращения от 08.04.2020 №ОШ/4697/20 рассмотрение жалобы назначено на 10.04.2020 в 11.00.
До рассмотрения жалобы по существу Заказчик представил документацию, предусмотренную частью 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также пояснения по поводу доводов заявителя, изложенных в жалобе.
В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
10.04.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Гармония плюс».
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав представителей пришла к следующим выводам.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;
2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Гармония плюс» обладает правом на обжалование действий организатора конкурса.
Жалобы на действия организатора конкурса в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
Заявитель жалобы считает необоснованным отклонение заявки от участия в торгах в связи с установлением в конкурсной документации требований, ограничивающих конкуренцию, а также считает необоснованным выбор победителя конкурса и просит рассмотреть жалобу по существу, принять соответствующие меры антимонопольного реагирования, а также приостановить проведение торгов.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу № 052/07/3-640/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Нижегородской области «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий», утвержденным наблюдательным советом государственного автономного учреждения Нижегородской области «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» 28.11.2019 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.6.2 Положения о закупке.
12.03.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32008981268 на право оказания услуг по уборке помещений и территории объекта спорта стадион «Нижний Новгород».
Из жалобы следует, что при проведении конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1.Заказчиком в Документации неправомерно установлены дополнительные требования:
по опыту работы на объекте либо объектах по единовременной уборке помещений, общей площадью не менее 120 000 кв.м. - подтверждается наличием заключенных и успешно исполненного контракта (договоров) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу размещения закупки и копиями актов выполненных работ; наличие в штате специалиста по дезинфекции; необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие у Участника не менее 1 сотрудника, специалиста по дезинфекции: копия трудовой книжки или копия трудового договора, копия свидетельства о повышении квалификации по циклу: организация дезинфекционного дела;
2.Заказчиком в Документации неправомерно установлены дополнительные требования о соответствии системы качества организации участника закупки требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования в области клининговых услуг» на протяжении 10 месяцев до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте (подтверждается предоставлением копией Сертификата ГОСТ Р ИСО (ISO 9001:2015)).
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом 7.3.10.2. Документации установлены дополнительные требования к участникам конкурса:
- Опыт работы на объекте либо объектах по единовременной уборке помещений, общей площадью не менее 120 000 кв.м. - подтверждается наличием заключенных и успешно исполненного контракта (договоров) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу размещения закупки и копиями актов выполненных работ;
- наличие в штате специалиста по дезинфекции; необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие у Участника не менее 1 сотрудника, специалиста по дезинфекции: копия трудовой книжки или копия трудового договора, копия свидетельства о повышении квалификации по циклу: организация дезинфекционного дела.
- регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем за три года до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте (подтверждается предоставлением копией выписки из ЕГРЮЛ);
- наличие у участника закупки не менее 10 сотрудников (уборщиц), имеющих личные медицинские книжки. (подтверждается предоставлением копий штатного расписания, трудовых договоров либо трудовых книжек, копий личных медицинских книжек, документом с отметкой о согласии предоставления персональных данных, а также данных составляющих врачебную тайну);
- соответствие системы качества организации участника закупки требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» в области клининговых услуг на протяжении 10 месяцев до даты размещения извещения о размещении заказа на официальном сайте (подтверждается предоставлением копией Сертификата ГОСТ Р ИСО (ISO 9001:2015));
Вместе с тем, представленные договора и акты участником закупки, а также наличие Сертификата ГОСТ Р ИСО (ISO 9001:2015) действующего 8 месяцев 21 день и отсутствие у участника закупки подтверждающих документов в соответствии с пунктом 7.3.10.2. Документации не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Кроме того, учитывая, что участником Конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Заказчиком дополнительными требованиями ограничена возможность участия в закупках по предмету Конкурса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса неправомерное дополнительные требования, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат пункту 2.6.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Довод ООО «Гармония плюс» о неправомерном допуске ООО «Интекс Корп» и ООО «АТК 211» к участию в торгах, на основании того, что указанные участники не соответствуют требованиям Документации отклоняется Комиссией антимонопольного органа, в связи с недоказанностью данного довода.
Таким образом Комиссия Нижегородского УФАС России на заседании по делу № 052/07/3-640/2020 приходит к выводу о нарушении порядка проведения торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
решила:
- признать жалобу ООО «Гармония плюс» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении закупки (номер извещения 32008981268) обоснованной;
-
выдать обязательное для исполнения предписание;
-
передать соответствующему должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы дела № 052/07/3-640/2020 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии |
<...> | |
|
|
|
Заместитель председателя Комиссии <...>
Член Комиссии <...>
<...>
2020-6321(1)