Решение б/н Решение по делу № 444–ФАС52–ТР–10– 04/03 – 10 в отношении О... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
РЕШЕНИЕ
по делу № 444–ФАС52–ТР–10– 04/03 - 10
о нарушении антимонопольного законодательства
 
26 августа 2010 года                                                                  г. Нижний Новгород
 
 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в составе:
<…>
с участием:
<…>
рассмотрев дело № 444-ФАС52-ТР-10-04/03-10 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Наш Дом»  (603004, г. Нижний Новгород, пр-т Молодёжный, д. 2)  части  1  статьи  10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
установила:
 В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, антимонопольный орган) поступило заявление жителей г. Нижнего Новгорода <…> (далее – заявители) на действия общества с ограниченной ответственностью «Наш Дом», место нахождения: 603004, г. Нижний Новгород, пр-т Молодёжный, д.2, ИНН 5256051910 (далее – ООО «Наш Дом», ответчик).
По мнению заявителей, ООО «Наш Дом», являющееся домоуправляющей компанией многоквартирного дома, в котором проживают заявители, установило  необоснованно высокие цены на услуги по отключению (на несколько часов) и последующему включению на стояке жилого дома холодной воды, горячей воды и отопления (далее – услуга). 
При этом, как следует из обращения заявителей, плата за услуги взимается с них как в случаях отключения воды на стояке для устранения аварийных ситуаций, так и в случаях замены энергопринимающих устройств (радиатора отопления, полотенцесушителя) по заявке (по инициативе) собственников жилого помещения.
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в Управление, в действиях ООО «Наш Дом» обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении, поддержании ООО «Наш Дом» монопольно высокой цены на услуги по отключению (включению) стояков горячего водоснабжения (далее – ГВС), холодного водоснабжения (далее – ХВС) и отопления.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Наш Дом», о чём на основании части 4 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 31.03.2010 №293 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
На заседании комиссии заявители поддержали требования, изложенные в заявлении.
        Представители ООО «Наш Дом» нарушение антимонопольного законодательства путем установления, поддержания монопольно высокой цены на услуги по отключению (включению) стояков ГВС, ХВС и отопления не признали, дело просили прекратить в связи с отсутствием в действиях общества названного нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявителей и возражения ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.  
 Статья 162 Жилищного кодекса определяет, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.       
Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила содержания общего имущества).
        Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев.
        В ходе рассмотрения данного дела комиссией в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, проведен анализ товарного рынка оказания услуги по отключению и включению стояков горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и отопления в жилом доме, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д.40. 
       При проведении указанного анализа в качестве продуктовых границ рассматриваемого товарного рынка определены услуги по отключению (включению) стояков холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления, оказываемые собственникам помещений многоквартирного дома №40 по ул. Комсомольской города Нижнего Новгорода. За географические границы рассматриваемого рынка приняты границы земельного участка (территории), определяемые внешней границей стены данного многоквартирного дома.
       В ходе анализа, исходя из особенностей рассматриваемого товарного рынка, определенных продуктовыми и географическими границами, установлено, что данный товарный рынок является локальным (обособленным), который ограничен по составу действующих на нем хозяйствующих субъектов - одним продавцом (домоуправляющей организацией – ООО «Наш Дом») и ограниченной группой покупателей (собственниками помещений в данном многоквартирном доме). 
       По результатам указанного анализа, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольным органом сделан вывод о том, что ООО «Наш Дом» занимает доминирующее положение на локальном (обособленном) рынке оказания услуг по отключению (включению) стояков холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления в многоквартирном доме №40 по ул. Комсомольской города Нижнего Новгорода в географических границах земельного участка (территории), определяемого внешней границей стены многоквартирного дома, находящегося по адресу: улица Комсомольская дом №40 города Нижнего Новгорода; доля ООО «Наш Дом» на данном рынке составляет 100%.
Результаты исследования товарного рынка изложены в Аналитическом отчете, приобщенном к материалам дела.
Таким образом, действия ООО «Наш Дом» должны соответствовать требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
    ООО «Наш Дом» представило в материалы дела типовой договор управления многоквартирным домом, рекомендованный администрацией города Нижнего Новгорода для заключения между собственниками помещений в многоквартирных домах и домоуправляющими компаниями, который заключается ООО «Наш Дом» с собственниками помещений в данном многоквартирном доме.
     В соответствии с указанным договором управляющая организация (ООО «Наш Дом») по заданию собственника в течение указанного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовывать предоставление собственнику коммунальных услуг в соответствии с условиями настоящего договора, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственник обязуется оплачивать указанные услуги.
     Обязанности управляющей организации определены, в частности пунктом 2.1.1. данного договора.
    Пунктом 2.2.9. договора установлено, что управляющая многоквартирным домом организация (ООО «Наш Дом») вправе предоставлять иные услуги, не оговоренные в пункте 2.1.1. договора, за отдельную плату в соответствии с утвержденным в управляющей организации прейскурантом цен.
    Приказом генерального директора ООО «Наш Дом» от 25.12.2008 №399 «Об утверждении прейскуранта цен» введен в действие с 01 января 2009 года Прейскурант на сантехнические, электротехнические и отделочные услуги по заявкам населения (за счет средств населения, без стоимости материалов).
       Плата за предоставление услуг на 2009 год установлена пунктами 36-39 названного Прейскуранта в следующих размерах:
- отключение стояков водоснабжения ГВС, ХВС (за 1 стояк) – 130 рублей;
- включение стояков ГВС, ХВС (за 1 стояк)  – 130 рублей;
- отключение 1 стояка отопления – 210 рублей;
- включение 1 стояка отопления – 210 рублей.
При анализе приведенных цен на услуги с точки зрения их соответствия части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия антимонопольного органа полагает обратить внимание на следующие обстоятельства.
       Согласно калькуляциям на проведение работ в связи с отключением (включением) стояков ГВС, ХВС и на проведение работ в связи с отключением стояков отопления в себестоимость данных услуг ООО «Наш Дом» включены следующие затраты (сведения приведены в таблице №1 и в таблице №2):
 
Таблица №1
Калькуляция на проведение работ в связи с отключением (включением) стояков ГВС, ХВС

№№ п/п
Наименование затрат
Стоимость, руб.
Доля в цене услуги, %
1
Основная заработная плата*
<…>
<…>
2
Налоги (ЕСН)
<…>
<…>
3
Накладные расходы (78%)
<…>
<…>
4
ИТОГО:
<…>
<…>
5
Рентабельность (7,3%)
<…>
<…>
6
ВСЕГО:
<…>
<…>
7
НДС
<…>
<…>
8
ВСЕГО с НДС:
<…>
<…>

 
Таблица №2
Калькуляция на проведение работ в связи с отключением (включением) стояков отопления

№№ п/п
Наименование затрат
Стоимость, руб.
Доля в цене услуги, %
1
Основная заработная плата
<…>
<…>
2
Налоги (ЕСН)
<…>
<…>
3
Накладные расходы (78%)
<…>
<…>
4
ИТОГО:
<…>
<…>
5
Рентабельность (7,3%)
<…>
<…>
6
ВСЕГО:
<…>
<…>
7
НДС
<…>
<…>
8
ВСЕГО с НДС:
<…>
<…>

 
Основной статьей затрат при расчете стоимости услуг являются расходы на основную заработную плату с начислениями – <…>.  Расчеты заработной платы на оказание данных услуг приведены в таблицах №3 и №4.
Таблица №3
Расчет заработной платы на проведение работ в связи с отключением (включением) стояков ГВС, ХВС

 
Часовая тарифная ставка, руб.
Доплата за профмастерство, руб. (15%)
Премия, %
Временные затраты (часов)
Сумма, руб.
Слесарь-сантехник
53,9
 
60
0,33
28,459
Слесарь-сантехник
37,97
8,7
60
0,33
21,792
ИТОГО:
 
 
 
 
50,25

 
Таблица №4
Расчет заработной платы на проведение работ в связи с отключением (включением) стояков отопления
 

 
Часовая тарифная ставка, руб.
Доплата за профмастерство, руб. (15%)
Премия, %
Временные затраты (часов)
Сумма, руб.
Слесарь-сантехник
53,9
 
60
0,533
45,966
Слесарь-сантехник
37,97
8,7
60
0,533
35,219
ИТОГО:
 
 
 
 
81,18

 
Анализ приведенных расчетов показывает, что квалификационный состав исполнителей (количество слесарей-сантехников) определен на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 69), утвержденного постановлением Государственного комитете СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 18.09.1984 №272/17-70.
Комиссией установлено также, что технология отключения и включения стояка ГВС, ХВС включает в себя закрытие и последующее открытие (как правило, через несколько часов) вентилей, а также последующую проверку работы системы с осмотром состояния запорной арматуры, креплений на отсутствие течи воды после повторного включения. По технологии отключения и включения стояка отопления предусматривается также слив воды из системы отопления, последующее её заполнение с устранением завоздушенных участков, то есть повторный запуск системы отопления.
Временные затраты на оказание услуг рассчитаны в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами, с учетом соблюдений условий труда, предусмотренных Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных Госэнергонадзором 07.05.1992 (в редакции письма Минтопэнерго РФ от 25.12.1994 №42-6/40-ЭТ) и не превышают показатели, подтвержденные наблюдательными листами индивидуальных фотографий рабочего дня, представленными ООО «Наш Дом».    
При рассмотрении комиссией доли накладных расходов в структуре затрат на оказание услуг (<…>) установлено, что величина накладных расходов не превышает нормативов (по видам ремонтно-строительных работ), рассчитанных в соответствии с Методическим указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 №6 (с учетом письма Росстроя от 31.01.2005 №ЮТ-260/06) для внутренних санитарно-технических работ – от <…> до <…>.
 Комиссией также установлено, что уровень рентабельности, учтенный при расчете цены услуг, не превышает размер, установленный пунктом 2.1. Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на период с 01.01.2008 по 31.12.2010 (зарегистрировано 23.05.2007 №3), – <…>.
Таким образом, представленные ООО «Наш Дом» доказательства свидетельствуют о том, что цена на услуги по отключению (на несколько часов) и последующему включению на стояке жилого дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д.40,  холодной воды, горячей воды и отопления не превышает сумму необходимых для производства (оказания) данной услуги и реализации такой услуги расходов и прибыли.
При таких условиях установленные ООО «Наш Дом» цены на указанные услуги не являются монопольно высокими.
        В совокупности изложенные фактические обстоятельства и их правовая оценка свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Наш Дом» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем установления, поддержания монопольно высокой цены на услуги по отключению (включению) стояков горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и отопления, оказываемые в жилом доме, расположенном по адресу: город Нижний Новгород, улица Комсомольская, дом №40.
 С учетом изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
 
решила:
 
          1. Прекратить рассмотрение дела №444-ФАС52-ТР-10-04/03-10 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении  общества  с  ограниченной  ответственностью  «Наш Дом»  (603004, г.Нижний Новгород, пр-т Молодежный, д.2, ИНН 5256051910) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
       

Связанные организации

Связанные организации не указаны