Письмо №ОШ/8385/21 О признании жалобы обоснованной от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной

 

ИП Демидову

 

АО «ВВППК»

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-1125/2021

28 апреля 2021 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

председателя комиссии, 

- <...>

-

члена комиссии, 

- <...>

-

члена комиссии, 

при участии:

 

 

- <...>

-

представителя ИП Демидову  (доверенность),

<...>

-

представителя АО «ВВПК» (доверенность ),

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя  (далее также — ИП Демидов ., заявитель) на действия акционерного общества «Волговятская пригородная пассажирская компания» (далее также — АО «ВВППК», заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора возмездного оказания услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32110193378,

УСТАНОВИЛА:

В Нижегородское УФАС России поступила жалоба ИП Демидова на действия АО «ВВППК» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора возмездного оказания услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32110193378.

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации и проведении запроса предложений.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ИП Демидова  в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 28.04.2021 в 11:30 (уведомление о поступлении жалобы от 23.04.2021 № ОШ/7842/21).

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 28.04.2021. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Демидов обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель жалобы считает, что закупочная документация рассматриваемых торгов ограничивает возможное число участников закупки, что, по мнению общества, противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-1125/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1. 14.04.2021 22:16 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора возмездного оказания услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32110193378.

Начальная (максимальная) цена договора — 16 531 038,60 рубля.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 названного Федерального закона.

Установлено, что закупка проводится в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ВВППК» (далее - Положение).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закреплены в пункте 29 раздела 5 Положения.

Пунктом 168 раздела 20 Положения установлены обязательные требования к участника. Кроме того, названным пунктом также установлено, что, иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством РФ и заказчиком к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

К таким требованиям относится наличие: финансовых ресурсов для исполнения договора; на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора; опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки (по решению заказчика может учитываться общее количество заключенных договоров, стоимость и/или объем всех поставленных, выполненных, оказанных участником (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг, за период времени, указанный в документации о закупке); деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Из пункта 6.7.2 раздела II закупочной документации следует, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, заказчик оценивает и сопоставляет заявки в соответствии с критериями:

п/п

Критерий оценки

Значимость критерия

Коэффициент значимости

1

Цена договора (Si)

40%

0,40

2

Квалификация участника конкурса (Рi)

40%

0,40

3

Наличие систем менеджмента качества (Mi)

20%

0,20

Итого:

100%

1,00

 

Пунктом 6.7.7 раздела II закупочной документации установлена оценка заявок участников конкурса по критерию «квалификация участника конкурса» (Pi). Перечень показателей по критерию «квалификация участника конкурса»:

п/п

Наименование показателя

Порядок оценки

1

Наличие опыта оказания услуг по внутренней уборке транспортных средств и/или помещений в 2018-2021 годах

Оценке подлежит представленная участником конкурса информация о стоимости услуг по внутренней уборке транспортных средств и/или помещений, оказанных участником конкурса в 2018-2021 годах (при отсутствии в составе заявки указанных сведений, данный показатель оценивается в 0 баллов)

 

 

Из пояснений представителя АО «ВВППК» следует, что установление указанного выше критерия в изложенной редакции обусловлено, в том числе, технологией и условиями уборки транспортных средств.

Вместе с тем, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что указание наименования критерия в виде «Наличие опыта оказания услуг по уборке транспортных средств в 2018-2021 годах» нарушает основополагающие принципы Закона о закупках, в частности принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также создает барьер для участия в закупке иных организаций, имеющих опыт выполнения аналогичных работ на иных объектах.

В связи с этим заказчик признается нарушившим требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, жалоба заявителя в данной части признаётся обоснованной.

Из пункта 2.1 закупочной документации следует, что участник конкурса должен соответствовать следующим обязательным квалификационным требованиям: «наличие трудовых ресурсов в штате претендента, в том числе работников, должностными обязанностями которых является выполнение работ по уборке производственных объектов, в количестве не менее 90 (девяноста) человек».

В подтверждение соответствия обязательным квалификационным требованиям претендент в составе заявки представляет: «сведения о соответствии претендента квалификационным требованиям, указанным в конкурсной документации, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении 3.2 к настоящей конкурсной документации); наличие трудовых ресурсов в штате претендента подтверждается выпиской из штатного расписания претендента и копиями трудовых договоров с работниками, должностными обязанностями которых является выполнение работ по уборке производственных объектов».

Из пояснений представителя АО «ВВППК» следует, что данный критерий направлен на определение лучшего исполнителя по договору.

Между тем, объективных причин невозможности привлечения участником подрядных организаций для исполнения объекта закупки заказчиком материалы дела не представлено.

Из пояснения заказчика следует, что данный критерий является основанием для не допуска общества к участию в торгах.

На основании изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что установление данного критерия ограничивает круг возможных участников рассматриваемой закупочной процедуры, что противоречит требованиям части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба в рассматриваемой части признается комиссией Нижегородского УФАС России обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ВВППК» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Демидова на действия АО «ВВППК» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора возмездного оказания услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32110193378, обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-9684

 

 

Связанные организации

АО "ВВППК"
ИНН 5257111223, ОГРН 1095257004457
ИП Демидов С.И.
ИНН 525716865988, ОГРН 320527500008734
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441