Решение б/н Решение дело № А43-33351/2015 от 17 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9023/2016-71489(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-33351/2015
г. Нижний Новгород 23 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-863),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой
А.А.,
при участии в заседании представителей:
от ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород»: Котина А.В. (доверенность от 30.12.2015),
от ПАО «МРСК Центра и Приволжья»: Болотиной Ж.В. (доверенность от 22.12.2014),
от Управления: Смолиной А.М. (доверенность от 14.09.2015),
от третьего лица: Судоплатова Д.В. (паспорт);
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород", г. Нижний Новгород
(ОГРН 1055238038316 ИНН 5260148520) (далее – заявитель, Общество), о признании
незаконным решения от 11.09.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№140-ФАС52-03/15, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по
Нижегородской области (далее – ответчик, Управление), в части квалификации в качестве
нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" действий ПАО "ТНС Энерго",
выразившихся в использовании контрольных показаний сетевой организации для начисления
потребителю платы за электроэнергию (абзац 7 страницы 7 оспариваемого решения;
уточнения, принятые судом в судебном заседании 21.04.2016), и
третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ПАО
"МРСК Центра и Приволжья" о признании незаконным решения от 11.09.2015 по делу о
нарушении антимонопольного законодательства №140-ФАС52-03/15, принятого Управлением
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, в части вывода,
изложенного в абзаце 1 страницы 7 решения, а именно: "Из вышеприведенных положений
Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по проведению
А43-33351/2015
2
проверок приборов учета возложена на исполнителя коммунальных услуг. При этом
действующее законодательство не наделяет правом совершения указанных действий иных лиц
(при отсутствии соответствующего договора), в том числе и сетевые организации. В
материалах дела не имеется документов, из которых бы следовало, что ПАО "ТНС Энерго
Нижний Новгород" передало полномочия по снятию показаний приборов учета и проведению
проверок приборов учета ПАО "МРСК Центра и Приволжья", при участии в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Судоплатова Д.В., Богатова Н.П. и Хариячина В.А.
Представители заявителя и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» просят удовлетворить
заявленные ими требования в полном объеме.
Представители Управления просят отказать в удовлетворении требований Обществу и
ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
Подробно позиции сторон изложены в заявлении и отзыве и дополнениях к ним.
В судебном заседании 21.04.2016 объявлялся перерыв до 28.04.2016, после чего
рассмотрение дела было продолжено.
Богатов Н.П. и Хариячин В.А., надлежащим образом уведомленные о времени и месте
проведения судебного разбирательства после перерыва, явку своих представителей не
обеспечили. В связи с этим и на основании статьи 156 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие указанных
участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав доводы присутствующих представителей, суд пришел
к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со
следующим.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Судоплатова Д.В. на
действия Общества, связанные с предъявлением гражданину к оплате счета за электрическую
энергию в размере 312154 рублей 99 копеек.
26.02.2015 Управлением возбуждено дело №140-ФАС52-03/15 в отношении Общества по
признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О
защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения указанного дела было выявлено следующее, Общество открыло
лицевой счет №0541052100 на имя Хариячина В.А. по адресу: Нижегородская область,
Богородский район, д. Кожевенное, ул. Луговая, д. 88. Объект Хариячина В.А. оборудован
прибором учета типа СО-И446М, заводской номер <...> .
По данным Общества, показания индивидуального прибора учета Хариячин В.А.никогда
не передавал, в связи с чем, плата за электроснабжение начислялась по нормативу
потребления. Оплата за услуги электроснабжения также не поступала.
А43-33351/2015
3
30.08.2012 представителями ПАО «МРСК Центра и Приволжья» проведен контрольный
съем показаний индивидуального прибора учета электроэнергии СО-И446М заводского
№1598884 (дата поверки прибора учета 01.01.1993), расположенного по адресу:
Нижегородская область, Богородский район, д. Кожевенное, ул. Луговая, д. 88. В маршрутном
листе сетевой организацией указана фамилия Богатов Н.П.
По данным ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» объем потребления электрической
энергии на момент проводимой сетевой организацией проверки составил 9446 кВт*ч и
отражен в маршрутном листе от 01.08.2012 №190357. Данные показания приняты
гарантирующим поставщиком для расчета с потребителем.
28.07.2013 представителями ПАО «МРСК Центра и Приволжья» вновь осуществлен
контрольный съем показаний индивидуального прибора учета электроэнергии, расположен-
ного по вышеуказанному адресу. На момент осуществления проверки установлено, что в
жилом доме установлен иной прибор учета с заводским №А4512253, объем потребления
электрической энергии которого составил 0416 кВт*ч и отражен в маршрутном листе от
28.07.2013. В маршрутном листе также указана фамилия Богатов Н.П.
10.06.2014 представителями ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в очередной раз осу-
ществлен контрольный съем показаний индивидуального прибора учета электроэнергии по
указанному адресу на момент осуществления которого объем потребления электрической
энергии составил 2178кВт*ч и отражен в маршрутном листе от 10.06.2014 №254653. В
маршрутном листе в очередной раз указана фамилия Богатов Н.П. и прибор учета электро-
энергии типа СО-И446М №1598884; дата поверки - 01.01.1993.
Используя контрольные показания сетевой организации, Общество начислило по
указанному адресу плату в размере 312154 рублей 99 копеек за период с 31.08.2012 по
30.06.2014.
Расчет был произведен следующим образом: объем потребления указанного комму-
нального ресурса (91303 кВт*ч) умножен на одноставочный тариф, действовавший в момент
произведения расчетов, в результате чего получена сумма в размере 302567 рублей 25 копеек.
Таким образом, по данным Общества у Хариячина В.А. образовалась задолженность по
оплате коммунальной услуги электроснабжения в размере 9587 рублей 74 копеек за период с
01.02.2011 по 30.08.2012, с учетом объема потребления за период с 31.08.2012 по 30.06.2014
размер платы составил 312154 рублей 99 копеек (302567 рублей 25 копеек + 9587 рублей 74
копеек); счет на сумму 312154 рубля 99 копеек предъявлен к оплате в декабре 2014 года и
доставлен по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д. Кожевенное, ул. Луговая,
д. 88.
По вышеуказанному адресу на имя Хариячина В.А. доставлялись счета с февраля 2014
года по май 2015 года. Помимо прочего, в декабре 2014 года по вышеуказанному адресу
А43-33351/2015
4
гарантирующим поставщиком направлено уведомление, в котором сообщается информация о
возможном отключении электрической энергии за задолженность.
На основании выявленного Управление пришло к выводу о нарушении Обществом
требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354),
выразившихся в необоснованном использовании для начисления за потребленную
электроэнергию показаний сетевой организации и повлекшие образование задолженности в
размере 312154 рублей 99 копеек, а также бездействие в части непроведения контрольных
съёмов показаний и проверок прибора учета потребителя по адресу: Нижегородская область,
Богородский район, д. Кожевенное, ул. Луговая, д. 88. Также Управление посчитало действия
Общества по направлению в адрес Богатова Н.П. уведомления об ограничении режима
электропотребления, не соответствующими требованиям Правил №354.
По результатам рассмотрения дела 11.09.2015 Комиссия Управления приняла решение
по делу о нарушении антимонопольного законодательства №140-ФАС52-03/15, которым
признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части
неправомерного направления уведомления об ограничении режима потребления
электрической энергии по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д. Кожевенное,
ул. Луговая, д. 88, а также при начислении платы за электрическую энергию по лицевому
счету №0541052100; а также прекращения дела в связи с добровольным устранением
Обществом нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением в части квалификации в качестве нарушения
части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действий Общества, выразившихся в
использовании контрольных показаний сетевой организации для начисления потребителю
платы за электроэнергию (абзац 7 страницы 7 оспариваемого решения), заявитель обратился в
суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство
осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается,
как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств,
послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного
самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений,
совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное
лицо.
А43-33351/2015
5
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым
актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и
действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемог о акта или его
отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие
полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили
оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,
решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного
правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия
оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение
оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для
принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),
возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Управление.
А43-33351/2015
6
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331.
Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения Федеральная антимонопольная служба
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов
естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий
антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны
и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за
исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных
государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о
которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная антимонопольная служба
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты
конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами,
Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона
являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения
товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции
и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой
применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с
предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, ив которых участвуют российские юридические лица и иностранные
юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
А43-33351/2015
7
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также
государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации,
физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет
следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по
прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к
ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию,
другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов
органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами,
хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган
осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим
субъектам обязательные для исполнения предписания.
В силу статьи 52 Закона о защите конкуренции решение или предписание
антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия
решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд
исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления
решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются
действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим
признается, в том числе положение хозяйствующего субъекта, занимающего на рынке
определенного товара долю более 50 процентов.
В силу пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применение
арбитражными судами антимонопольного законодательства» доля хозяйствующего субъекта
на товарном рынке, если не доказано иное, признается равной доле, указанной в Реестре
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35
процентов.
А43-33351/2015
8
Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более чем 35 процентов, по позиции «электрическая энергия» с долей
более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности Общества
как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской
области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 №133 (с учетом изменений,
внесенных приказом от 09.04.2013 №149).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество
занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в
географических границах, определенных зоной деятельности заявителя как гарантирующего
поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области, в том числе и при
оказании коммунальных услуг энергоснабжения владельцам жилых домов.
Правила №354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и
пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора,
содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля
качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за
коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок
перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного
отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за
коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и
(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют
основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг,
а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и
потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом «в» пункта 17 Правил №354 закреплено, что ресурсоснабжающая
организация приступает к предоставлению коммунальной услуги (электроснабжение)
собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического
подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке централизованной сети
инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-
технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений),
расположенных на близлежащих земельных участках, за исключением периода времени, в
течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией,
указанной в подпункте «б» пункта 10 данных Правил, в письменной форме заключен и
исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
При этом в соответствии с подпунктами «а», «e (l)», «у (2)» пункта 31 Правил №354
исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для
А43-33351/2015
9
него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о
предоставлении коммунальных услуг; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие
показаний индивидуальных приборов учета, проверку состояния таких приборов учета (если
договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или)
решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не
установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В разделе VII Правил предоставления коммунальных услуг закреплен Порядок учета
коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения
проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний, из которого следует,
что проверку достоверности представленных потребителями сведений о показаниях
индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем
сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки осуществляет
исполнитель (пункт 82 Правил №354).
Пунктом 83 Правил №354 установлено, что проверка состояния индивидуального
прибора учета должна проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые
приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
В случае непредставления потребителем исполнителю показаний индивидуального
прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения
указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим поло-
жения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания соб-
ственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести проверку и снять показания
индивидуального прибора учета.
В рассматриваемой ситуации Общество (гарантирующий поставщик), выступая в
качестве ресурсоснабжающей организации, непосредственно оказывает потребителю,
проживающему по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д. Кожевенное, ул.
Луговая, д. 88, коммунальную услугу по электроснабжению.
Таким образом, являясь для данного потребителя исполнителем коммунальных услуг,
именно на Общество возложена обязанность по проведению проверок показаний приборов
учета, достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуального
прибора учета, а в случае непредставления потребителем показаний прибора учета в течение 6
месяцев подряд не позднее 15 дней со дня истечения указанного срока (иного срока,
установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг)
провести проверку и снять показания такого прибора учета.
Вместе с этим, пунктом 167 Основных положений функционирования розничных
рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения), установлено, что субъекты
А43-33351/2015
10
электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том
числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и
сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение
потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках)
требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии,
условий заключенных договоров энергоснабжении (купли-продажи (поставки) электрической
энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии,
договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки
на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической
энергии.
В соответствии с пунктом 169 Основных положений проверка правильности снятия
показания расчетных приборов учета осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой
организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или
опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по
производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии
(мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные
приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче
электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой
организацией.
Контрольное снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для
определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении
многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором
учета, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов для снятия показаний приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме
случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в
отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит
контрольное снятие показаний в присутствии исполнителя коммунальных услуг.
Из содержания названного пункта Основных положений следует, что сетевая
организация наделена полномочиями по осуществлению контрольного снятия показаний
приборов учета, в том числе используемых для определения объемов потребления
электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не
оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета с соблюдением порядка и срока,
установленных Правилами №354.
Согласно пункту 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета
осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой
непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты
А43-33351/2015
11
по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены
подлежащие проверке расчетные приборы учета.
Исключением из данного правила являются случаи, когда иные условия установлены в
договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой
организацией с другой сетевой организацией.
Особенности установлены для проверок расчетных приборов учета, используемых для
определения объемов потребления электроэнергии в жилом или нежилом помещении
многоквартирного дома. При этом для данного случая установлено, что проверка
осуществляется все равно сетевой организацией, но в порядке и сроки, которые установлены
Правилами №354 для исполнителя коммунальных услуг, либо сетевая организация проводит
проверку в присутствии исполнители коммунальных услуг.
Ни то, ни другое исключение не предусматривает невозможности выполнения действий
по проверке приборов учета в индивидуальных жилых домах силами сетевой организации.
Электроустановка, расположенная по адресу: Нижегородская область, Богородский
район, д. Кожевенное, ул. Луговая, д. 88, присоединена к электрическим сетям сетевой
организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Именно оно обеспечивает доставку
электроэнергии до точек поставки конечным потребителям.
Соответственно, оказывая услугу по передаче электроэнергии, либо ОАО «МРСК
Центра и Приволжья», либо Общество имеют право контролировать объем и качество той
электроэнергии, которая доставлена до потребителя и потреблена им.
Согласно абзацу 2 пункта 169 Основных положений контрольное снятие показаний
расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления
электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не
оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется в порядке и
сроки, которые установлены Правилами №354 собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов для снятия показаний приборов учета исполнителем
коммунальных услуг.
Данная ситуация не отличается от правоотношений, в которых участвует бытовой
потребитель в индивидуальном жилом доме, кроме того, что применительно к отношениям с
владельцами индивидуальных жилых домов вообще никаких ограничений для сетевой
организации не предусмотрено.
Учитывая изложенное, позиция о том, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не вправе,
а лишь Общество обязано осуществлять действия по проверке прибора учета электроэнергии,
принадлежащих бытовым потребителям, а также их допуск в эксплуатацию и контрольный
съем показаний не соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, как указывалось выше, в соответствии с требованиями действующего
законодательства для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо
А43-33351/2015
12
наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта требованиям
законодательства и нарушение им прав и законных интересов.
В рассматриваемой ситуации суд не усматривает нарушения прав и законных интересов
Общества оспариваемой частью решения, поскольку им действия заявителя, выразившиеся в
использовании контрольных показаний сетевой организации для начисления потребителю
платы за электроэнергию, не были квалифицированы как нарушение части 1 статьи 10 Закона
о защите конкуренции. Как указывалось выше, оспариваемым решением Общество
нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции лишь в части неправомерного
направления уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии по
адресу: Нижегородская область, Богородский район, д. Кожевенное, ул. Луговая, д. 88, а также
при начислении платы за электрическую энергию по лицевому счету №0541052100.
Обществом и ОАО «МРКС Центра и Приволжья» не представлено каких-либо
доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской
деятельности указанным решением Управления. Оспариваемое решение не возлагает ни на
Общество, ни на ОАО «МРКС Центра и Приволжья» каких-либо обязательств, не влечет
ответственности.
В связи с этим оспариваемое решение Управления в части является законными и
обоснованными.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в
удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного требования Общества и ОАО «МРКС Центра и Приволжья»
удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород",
г. Нижний Новгород (ОГРН 1055238038316 ИНН 5260148520), о признании незаконным
решения от 11.09.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №140-
ФАС52-03/15, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по
Нижегородской области, в части квалификации в качестве нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О
защите конкуренции" действий ПАО "ТНС Энерго", выразившихся в использовании
А43-33351/2015
13
контрольных показаний сетевой организации для начисления потребителю платы за
электроэнергию (абзац 7 страницы 7 оспариваемого решения), и третьего лица, заявляющего
самостоятельные требования относительно предмета спора, ПАО "МРСК Центра и
Приволжья" о признании незаконным решения от 11.09.2015 по делу о нарушении
антимонопольного законодательства №140-ФАС52-03/15, принятого Управлением
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, в части вывода,
изложенного в абзаце 1 страницы 7 решения, а именно: "Из вышеприведенных положений
Правил предоставления коммунальных услуг следует, что обязанность по проведению
проверок приборов учета возложена на исполнителя коммунальных услуг. При этом
действующее законодательство не наделяет правом совершения указанных действий иных лиц
(при отсутствии соответствующего договора), в том числе и сетевые организации. В
материалах дела не имеется документов, из которых бы следовало, что ПАО "ТНС Энерго
Нижний Новгород" передало полномочия по снятию показаний приборов учета и проведению
проверок приборов учета ПАО "МРСК Центра и Приволжья", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня
принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной
жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня
принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд
через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть
обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом
рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или
Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока
подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Ю. Мукабенов

Связанные организации

Связанные организации не указаны