Решение №АБ/15002/20 Решение от 21 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
ИП Демидов
АО ИК «АСЭ»
АО «ЕЭТП»
|
РЕШЕНИЕ
№052/07/3.2-1904/2020
16 сентября 2020 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- <...> |
- |
заместителя председателя комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: |
||
- <...> |
- |
представителя ИП Демидова (доверенность ), |
- <...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность ), |
- <...> |
- |
представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность), |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя (далее также - ИП Демидов , заявитель) на действия акционерного общества инжиниринговой компании «АСЭ» (далее также — АО ИК «АСЭ», заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АЭС» (655Пр/ОК-020) (извещение о проведении закупки размещено на сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 32009424822),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ИП Демидова на действия заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АЭС» (655Пр/ОК-020) (извещение о проведении закупки размещено на сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 32009424822).
При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях заказчика.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ИП Демидова в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 16.09.2020 14:00 (уведомление о рассмотрении жалобы от 10.09.2020 № ОШ/14394/20).
В свою очередь, АО ИК «АСЭ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АЭС» (655Пр/ОК-020), а также возражения на жалобу ИП Демидова В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя. 13.08.2020 (после перерыва) Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «ВИДОР» на действия Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Демидов обладает правом на обжалование действий заказчика.
Заявитель жалобы считает, что заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии системы управления охраной труда, что, по его мнению приводит к ограничению конкуренции и не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Комиссия по делу №052/07/3.2-1904/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
1) 21.08.2020 заказчиком в единой информационной системе и на сайте электронной площадки http://roseltorg.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АЭС» (655Пр/ОК-020).
Максимальное значение цены договора: 33 223 814,06 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Установлено, что закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 09.10.2019г. №121), (далее – ЕОСЗ).
Установлено, что закупка осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего «предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее – Положение).
Приложением №10 ЕОСЗ закреплена методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии).
Согласно подпункту а) части 3 Главы 1 Приложения №10 ЕОСЗ при проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП в соответствии с подпунктом б) пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (спецторги) если НМЦ до 200 млн. руб. с НДС (включительно) – устанавливаются требования, предусмотренные подразделом 1.6 названной Методики.
Пунктом 1.10) подраздела 1.6 Приложения №10 ЕОСЗ установлено, что участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе, о наличие системы управления охраной труда (СУОТ).
Аналогичное требование установлено в подпункте 1.8) пункта 2.1.1. подраздела 2.1. раздела 2 Тома 1 документации рассматриваемой закупки.
Кроме того, согласно статье 212 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе создание и функционирование системы управления охраной труда.
Из содержания указанных выше норм и положений следует, что СУОТ позволяет снизить воздействие опасных и вредных производственных факторов и рисков, а также повысить производительность труда. По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, предъявление названного требования к участникам закупки позволит заказчику определить исполнителя, способного наилучшим образом оказать закупаемую услугу.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что на участие в рассматриваемой закупке поданы 10 заявок, что свидетельствует об отсутствии признаков ограничения конкуренции.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
решила:
Признать жалобу ИП Демидова на действия АО ИК «АСЭ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса клининговых услуг на объектах АО ИК «АЭС» (655Пр/ОК-020) (извещение о проведении закупки размещено на сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 32009424822), необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель
председателя комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
2020-18352(5)