Письмо №ОШ/19263/21 Решение по делу №052/01/18.1-2539/2021 от 7 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение Свердловского УФАС России от 11.08.2021 по жалобе N
<...>
Нарушение: ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.
Решение по делу № <...>
ООО "ЭТП" <...> <...> ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" <...>. <...>, <...>, <...> ООО "ЭкоХимСбыт" <...> <...> |
РЕШЕНИЕ
№ <...>
02 сентября 2021 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
<...> |
- |
председателя комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления, |
<...> |
- |
члена комиссии, начальника отдела контроля торгов, |
<...> |
- |
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов, |
при участии: |
|
|
<...> |
- |
представителя ООО «ЭкоХимСбыт» (доверенность от 05.02.2021 №б/н), |
<...> |
- |
представителя ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (доверенность от 28.12.2020 №118), |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоХимСбыт» (далее также — ООО «ЭкоХимСбыт», заявитель) на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (далее — заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по поставке антискаланта, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения <...>
УСТАНОВИЛА:
В Нижегородское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭкоХимСбыт» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по поставке антискаланта, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения <...>.
В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации и проведении запроса котировок.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ЭкоХимСбыт» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 25.08.2021 в 10.30.
Рассмотрение жалобы на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции продлено и назначено к рассмотрению на 02.09.2021 в 10.30.
Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 02.09.2021. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ЭкоХимСбыт» обладает правом на обжалование действий заказчика.
Заявитель жалобы считает, что действия Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки участника закупки, по мнению общества, противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Комиссия по делу № <...> , изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
29.07.2021 Заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://etp.zakazrf.ru размещено извещение о запроса котировок в электронной форме на поставку антискаланта, номер извещения <...>.
Начальная (максимальная) цена договора — 425 000,00 рублей
Начало срока подачи заявок - 29.07.2021.
Дата и время окончания подачи заявок (МСК) — 11.08.2021 в 09.00
Дата подведения итогов- 12.08.2021.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 названного Федерального закона.
Установлено, что закупка проводится в соответствии с Положением о закупках ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» в редакции №27 от 23.06.2021.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (регистрационный номер закупки (2/183 ЗК ЭФ-НР) от 12.08.2021 комиссия организатора торгов приняла решение отказать ООО «ЭкоХимСбыт» в допуске к участию в торгах по следующему основанию: « На основании пп.4) п.18 раздела I Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно:
В нарушение требований п.п.6.2) п. 15 раздела I Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заявка участника закупки содержит значения показателей товара, не соответствующие значениям, установленным в п. 3. раздела II извещения о проведении запроса котировок, а именно:
- в отношении показателя товара п. 1.1 «Соответствие стандарту» участником закупки указано: ТУ 20.13.24-007-11863030-2019 (в полном соответствии ТУ 2439-021-89819750-2012) (требование извещения: ТУ 2439-021-89819750-2012)»
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о Закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пункт 2.9 (1) Положения о закупке дублирует положения Закона о закупках.
В пункте 3 раздела II Технического задания заказчиком установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика:
№ п/п |
Показатели |
Минимальные, максимальные, неизменяемые значения (диапазоны значений) показателей* |
Наименование страны происхождения товара |
1. Антискалант |
Заполняется участником закупки при подаче заявки |
||
1.1 |
Соответствие стандарту |
ТУ 2439-021-89819750-2012 |
|
1.2 |
Массовая доля основного вещества, % |
Не менее 30,0(*) |
(*) Участнику закупки допустимо указать неконкретное значение показателя, соответствующее значению показателя, установленному в настоящем описании предмета закупки
Требование о соответствии стандарту ТУ 2439-021-89819750-2012 и значениям показателей установленным в настоящем описании предмета закупки обусловлено утвержденной на предприятии Технологической инструкцией № 74-710-15 по эксплуатации установки обессоливания воды в производстве карбамидоформальдегидного концентрата и малометанольного формалина, по итогам испытаний, проведенных проектной организацией, в том числе, связанных с подбором реагентов, материалов с определенными свойствами и характеристиками.
Значения показателей установлено в целях соблюдения Технологической инструкции, утвержденных проектных решений, направленных на предотвращение поломки дорогостоящего оборудования, вследствие использования иных видов ингибиторов солеотложений, не соответствующих требованиям описания предмета закупки.
На основании вышеизложенного у Заказчика не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик предмета закупки.
Указания Заказчиком ТУ 2439-021-898119750-2012 для поставки антискаланта не подпадает под исключения, установленные законодательством, а также Положением о закупке.
В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что вышеуказанное требование и указание на ТУ-2439-021-898119750-2012 обусловлено технологическим регламентом.
Комиссия Нижегородского УФАС не согласна с вышеуказанным доводом заказчика, поскольку на заседании не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования продукции иных производителей, не указанных в проектной документации.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности применения при запросе котировок на поставку антискаланта, также подтверждений, что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии Нижегородского ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности действий Заказчика при отклонении заявки.
Таким образом, Нижегородского ФАС России установлено, что заявка ООО «ЭкоХимСбыт» признана закупочной комиссией заказчика не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок (2/183 ЗК ЭФ-НР) в нарушении ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
На основании изложенного жалоба ООО «ЭкоХимСбыт» признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
Действия закупочной комиссии заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЭкоХимСбыт» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (далее — конкурсный управляющий) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по поставке антискаланта, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения <...>, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного дела по признакам совершения правонарушения предусмотренной частью 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии |
|
<...>
<...> |
Исп. <...>
тел.: <...>
<...>