Решение №ОШ/23957/21 О признании рекламы ненадлежащей от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП Жуковой <...>

 

<...>

 

Волго-Вятское главное управление Центрального Банка Российской Федерации

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-2702/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее -Комиссия) в составе:

<...>

-

Председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

<...>

-

- Член Комиссии, главный специалист — эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и связями с общественностью;

<...>

-

Член Комиссии, специалист — эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и связями с общественностью,

рассмотрев дело №052/05/28-2702/2021, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя Жуковой Дарии Александровны (ИНН 525624589015; ОГРНИП 314525631000036) по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ВВГУ ЦБ РФ по доверенности от 21.06.2021 — Терентьева <...>., в отсутствие ИП Жуковой <...>, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили материалы, направленные Волго-Вятским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации (вх.№ <...> от 05.08.2021), по поводу рекламной деятельности ИП Жуковой <...> , содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения рекламного законодательства.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 02.09.2021 возбудило дело №052/05/28-2702/2021 по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Жуковой <...>.

Рассмотрение дела по существу состоялось 19.10.2021 посредством проведения видеоконференции.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В городе Арзамасе Нижегородской области по адресу: ул. Мира, д. 15 размещен баннер с информацией следующего содержания: «Нужны деньги? Оформление за 5 минут. Низкий процент 0,2 % в день. Льготы пенсионерам, постоянным клиентам. 24/7. Продажа украшений от 1000 р/гр».

Распространение указанной информации в г. Арзамас Нижегородской области подтверждено письмом Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Арзамаса (вх.№26468-ЭП/21 от 30.08.2021).

Кроме того, по указанному адресу, а также по адресу: <...> размещены конструкции с информацией следующего содержания: «Ломбард 24. Ювелирный мир».

По данному факту составлен Акт наблюдения от 19.08.2021.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Сообщение направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования — магазину «Ювелирный мир», товарами являются услуги ломбарда и финансовые услуги по предоставлению займов.

Таким образом, рассматриваемое сообщение отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рекламном сообщении: «Нужны деньги? Оформление за 5 минут. Низкий процент 0,2 % в день. Льготы пенсионерам, постоянным клиентам. 24/7. Продажа украшений от 1000 р/гр» отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Следовательно, реклама противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако установленный в статье 17 названного Закона перечень лицензируемых видов деятельности не является исчерпывающим.

Статья 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, на которые его действие не распространяется и лицензирование которых регулируется рядом иных федеральных законов.

Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, определяются федеральным законодательством и правительственными нормативными актами.

Норма статьи 7 ФЗ «О рекламе» запрещает не только рекламу товаров, производство которых осуществлялось без лицензии, но и рекламу самого юридического лица, осуществляющего деятельность при отсутствии лицензии.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в государственном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.

При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния информации, расположенной на рекламной конструкции комиссионного магазина, потребитель может сделать вывод о том, что магазин ИП Жуковой <...>. «Ювелирный мир» оказывает услуги ломбарда.

ИП Жукова <...>. не является ломбардом, в реестре ломбардов не состоит.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Деятельность в магазине «Ювелирный мир», расположенном по адресам:<...>осуществляет ИП Жукова <...>.

Поскольку ИП Жукова <...>. не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов, реклама противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 и части 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, признается недостоверной.

Использование слова «ломбард» может ввести в заблуждение потребителя, не обладающего специальными знаниями, относительно наличия у лица, предоставляющего услуги по выдаче займов, статуса финансовой организации, а также характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности.

Следовательно, реклама противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из информации, размещенной внутри помещений, следует, что деятельность в магазине «Ювелирный мир» осуществляет ИП Жукова <...>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама ИП Жуковой <...>, размещенная в августе 2021 года по адресам:<...>, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ИП Жуковой <...> предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Жуковой <...> «Низкий процент 0,2 % в день», размещенную в августе 2021 года по адресу: <...>, поскольку она противоречит требованиям пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу ИП Жуковой <...> «Ломбард 24», размещенную в августе 2021 года в городе Нижнем Новгороде по адресу: <...>, поскольку она противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП Жуковой <...> предписание об устранении выявленного нарушения рекламного законодательства

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Исп.<...>

тел.<...> вн.<...>

 

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

Дария Жукова
ИНН 525624589015, ОГРН 314525631000036
ВВГУ ЦБ РФ
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020