Письмо №ОШ/10718/20 Решение по делу от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение по делу


ООО «Парус»



ОАО «РЖД»







РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3.2-1400/2020


13 июля 2020 года г. Нижний Новгород


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...>- члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

  • <...> - члена Комиссии, главного государственного инспектора отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...>- представителя ОАО «РЖД» (по доверенности от 23.05.2018),

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о рассмотрении жалобы,

рассмотрев 13 июля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парус» на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 185/ОКЭ-ТЭ/20 на право заключения договора выполнения работ по борьбе с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью в охранной зоне ВЛ 110 кВ Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – <...>),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из УФАС России по г. Москве 03.07.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Парус» (далее – заявитель, ООО «Парус») на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – заказчик, ОАО «РЖД») при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 185/ОКЭ-ТЭ/20 на право заключения договора выполнения работ по борьбе с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью в охранной зоне ВЛ 110 кВ Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – <...>) (далее – конкурс).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ОАО «РЖД», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Парус», определении победителя конкурса.

Как полагает ООО «Парус», сведения, представленные победителем конкурса — ООО «СпецСтройПроект» являются недостоверными ввиду того, что последнее, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, не может располагать численностью сотрудников свыше 250 человек.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Парус» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 09.07.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 08.07.2020 № ОШ/10272/20).

09.07.2020 рассмотрение жалобы ООО «Парус» отложено до 13.07.2020 (уведомление от 09.07.2020 № ОШ/10359/2020).

В свою очередь, ОАО «РЖД» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого конкурса, а также возражения на жалобу ООО «Парус».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

13.07.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Парус» на действия ОАО «РЖД».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Парус» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЖД» 26.03.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – <...>) извещение и документация о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 185/ОКЭ-ТЭ/20 на право заключения договора выполнения работ по борьбе с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью в охранной зоне ВЛ 110 кВ Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

ОАО «РЖД» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Пунктами 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;



порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе описаны заказчиком в Приложении № 1.4 к конкурсной документации.

Так одним из подкритериев критерия «квалификация участника» явлется «квалификация персонала», который оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в выполнении работ, имеющемся у каждого участника, на максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников.

Из заявки ООО «СпецСтройПроект» следует, что обществом представлены сведения о наличии 676 сотрудников, заключивших с обществом договоры гражданско-правового характера в феврале-марте 2020 года.

В соответствии с пунктом 2  части 1.1. статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1., производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1.

Таким образом, при оценке соответствия хозяйствующего критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства принимается во внимание среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год.

ООО «СпецСтройПроект» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год (2015) — 12 человек. В то же время договоры с сотрудниками, количество которых оспаривается заявителем, заключены обществом в 2020 году.

Проверка соответствия участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям документации о конкурентной закупке, достоверности сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, является правом, а не обязанностью заказчика.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы ООО «Парус» обоснованной.

Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на то, что при рассмотрении и оценке заявок заказчику следует исходить из принципа добросовестности участника (часть 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парус» на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 185/ОКЭ-ТЭ/20 на право заключения договора выполнения работ по борьбе с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью в охранной зоне ВЛ 110 кВ Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – <...>) признать необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии


<...>


Члены Комиссии



<...>



<...>













2020-13133(1)




Связанные организации

ООО "Парус"
ИНН 5260442112, ОГРН 1175275034197
Горьковская дирекция по управлению терминально-складским комплексом - структурное подразделение Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом- филиал ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295