Решение (комиссия) №ОШ/7675/23 О признании жалобы необоснованной, решение №052/10/18.1-798/... от 17 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О признании жалобы необоснованной, решение №052/10/18.1-798/2023
АО «Теплоэнерго»
603086, г. Нижний Новгород, бул.Мира, д.14
<...>
ООО ЧОП «Легрин»
443017, Самарская область, г Самара, Речной пер, д. 3, помещ. 2
<...>
ЭТП «РОСЭЛТОРГ»
<...> |
РЕШЕНИЕ
№052/01/18.1-798/2023
12 апреля 2023 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- <...> |
- |
председателя комиссии, <...>, |
- <...> |
- |
члена комиссии, <...>, |
- <...> |
- |
члена комиссии, <...>, |
при участии: |
|
|
- <...>. |
- |
представителя АО «Теплоэнерго» <...>, |
заявитель явку на заседание не обеспечил (извещен надлежащим образом по адресу электронной почты <...>, указанному в жалобе). |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Легрин» (далее также - ООО ЧОП «Легрин», заявитель) на действия акционерного общества «Теплоэнерго» (далее также - АО «Теплоэнерго», заказчик) при утверждении извещения в рамках проведения неконкурентного запроса предложений в электронной форме №155/23-НЗП на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Теплоэнерго» , номер извещения на сайте www.roseltorg.ru —COM28032300089,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при утверждении закупочной документации в рамках проведения аукциона (номер извещения на сайте www.roseltorg.ru —COM28032300089).
Заявитель считает, что требования закупочной документации в части требования о наличии у частной охранной организации действующего соглашения с правоохранительными органами являются избыточными и ведет к ограничению конкуренции, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закона о закупках). Кроме того, заявитель считает, что заказчик произвел ненадлежащий расчет НМЦК закупки.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО ЧОП «Легрин» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 12.04.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 06.04.2023 №ОШ/6945/23).
Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 12.04.2023.
В материалах дела имеются материалы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в соответствие с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно извещению рассматриваемой закупочной процедуры следует, что заказчиком установлены следующие дата и время окончания срока подачи заявок — 05.04.2023 в 10.00.
Жалоба заявителя поступила в Нижегородское УФАС России посредством электронной почты —03.04.2023 11:33:38 , т.е. в пределах сроков, предусмотренных законом для обжалования действий заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявитель обладает правом на обжалование действий заказчика.
Комиссия по делу №052/01/18.1-798/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
28.03.2023 заказчиком на сайте оператора электронной площадки www.roseltorg.ru размещено извещение о проведении неконкурентного запроса предложений в электронной форме №155/23-НЗП на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Теплоэнерго», (номер извещения COM28032300089) и закупочная документация.
При организации и проведении закупок заказчик руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением АО «Теплоэнерго» о закупках, утвержденным Решением Совета директоров АО «Теплоэнерго» «07» декабря 2018 года, (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон о безопасности ТЭК) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Закона о безопасности ТЭК для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о безопасности ТЭК категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Включение объекта в реестр (перечень) объектов, которым присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса (категорированные объекты), осуществляется на основании пункта 5 статьи 5 Закона о безопасности ТЭК, в соответствии с Приказом Минэнерго России от 10.02.2012 «48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» и Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса». По результатам присвоения категории по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее также – ТЭК) составляется паспорт безопасности объекта ТЭК.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2022 №2258 утверждены специальные требования к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Закон о безопасности ТЭК, а именно:
1. Размер уставного капитала частной охранной организации составляет не менее 0,75 миллиона рублей.
2. Наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.
3. Наличие у частной охранной организации охранников 5 и (или) 6 разрядов в количестве, определенном в соответствующем разделе паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
4. Наличие у частной охранной организации трудовых договоров, заключенных с физическими лицами, имеющими документы, дающие право частному охраннику работать по трудовому договору с такой охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг, в количестве, определенном в соответствующем разделе паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
5. Наличие у частной охранной организации лицензии на осуществление охраны объектов и (или) имущества, а также на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
6. Наличие у частной охранной организации действующего соглашения об обеспечении правопорядка (в том числе в местах оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса и на прилегающих к ним территориях) с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением).
7. Отсутствие у частной охранной организации в течение 2 лет, предшествующих началу оказания охранных услуг, а также в период оказания охранных услуг на объекте топливно-энергетического комплекса низкой или средней категории опасности вступивших в законную силу решений судов о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии.
Требования пунктов 2, 3, 4 и 7 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 №2258 относятся к категорированным объектам.
Из материалов жалобы следует, что перечень объектов АО «Теплоэнерго», подлежащих охране, установлен в Техническом задании.
Из пояснений заказчика следует, что ни одному из объектов не присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования пунктов 2, 3, 4 и 7 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 №2258 не могут быть установлены по отношению к участникам рассматриваемого запроса предложений.
Руководствуясь отсутствием в перечне объектов, подлежащих сторожевой охране, категорированных объектов, во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках требования Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 №2258 исполнены Заказчиком в полном объем: в закупочной документации установлены требования о соответствии пунктам 1, 5 и 6 Постановления.
Учитывая изложенное, комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов, изложенных в жалобе ООО ЧОП «Легрин», об избыточности требований.
Доводы лица, о нарушении заказчиком порядка определения НМЦД закупки в ходе рассмотрения жалобы не нашли своего подтверждения, поскольку, вопреки доводам заявителя, предмет договора - оказание охранных услуг по физической охране без применения мобильных групп (групп быстрого реагирования).
При вынесении решения комиссия Управления отмечает, что законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП «Легрин» на действия АО «Теплоэнерго» при утверждении извещения в рамках проведения неконкурентного запроса предложений в электронной форме №155/23-НЗП на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Теплоэнерго» , номер извещения на сайте www.roseltorg.ru —COM28032300089, необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<...> |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
<...> |
<...> |
2023-8767