Решение №ОШ/26132/21 О признании рекламы ненадлежащей от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<Письмо> Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07(с изм. от 21.10.2014)"О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде"

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ООО «Дневник.ру»

 

<...>

 

<...>

 

Заявителю 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-3255/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

-

Председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

<...>

-

Член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и связями с общественностью,

<...>

-

Член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и связями с общественностью,

рассмотрев дело №052/05/5-3255/2021, возбужденное по обращению потребителя рекламы <...> и потребителя рекламы <...>  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дневник.ру» (ИНН 7814431841; ОГРН 1097847050223) по признакам нарушения части 10 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в присутствии представителей ООО «Дневник.ру» - <...> (доверенность №54 от 10.08.2021) и <...> (доверенность №19 от 31.12.2020) и заявителя <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы <...> (вх.№27373/21 от 06.09.2021), направленное Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, по поводу незаконного размещения рекламы в электронной версии школьного дневника https://dnevnik.ru/.

15.10.2021 (вх.32664-ЭП/21) Управлением Федеральной службы по г. Санкт- Петербургу в адрес Нижегородского УФАС России направлены обращения потребителей рекламы по поводу рекламы «Сбер Страхование ОККО»; ПАО «МегаФон»; АО «Тинькофф Банк»; ООО «Лабиринт.ру». К заявлениям приложены скриншоты, подтверждающие факт распространения рекламы на сайте https://dnevnik.ru/, являющемся электронным школьным дневником.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 19.10.2021 возбудило дело №052/05/5-3255/2021 по признакам нарушения части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителя – ООО «Дневник.ру».

Рассмотрение дела по существу состоялось 19 ноября 2021 года (после перерыва, объявленного на заседании комиссии 15.11.2021).

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

07.09.2021 в разделе «Дети» на сайте https://dnevnik.ru/ размещена следующая информация: «Лабиринт Скидки до 45% на учебники, пособия и канцелярию до 12 сентября…».

07.09.2021 на сайте https://dnevnik.ru/ размещен баннер: «Мегафон Бесплатный тариф для ребенка. Подробнее. В рамках тарифа «Первый семейный» с подключенной услугой «Моя семья» звонки внутри группы не тарифицируются. Подробности на megafon.ru».

21.09.2021 на сайте https://dnevnik.ru/ в разделе «Образование» размещена информация следующего содержания: «Акция «Страховка от плохих оценок» okko Сбер страхование okko Подробнее».

При нажатии на кнопку «подробнее», пользователи переходят в раздел «Общение», в котором для них становится доступна следующая информация: «Страховка от плохой оценки»: что делать, если начало года не задалось. Помните свои школьные годы, когда принести домой плохую оценку – значило схлопотать от родителей? Кого-то из нас лишали телевизора, оставляли без сладкого или даже ставили в угол. Времена меняются, и спорить о методах воспитания тогда и сейчас занятие неблагодарное. Главное – чтобы ребенок не потеря интерес и мотивацию к дальнейшей учебе…

Как помочь ребенку справиться с разочарованием от плохой оценки?…

Отвлекитесь от неудачи. Попробуйте весело и приятно проведите время вместе. А поднять настроение ребенку легко с помощью сервиса СберСтрахование. Воспользуйтесь «страховкой от плохих оценок» и получите промокод для просмотра мотивирующего фильма или мультика в мультимедийном сервисе Okko».

По данному факту составлен Акт наблюдения от 21.09.2021.

Кроме того, в разделе «Образование» помимо указанной информации размещалось следующее: «Тинькофф. Соберите ребенка к школе и заработайте еще больше кэшбэка. Оформите детскую карту «Тинькофф Джуниор».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования: ООО «Лабиринт.ру»; ПАО «Мегафон»; ООО «Окко»; АО «Тинькофф Банк».

Таким образом, рассматриваемые сообщения содержат все признаки, указанные в пункте 1 стать 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, являются рекламой.

В соответствии с частью 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках школьных тетрадях. Запрет устанавливается на любые формы школьного дневника.

В соответствии с п. 3.3 ГОСТ Р 55081-2012 «Дневники школьные. Технические условия» школьный дневник — это документ в виде тетради или печатного издания со специальной линовкой и текстом подсказки (подзаголовками) для пользователей дневника, изготовленный полиграфическим или иным способом и предназначенный для каждодневной записи в течение годового периода обучения заданий по предметам обучения, проставления оценок по успеваемости и дисциплине учащихся, уведомления родителей о результатах учебы и другой информации по учебному процессу.

Согласно п.3.7 ГОСТ Р 55081-2012 сопровождающие страницы дневника — страницы, содержащие текстовый материал, иллюстрации, наглядные изображения, относящиеся к предметам обучения и способствующие лучшему усвоению изучаемого предмета.

Согласно п. 3.9 ГОСТ Р 55081-2012 обложка дневника — мягкое покрытие дневника, например, из тонкого картона, картона с полимерным покрытием, которое содержит маркировку дневника и является его внешним конструктивным элементом.

В силу п.5.24 ГОСТ Р 55081-2012 на обложке, переплете и на страницах во всем объеме не допускается располагать информацию рекламного характера, а также рисунки, иллюстрации, наглядные изображения и т. п., не относящиеся к учебной или детской тематике.

То есть, страницы бумажного школьного дневника предназначены не только для записи домашних заданий и проставления оценок, но и предоставления иной информации по учебному процессу, перечень которой является открытым.

В соответствии с Письмом Министерства образования науки Российской Федерации от 15.02.2012 №1АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

  • сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;

  • сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;

  • сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;

  • сведения о посещаемости уроков (занятий);

  • сведения о расписании уроков (занятий);

  • сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

  • содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости включено в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, в также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов РФ и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р.

Министерство образования и науки Российской Федерации в отдельных письмах также указывает на такую форму ведения школьного дневника, как электронный дневник (Письмо №08-ПГ-МОН-28638 от 05.11.2013, №АП-147/07 от 15.02.2012).

Таким образом, законодательством РФ предусмотрена возможность предоставления информации о текущей успеваемости обучающего в форме ведения электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

Портал https://dnevnik.ru/ выполняет функции школьного дневника.

Таким образом, реклама ООО «Лабиринт.ру»; ПАО «Мегафон»; ООО «Окко»; АО «Тинькофф Банк», размещенная на сайте https://dnevnik.ru/, противоречит требованиям части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По информации АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (вх.№30791-ЭП/21 от 29.09.2021), администратором домена «dnevnik.ru» является Общество с ограниченной ответственностью «Дневник.ру» (ИНН 7814431841; ОГРН 1097847050223).

Следовательно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Дневник.ру».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Дневник.ру» сообщила, что, по мнению Общества, нарушение закона о рекламе отсутствует, в связи с тем, что сайт https://dnevnik.ru/ представляет собой многофункциональную многопользовательскую систему, в рамках которой одной из множества функций является учет образовательных достижений обучающихся.

По утверждению Общества, на стартовой странице сайта https://dnevnik.ru/ есть выбор государственной услуги «информирование о текущей успеваемости пользователей», представляющий собой школьный дневник в электронной форме, где размещение рекламных услуг не производится и не доступны платные услуги, а также «Цифровая платформа «Дневник.ру», где могут размещаться рекламные материалы, наяду с бесплатными социальными и образовательными сервисами и информацией.

По мнению Общества, разделы, на которых размещается рекламная информация, не являются аналогами школьного дневника.

Подробно позиция общества изложена в отзыве по делу (вх.№ 35880-ЭП/21 от 12.11.2021). К материалам дела также приобщен Протокол экспертизы №1 от 17.09.2021 ООО «Институт Безопасности Интеллектуальной Собственности».

Ознакомившись с доводами Общества, Комиссия Нижегородского УФАС России считает их несостоятельными в силу следующего.

Как следует из информации, размещенной на сайте https://dnevnik.ru/ в разделе «О нас» ООО «Дневник.ру» российская IT-компания в сфере образовательных технологий, разработчик решений и единой электронной образовательной среды для учителей, учеников и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти. Партнер государства на рынке информатизации образовательного сектора России с 2009 года.

Как следует из материалов дела, реклама размещена Обществом в разделе «Образование». В указанном разделе содержится информация о результатах образовательного процесса: сведения об оценках, домашнем задании, что по содержанию является аналогичным бумажному школьному дневнику.

Поскольку электронный школьный дневник должен выполнять функции, аналогичные функциям бумажного школьного дневника, то и иные страница сайта: https://dnevnik.ru, на которых учителями и администрацией школы может размещаться информация по учебному процессу, являются неотъемлемой частью электронного школьного дневника.

При этом обложка, переплет и страница являются частью бумажного школьного дневника, соответственно, все страницы сайта, который выполняет функции электронного школьного дневника — часть электронного школьного дневника, на которой в соответствии с частью 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не должно быть рекламы.

Протокол №1 от 17.09.2021, представленный Обществом в материалы дела, не может быть принят в качестве доказательств, подтверждающих отсутствие нарушения части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе» со стороны ООО «Дневник.ру», поскольку в соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Сайт, или веб-сайт (от англ. Website: web - паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), - одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователями как единое целое 1.

Страницы сайта неразрывно связаны между собой, переход с одной страницы на другую не требует усилий (ввода другого адреса в окне поиска), следовательно, различные страницы, разделы и вкладки сайта воспринимаются пользователем как единое целое.

Следовательно, если рассматривать электронный школьный дневник, доступ к которому осуществляется путем обращения к сайту в сети Интернет, то рекламы не должно быть на всех страницах такого сайта.

Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что безрекламная версия https://dnevnik.ru/ изначально для пользователей недоступна.

В настройках пользователей (одного из родителей учащихся) автоматически проставлена отметка (галочка) «при входе открывать Дневник.ру. Не показывать страницу выбора государственной услуги «Информация о текущей успеваемости учащегося».

Таким образом, для того, чтобы открыть безрекламную версию портала необходимо сначала войти в его рекламную версию и, следовательно, ознакомиться с рекламой.

При этом без специальных сведений об алгоритме входа в безрекламную версию портала, пользователю достаточно затруднительно воспользоваться данной функцией.

Поскольку зафиксировано распространение рекламы на сайте https://dnevnik.ru/, где непосредственно размещается информация о результатах образовательного процесса, реклама противоречит требованиям части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама, распространенная ООО «Дневник.ру» в сентябре 2021 года на портале https://dnevnik.ru/, осуществляющем функции электронного школьного дневника, является ненадлежащей, противоречащей требованиям части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что в материалы дела не представлены доказательства о прекращении нарушения рекламного законодательства, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Дневник.ру» предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Дневник.ру» в сентябре 2021 года на портале https://dnevnik.ru/, осуществляющем функции электронного школьного дневника, поскольку она противоречит требованиям части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Дневник.ру» предписание об устранении выявленного нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.<...> вн.<...>

1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82

 

 

2021-29436

 

 

Связанные организации

ООО Дневник ру
ИНН 7814431841, ОГРН 1097847050223