Письмо №ОШ/5234/21 О признании жалобы обоснованной от 24 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной

 

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

 

 

ООО «Арзамасский лесхоз»

 

 

ООО «Плайвуд»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/01/18.1-441/2021

19 марта 2021 года г. Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

-<...>

-

председателя комиссии, 

- <...>

-

члена комиссии, 

- <...>

-

члена комиссии, 

при участии посредством видеоконференцсвязи:

- <...>

-

представителя ООО «Арзамасский лесхоз» (доверенность),

<...>

-

представителя ООО «Плайвуд» (доверенность ).

- <...>

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность).

- <...> 

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность),

<...>  

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность ),

-<...>

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность ),

рассмотрев в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский лесхоз» (далее также — ООО «Арзамасский лесхоз», заявитель) на действия департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее также — организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка в Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№ <...> для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/04,

УСТАНОВИЛА:

В Нижегородское УФАС России поступила жалоба ООО «Арзамасский лесхоз» на действия департамента лесного хозяйства Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка в Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№ <...> для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/04 (далее — конкурс).

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях организатора торгов при организации и проведении конкурса.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Арзамасский лесхоз» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 10.03.2021 в 15.30 (уведомление о поступлении жалобы от 01.03.2021 № ОШ/3339/21).

05.03.2021 в Нижегородское УФАС России поступило письмо департамента лесного хозяйства Нижегородской области (вх.№5625-ЭП/21) в котором организатор торгов ходатайствует об отложении рассмотрения дела для подготовки позиции по жалобе ООО «Арзамасский лесхоз», а также для предоставления истребуемых Управлением документов.

Удовлетворив заявленное ходатайство Комиссия Нижегородского УФАС России уведомлением от 15.03.2021 №ЛШ/4432/21 продлила срок рассмотрения указанного дела до 19.03.2021, рассмотрение жалобы ООО «Арзамасский лесхоз» назначено на 19.03.2021.

09.03.2021 в Нижегородское УФАС России поступило ходатайство ООО «Плайвуд» о привлечении общества к рассмотрению дела в качестве третьего лица.

Поскольку ООО «Плайвуд» является Участником рассматриваемой закупочной процедуры Комиссия Нижегородского УФАС России считает возможным удовлетворить заявленное ООО «Плайвуд» ходатайство.

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

19.03.2021 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Арзамасский лесхоз» на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Арзамасский лесхоз» обладает правом на обжалование действий организатора торгов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что департаментом лесного хозяйства Нижегородской области 21.08.2020 18:52 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение и документация о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка в Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№<...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№ <...> для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/04.

Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Сосновском районе Нижегородской области, Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№<...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№<...>, общей площадью 31 545,1572 га.

Кадастровый номер лесного (земельного) участка <...> (приложение 2 к Документации о конкурсе).

Ежегодный объем заготовки древесины – 46,5 тыс. м3, в т.ч. 19,62 тыс. м3 по хвойному хозяйству.

Обременения на лесном участке отсутствуют.

Ограничения использования лесного участка устанавливаются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) составляет 10148 478,77 руб .

Рассматриваемые торги проводятся в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличие на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475.

Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 241 (далее — Постановление № 241).

Согласно протоколу № 4 от 19.02.2021 Конкурсная комиссия допустила следующих участников:

ИП Сорокин .;

ООО «Ардатовский фанерный завод»

ООО «Вознесенское-Ресурс»

ООО «Арзамасский лесхоз»

ООО «Плайвуд»

В соответствии с пунктом 8 конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 241.

Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели:

1) Предлагаемая цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата), руб.

2) Планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемая с лесного участка, являющегося предметом конкурса, руб.

3) Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемой, с лесного участка являющегося предметом конкурса, чел.

4) Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, шт.

5) Численность работников участника конкурса, чел.

Согласно части 2 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Из пункта 2 Протокола № 8 от 19.02.2021 следует, что конкурсная комиссия департамента лесного хозяйства Нижегородской области приняла решение присвоить участнику ООО «Арзамасский лесхоз» «0» баллов по критерию 2 по следующему основанию: «Участник конкурса в обосновании планируемой стоимости продукции указал расчет по производству фанерных изделий на технологической линии без использования сушильных камер. Производство указанной продукции на указанном оборудовании невозможно (подтверждается заключением независимой экспертизы). Кроме того, в обоснование планируемой стоимости продукции включил расчет для оборудования, на которое отсутствует подтверждение права собственности (сушильные камеры). Конкурсная комиссия в ходе обсуждений, опираясь на мнение экспертов, признала недостоверными сведения, указанные в конкурсных предложениях, в связи с чем их значение было принято равным 0, и баллы по соответствующим критериям не присуждались».

В ходе оценки заявки ООО «Арзамасский лесхоз» конкурсная комиссия департамента лесного хозяйства Нижегородской области руководствовалась Экспертным заключением о соответствии данных, указанных в конкурсном предложении ООО «Арзамасский лесхоз» возможностям технологического процесса и оборудования, утвержденным Ректором ФГБОУ ВО «БГИТУ» <...>

Согласно данному заключению на оборудовании представленном в заявке ООО «Арзамасский лесхоз» не возможно произвести фанерные изделия надлежащего качества.

При анализе заявки ООО «Арзамасский лесхоз» Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в заявке участника приложено заключение эксперта № 023390/10/77001/492020/И-14836 от 09.12.2020 в области инженерно-технического исследования, проведенное АНО «Центр Технических Экспертиз».

Из пункта 2 резолютивной части заключения следует, что совокупности оборудования , входящего в состав исследуемой производственной линии, указанной в заявке ООО «Арзамасский лесхоз», достаточно для производства фанерных изделий (фанеры).

Таким образом на момент рассмотрения заявки ООО «Арзамасский лесхоз» у конкурсной комиссии департамента лесного хозяйства Нижегородской области присутствовали 2 заключения экспертов, содержащие противоречивые выводы о возможности производства фанерных изделий на оборудовании ООО «Арзамасский лесхоз».

В итоговом протоколе оценок заявок отсутствуют выводы комиссии о невозможности принятия заключения экспертов, представленного в заявке ООО «Арзамасский лесхоз».

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заключение, представленное ООО «Арзамасский лесхоз», в судебном порядке не оспорено.

Между тем, конкурсная комиссия департамента лесного хозяйства Нижегородской области не учитывала данное заключение при оценке заявки участника, а руководствовалась исключительно заключением ФГБОУ ВО «БГИТУ».

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, конкурсной комиссией департамента лесного хозяйства Нижегородской области не доказан факт наличия / отсутствия возможности производства фанерных изделий на оборудовании ООО «Арзамасский лесхоз», поскольку оба экспертных заключения не оспорены и противоречат друг другу.

Комиссия по делу №052/01/18.1-441/2021 считает, что в случае возникновения сомнений ввиду наличия двух противоречащих друг другу заключений, конкурсная комиссия департамента лесного хозяйства Нижегородской области обязана подтвердить факт наличия / отсутствия возможности производства фанерных изделий на оборудовании ООО «Арзамасский лесхоз» иными документами и материалами.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о неправомерности присвоения ООО «Арзамасский лесхоз» «0» баллов по критерию №2.

Таким образом, жалоба ООО «Арзамасский лесхоз» признается обоснованной.

На основании изложенного, конкурсная комиссия признается нарушившей требования статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ Извещение о проведении конкурса должно содержать, в том числе, сведения о порядке, месте, дате и времени заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссией.

На основании части 22 статьи 80.1 Лесного кодекса РФ организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса в сроки, предусмотренные гражданским законодательством.

Согласно частям 1, 5 статьи 1057 Гражданского кодекса РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные названной главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 названного Кодекса не предусмотрено иное.

В силу части 1 статьи 1058 Гражданского кодекса РФ лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

Установлено, что извещение о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка в Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№<...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№ <...> для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/04 размещено 21.08.2020.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в рассматриваемых торгах 23.10.2020.

Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте для размещения торгов, заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса, с учетом всех размещенных извещений об изменении срока заседаний конкурсной комиссии, назначено на 16 и 19 февраля 2021 в 10:00.

Таким образом, изменив сроки заседаний конкурсной комиссии, организатором торгов фактически внесены изменения в извещение о проведении рассматриваемого конкурса за пределами установленных действующим законодательством сроков.

На основании изложенного, организатор торгов признается нарушившим требования статьи 1058 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 августа 2019 г. N 606 утвержден порядок организации работы по исполнению возложенных на органы исполнительной власти Нижегородской области полномочий по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории нижегородской области (далее – Постановление №606).

Согласно пункту 4.1 Постановления №606 вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка конкурсных предложений заявителей, признанных участниками, осуществляются конкурсной комиссией в соответствии с регламентом работы конкурсной комиссии в порядке, установленном статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Правилами оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериями, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 241.

Пунктом 4.2 Постановления №606 установлено, что по результатам Конкурса оформляется протокол. В протоколе о результатах Конкурса указываются, в том числе, результаты рассмотрения конкурсных предложений экспертами, экспертными организациями; иные обстоятельства по ходу заседания, требующие отражения в протоколе.

Протоколом №4 от 19.02.2021 установлено, что «Результаты рассмотрения конкурсных предложений экспертами прилагаются и являются неотъемлемой частью настоящего протокола».

Вместе с тем, результаты рассмотрения конкурсных предложений экспертами на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, а также в составе Протокола №4 от 19.02.2021 не размещены.

Следовательно, конкурсная комиссия признается нарушившей требования пункта 4.2 Постановления №606.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенных нарушений, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области предписания, направленного на устранение нарушений требований статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4.2 Постановления №606.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Арзамасский лесхоз» на действия департамента лесного хозяйства Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды аренды лесного участка в Сосновском районом лесничестве, Сосновском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Рожковском участковом лесничестве, кварталах №№ <...>, Венецком участковом лесничестве, кварталах №№ <...> для заготовки древесины, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/04, обоснованной.

2. Признать конкурсную комиссию Департамента лесного хозяйства Нижегородской области нарушившей требования статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Признать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области нарушившим требования пункта 4.2 Постановления №606.

4. Предписание об устранении нарушений статьи 1058 Гражданского кодекса Российской Федерации не выдавать, в связи с отсутствием влияния на результаты торгов.

5. Выдать Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области обязательное для исполнения предписание в части устранения нарушения требований статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4.2 Постановления №606.

6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 7 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-6036

 

 

Связанные организации

Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449
ООО АРЗАМАССКИЙ ЛЕСХОЗ
ИНН 5243023802, ОГРН 1065243032282