Постановление б/н Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Дело ... от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

09 февраля 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от третьего лица: Уткина И.Е. (доверенность от 02.10.2015 № 26)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества «Объединенная энергетическая компания»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2015,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу № А43-2002/2015
по заявлению открытого акционерного общества
«Объединенная энергетическая компания»
(ИНН: 7810258843, ОГРН: 1027804911441)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
о признании незаконным решения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –
Региональная служба по тарифам Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» (далее – ОАО
«Объединенная энергетическая компания», Общество) обратилось в Арбитражный суд
Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления
А43-2002/2015
2
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление)
от 13.01.2015 № 105-03/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам
Нижегородской области (далее – РСТ Нижегородской области).
Суд решением от 20.05.2015 отказал Обществу в удовлетворении заявленного
требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.09.2015 оставил
решение суда первой инстанции без изменения.
ОАО «Объединенная энергетическая компания» не согласилось с принятыми
судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с
кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали
выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле
доказательствам, неправильно применили нормы материального права.
По мнению ОАО «Объединенная энергетическая компания», РСТ Нижегородской
области не имело оснований для прекращения дела, поскольку заявление Общества по
форме и содержанию отвечало требованиям действующего законодательства. Требование
о предоставлении документов, подтверждающих полномочия на осуществление сделки,
является избыточным и выходит за рамки полномочий регулирующего органа. Подробно
доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; заявило ходатайство о
рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ОАО «Объединенная энергетическая компания», извещенное надлежащим образом
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не
направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
РСТ Нижегородской области в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в
судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные
акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым
арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным
судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО «Объединенная энергетическая компания»
обратилось в РСТ Нижегородской области с заявлением от 28.03.2014 об установлении
индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год,
приложив расчетные и обосновывающие материалы, документы, подтверждающие право
собственности и иные законные основания владения в отношении объектов, используемых
для осуществления деятельности.
РСТ Нижегородской области в письме от 18.04.2014 уведомила Общество об
открытии дела об установлении тарифов и о передаче материалов для проведения
государственной экспертизы в Государственное казенное учреждение Нижегородской
области «Управление государственной экспертизы цен и тарифов» (далее – Учреждение).
В целях проведения экспертизы Учреждение предложило Обществу представить
дополнительные документы и материалы, в том числе копию договора оказания услуг по
передаче электрической энергии, заключенного между ОАО «Объединенная
энергетическая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» с приложениями,
являющимися неотъемлемой его частью; свидетельство о государственной регистрации
А43-2002/2015
3
права собственности на недвижимое имущество, переданное на основании договоров от
29.12.2012 № 4570404-12/БП и от 01.12.2012 № 418-0404-12/БП.
Учреждение в письме от 14.05.2014 № 516-2186/14 уведомило РСТ Нижегородской
области о продлении срока рассмотрения заявления ОАО «Объединенная энергетическая
компания» в связи с непредставлением Обществом запрошенных документов.
ОАО «Объединенная энергетическая компания» в почтовом отправлении от
17.06.2014 № 33-1-06/659 частично представило дополнительные документы и просило
продлить период проведения экспертизы до полного предоставления документов.
РСТ Нижегородской области решением от 20.06.2014 № 24/5 отложила
рассмотрение вопроса об установлении индивидуальных тарифов до предоставления
Обществом всех необходимых документов.
ОАО «Объединенная энергетическая компания» направило РСТ Нижегородской
области заявление от 01.10.2014 № 33-1-10/10661 об установлении индивидуального
тарифа на услуги по передаче электрической энергии на основании представленных
документов.
РСТ Нижегородской области решением от 07.10.2014 № 42/1 прекратила
рассмотрение дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии.
Не согласившись с решением РСТ Нижегородской области, Общество обратилось в
Управление с заявлением о нарушении РСТ Нижегородской области антимонопольного
законодательства. По результатам рассмотрения заявления и представленных сторонами
документов Управление вынесло решение от 13.01.2015 об отказе в возбуждении дела о
нарушении антимонопольного законодательства в отношении РСТ Нижегородской
области в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях признаков нарушения
антимонопольного законодательства.
Посчитав вынесенное Управлением решение незаконным и необоснованным,
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 218,
пунктом 2 статьи 223, пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ), частью 4 статьи 23.1, частью 3 статьи 24 Федерального закона от
26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ),
частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации», статьей 1, частью 1 статьи 15, статьей 22,
пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23, статьей 39, частями 8 и 9 статьи 44 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ),
статьей 4, пунктами 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ), пунктом 6 Правил
недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания
этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), пунктами 8, 12, 17 и
18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в
электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), пунктом 60 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в
судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и
других вещных прав» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ
№ 22 от 29.04.2010) и пунктом 3.1.1 Положения о региональной службе по тарифам
А43-2002/2015
4
Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 15.05.2006 № 171, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу
о том, что Управление доказало законность и обоснованность принятого им
ненормативного акта, и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции
без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не
нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные
полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в
пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении
антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения
и выдает предписания.
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган
принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
связи с отсутствием признаков его нарушения (часть 8 статьи 44 Федерального закона
№ 135-ФЗ).
В части 9 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ закреплены случаи, при которых
антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела:
1) вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции
антимонопольного органа;
2) признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют;
3) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами,
дело возбуждено ранее;
4) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами,
имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая,
если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о
нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей
части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1
статьи 48 настоящего Федерального закона и заявитель представляет доказательства
нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу
на момент принятия такого решения;
5) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами,
истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона;
6) отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в
отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную
силу решением суда или арбитражного суда;
7) устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате
выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1
настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным
органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции
А43-2002/2015
5
указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным
фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)
осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах,
возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного
законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или
недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий
(бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением
части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать
следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие)
приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а
соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона,
разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия
(бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статья 15 Федерального закона № 135-ФЗ не презюмирует, что любое нарушение
закона со стороны органа власти является ограничением конкуренции.
Оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности
субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию (статья
4 Федерального закона № 147-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 147-ФЗ органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ тарифы на услуги по
передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве
собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям,
подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о региональной службе по тарифам
Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской
области от 15.05.2006 № 171, в Нижегородской области установление тарифов на услуги
по передаче электрической энергии осуществляет РСТ Нижегородской области.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства,
через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации
энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче
электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого
хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической
энергии (пункт 6 Правил недискриминационного доступа).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года,
предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного
регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их
предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в
соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное
печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или
заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней
тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и
приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на
А43-2002/2015
6
территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Для организаций, в
отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов,
цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются
независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих
Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение
30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном
объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более
чем на 30 дней (пункты 12 и 18 Правил № 1178).
В пункте 17 Правил № 1178 установлен необходимый и исчерпывающий перечень
документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, который
предусматривает представление с заявлением об установлении тарифов документов,
подтверждающих осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой
деятельности, – документов, подтверждающих право собственности или иные законные
основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления
деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при
реорганизации юридического лица – передаточные акты).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в целях проведения
экспертных действий Учреждение затребовало у Общества дополнительные документы,
в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности
на недвижимое имущество, переданное на основании договоров от 29.12.212
№ 4570404-12/БП и от 01.12.2012 № 418-0404-12/БП.
В качестве документов, подтверждающих право собственности в отношении
объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, ОАО
«Объединенная энергетическая компания» представило договоры безвозмездной передачи
объектов электросетевого хозяйства с перечнями электросетевого оборудования и актами
приема-передачи, заключенные с садоводческими некоммерческими товариществами
(далее – СНТ).
Документы, подтверждающие полномочия представителей СНТ на безвозмездную
передачу объектов электросетевого хозяйства, Общество в материалы дела не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение
имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя
возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу части 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной
регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не
установлено законом. В частности, договор дарения недвижимого имущества считается
заключенным с момента государственной регистрации (в силу положений части 3 статьи
574 ГК РФ).
Суды установили, что на момент обращения ОАО «Объединенная энергетическая
компания» в РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении индивидуальных
тарифов и на момент рассмотрения его жалобы Управлением право собственности
Общества на недвижимое имущество (объекты электросетевого хозяйства, в том числе
трансформаторные подстанции) не было зарегистрировано.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума
ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, после передачи владения
недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права
собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право
на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не
вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право
А43-2002/2015
7
собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за
продавцом.
Суды установили, что Общество в письме от 17.06.2014 № 33-1-06/659
проинформировало Учреждение о проведении мероприятий по государственной
регистрации прав собственности на объекты электросетевого хозяйства и просило
продлить период проведения экспертизы до полного предоставления документов. Вместе с
тем до 31.10.2014 (дата вынесения Управлением решения о прекращении рассмотрения
дела об установлении индивидуальных тарифов) Общество не представило данные
документы в РСТ Нижегородской области, доказательств обратного в материалах дела не
имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что
решение Управления от 13.01.2015 № 105-03/19 принято уполномоченным органом,
соответствует Федеральному закону № 135-ФЗ и не нарушает права и законные интересы
Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали
ОАО «Объединенная энергетическая компания» в удовлетворении заявленного
требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в
судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов
судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических
обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный
суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм
процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых
судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной
жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному
поручению от 06.11.2015 № 3535 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит
возврату ОАО «Объединенная энергетическая компания» из федерального бюджета на
основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского
округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2015 и постановление
Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу № А43-2002/2015
оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества
«Объединенная энергетическая компания» – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Объединенная энергетическая
компания» из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение
кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному
поручению от 06.11.2015 № 3535.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
А43-2002/2015
8
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.Ш. Радченкова
Судьи О.В. Александрова
И.Л. Забурдаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны