Решение №ОШ/8204/20 Решение по делу от 2 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3-998/2020

 

28 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...> – представителя ООО «Инфотек» (по доверенности от 26.05.2020),

  • <...> - представителя ООО «Инфотек» (по доверенности от 26.05.2020),

  • <...> - представителя ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» (по доверенности от 03.03.2020),

рассмотрев 28 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инфотек» на действия государственного автономного учреждения Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по созданию региональной геоинформационной системы Нижегородской области – единого хранилища пространственных данных (этап: ядро региональной геоинформационной системы и разработка механизмов интеграции) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009138934),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 20.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Инфотек» (далее – заявитель, ООО «Инфотек») на действия государственного автономного учреждения Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики» (далее – заказчик, ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики») при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по созданию региональной геоинформационной системы Нижегородской области – единого хранилища пространственных данных (этап: ядро региональной геоинформационной системы и разработка механизмов интеграции) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009138934) (далее – запрос предложений).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики», выразившихся в создании при организации и проведении запроса предложений преимущественных условий для определенных хозяйствующих субъектов, ранее выполнявших аналогичные предмету закупки работы для государственных и муниципальных органов.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Инфотек» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 28.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 22.05.2020 № ОШ/7478/20).

В свою очередь, ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложения, а также возражения на жалобу ООО «Инфотек».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

28.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Инфотек» на действия ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Инфотек» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» 08.05.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009138934) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по созданию региональной геоинформационной системы Нижегородской области – единого хранилища пространственных данных (этап: ядро региональной геоинформационной системы и разработка механизмов интеграции).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктами 2, 4, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 6.8.13 Положения установлено, что при проведении запроса предложений в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) закупочная комиссия осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию (рассмотрение заявок), победителя закупки на основании установленных в документации о закупке критериев и порядка оценки заявок. В ходе оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия осуществляет ранжирование заявок по степени предпочтительности представленных предложений.

Оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки и в порядке (включая весовые коэффициенты значимости), которые установлены документацией о закупке с учетом положений правил и методов оценки предложений в конкурентных закупках (Приложение №4). Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.

Согласно пункту 2.1 Приложения № 4 к Положению (Основные правила и методы оценки предложений в конкурентных закупках) при определении победителя закупки используются следующие критерии оценки:

- ценовые критерии оценки:

1) «Цена договора или цена за единицу продукции»;

2) «Расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание приобретаемой продукции»;

- неценовые критерии оценки:

1) «Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг»;

2) «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара»;

3) «Качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг»;

4) «Срок предоставления гарантии качества продукции»;

5) «Квалификация участника закупки».

Учреждением могут устанавливаться подкритерии критериев оценки, раскрывающие содержание такого критерия.

Критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом запросе предложений, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок по критериям установлены в Приложении № 3 к закупочной документации.

Так, оценка заявок участников запроса предложений осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

  • цена договора , значимость критерия — 30%;

  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия — 30%;

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия — 40%.

Заявитель в своей жалобе оспаривает следующие критерии и показатели по ним (подкритерии).

При оценке по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» учитывается количество (в штуках) контрактов (договоров), заключенных участником закупки с заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или с генеральным подрядчиком (исполнителем) по таким контрактам (договорам) в качестве субподрядчика (соисполнителя).

Количество баллов, присуждаемое заявке участника закупки по данному показателю, определяется в соответствии со следующей шкалой оценки:

- при наличии 10 контрактов (договоров) и более – 100 баллов;

- при наличии 9 контрактов (договоров) – 90 баллов;

- при наличии 8 контрактов (договоров) – 80 баллов;

- при наличии 7 контрактов (договоров) – 70 баллов;

- при наличии 6 контрактов (договоров) – 60 баллов;

- при наличии 5 контрактов (договоров) – 50 баллов;

- при наличии 4 контрактов (договоров) – 40 баллов;

- при наличии 3 контрактов (договоров) – 30 баллов;

- при наличии 2 контрактов (договоров) – 20 баллов;

- при наличии 1 контракта (договора) – 10 баллов;

  • при отсутствии контрактов (договоров) – 0 баллов.

При оценке по показателю «Квалификация трудовых ресурсов участника закупки, предлагаемых для выполнения работ» учитывается количество следующих работников участника запроса предложений, находящихся в штате участника запроса предложений не менее 6 месяцев по состоянию на дату подачи заявки на участие в запросе предложений:

- специалисты, прошедшие обучение (повышение квалификации) или сертификацию по администрированию баз данных, (далее - направление 1);

- специалисты, имеющие высшее образование в области информационных технологий по одному или нескольким из следующих направлений подготовки: Прикладная информатика, Информатика и вычислительная техника, Информационные системы, Информационные системы и технологии, Прикладная математика и информатика, Бизнес информатика, Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, а также имеющие опыт (стаж) работы по специальности не менее 3-х лет, (далее - направление 2).

По показателю «Качество работ» оценивается качество технического предложения участника запроса предложений по выполнению работ, являющихся предметом заключаемого по результатам проведения запроса предложений контракта, в части наличия и содержательной проработки в техническом предложении следующих объектов оценки:

1) методики и способы достижения результатов, подходов и технологий реализации проекта;

2) описание предлагаемых проектных решений по всем подсистемам и сервисам, работы по созданию (модернизации) и развитию которых предусмотрены в Техническом задании на выполнение работ (приложение к проекту контракта);

3) предварительный регламент проекта, описывающий ключевые аспекты реализуемых работ, зоны ответственности участников, состав и содержание отчетности о ходе выполнения работ, схему коммуникаций участников;

4) предварительный план работ;

5) предложения по снижению возможных проектных рисков;

6) дополнительные предложения по составу работ, обоснованно повышающие качество их результатов.

Количество баллов, присуждаемое заявке участника закупки по данному показателю, определяется в соответствии с приведенной в документации шкалой оценки с градацией баллов — 0, 25, 50, 100.

Комиссия обращает внимание, что исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, поскольку иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В рассматриваемом случае, наличие опыта у участника закупки позволяет судить о его способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки является обоснованным.

Сама по себе невозможность подтвердить положительный опыт в соответствии с закупочной документацией заказчика по запросу предложения, предложить заказчику необходимых специалистов и обеспечить требуемое качество работ отдельными хозяйствующими субъектами не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции, поскольку такие требования установлены заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, и в равной мере относились ко всем хозяйствующим субъектам, имевшим намерение принять участие в закупке, такие требования не привели к нарушению антимонопольных запретов.

Цели и задачи Закона о закупках, направлены, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что сам по себе факт несоответствия заявителя требованиям закупочной документации (отсутствие необходимого опыта выполнения аналогичных работ, отсутствие необходимых заказчику специалистов, невозможность обеспечить надлежащее качество работ) не свидетельствует о наличии в действиях заказчика, установившего такие требования к участникам запроса предложений, нарушения законодательства о закупках.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Согласно графику выполнения работ (Раздел 12 Технического задания) сроками начала этапов работ, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6 являются даты завершения этапов работ, предусмотренных пунктами 1.3, 1.4, 1.5 настоящего графика. Однако пункты 1.3, 1.4, 1.5 отсутствуют в графике, что не позволяет определить сроки начала работ по этапам 2.5, 2.6 и вводит в заблуждение хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в закупке.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Инфотек» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАУ «Центр координации проектов цифровой экономики» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инфотек» на действия государственного автономного учреждения Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по созданию региональной геоинформационной системы Нижегородской области – единого хранилища пространственных данных (этап: ядро региональной геоинформационной системы и разработка механизмов интеграции) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009138934) признать обоснованной.

2. Выдать государственному автономному учреждению Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики» обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-9946(1)

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Инфотек"
ИНН 1655200651, ОГРН 1101690054289
ГАУ НО «Центр координации проектов цифровой экономики»
ИНН 5260295644, ОГРН 1115260002153