Решение №ОШ/27833/22 О признании рекламы ненадлежащей от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Марийского УФАС России от 10.10.2022 по делу N 012/04/14.3-731/2022, 012/05/28-372/2022Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Решение: Вынесено предупреждение.

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП <...>

 

 

ООО «Ломбард «Аврора»

 

445031, Самарская область, г. Тольятти, ул. Тополинная, влд.22А, офис 16

 

ВВГУ ЦБ РФ

 

603008, г. Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, 26

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-2766/2022

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2022 года.

Решение в полном объёме изготовлено 02 декабря 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

-

Председатель Комиссии, <...>

<...>

-

Член Комиссии, <...>,

<...>

-

Член Комиссии, <...>,

рассмотрев дело №052/05/5-2766/2022, возбужденное по обращению Волго-Вятского главного управления Центрального Банка России в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Аврора» <...> по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» с последующим привлечением к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства — Индивидуального предпринимателя <...>, в присутствии представителя ВВГУ ЦБ РФ по доверенности от 08.07.2022 — <...> представителя ООО «Ломбард «Аврора» по доверенности от 24.06.2022 — <...>, представителя ИП <...>. по доверенности от 28.07.2022 — <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили материалы, направленные Волго-Вятским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации, направленное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, по поводу рекламы ООО «Ломбард «Аврора», содержащей признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В связи с тем, что местом регистрации ООО «Ломбард «Аврора» является город Тольятти, на основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Нижегородское УФАС России ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «Ломбард «Аврора».

27.09.2022 ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «Ломбард «Аврора».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 28.09.2022 возбудило дело №052/05/5-2766/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Ломбард «Аврора».

Определением от 24.10.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства привлечена ИП <...>

Рассмотрение дела по существу состоялось 24 ноября 2022 года посредством проведения видеоконференцсвязи.

Изучив материала дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

01.07.2022 на фасаде помещения, расположенного в городе Нижнем Новгороде по адресу: ул. Чаадаева, д. 26, выявлена информация следующего содержания: «0% на 30 дней».

14.09.2022 на стене в помещение офиса, расположенного в городе Нижнем Новгороде по адресу: ул.Чаадаева, д.26, размещена информация следующего содержания: «Деньги под ПТС Автомобиль остаётся у вас, тел. <...>».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о том, что информация «Деньги под ПТС Автомобиль остаётся у вас, тел. <...>», размещенная внутри офиса ООО «Ломбард «Аврора», не является рекламой.

Следовательно, положения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», на указанную информацию не распространяются.

Информация «0% на 30 дней» адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к потребительскому займу сроком на 30 дней с процентной ставкой 0%.

Таким образом, рассматриваемая информация содержит все признаки, указанные в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

Под финансовой услугой понимают, банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции").

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Рассматриваемая информация не содержит наименования лица, оказывающего рекламируемую финансовую услугу.

Учитывая изложенное, рекламное сообщение «0% на 30 дней» противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Общие условия предоставления рекламируемого потребительского займа по программе: «Новый клиент» утверждены Приказом №76-1 от 28.06.2022.

В соответствии с условиями предоставления потребительского займа программа «Новый клиент» применима только к лицам, которые впервые обратились за выдачей займа в подразделения ООО «Ломбард «Аврора».

В соответствии с Условиями сумма займа составляет до 30 000 рублей, но не более оценочной стоимости, срок пользования займом — 31 день. Процентная ставка за пользование займом дифференцированная и зависит от дня пользования займом. С 1 по 30 день пользования займом процентная ставка 0% в день, с 31 дня пользования займом процентная ставка 0,5% в день. Годовая процентная ставка в зависимости от дня займа — от 0% до 182, 5% в год. Значение полной стоимости предоставляемого займа — 5,887%. Льготные период (32-63 день) рассчитывается по ставке 0,5% в день (182,5% годовых). Льготные период (64 день по день выкупа или реализации заложенного заемщиком имущества рассчитывается по ставке 0,02% в день (7,3% годовых).

В рассматриваемом рекламном сообщении указана процентная ставка 0% и срок займа 30 дней, остальные условия предоставления рекламируемого займа в рекламном сообщении отсутствуют.

Таким образом, рекламное сообщение «0% на 30 дней» противоречит требованиям части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно части 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель — это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В отзыве по делу представитель ООО «Ломбард «Аврора» сообщила, что разработка, изготовление и размещение рекламных материалов для ООО «Ломбард «Аврора» осуществляется ИП <...> в рамках договора №12 оказания маркетинговых и рекламных услуг (аутсорсинг) от 24.06.2022. Содержание рекламно — информационных материалов определяется исполнителем самостоятельно в рамках разработки маркетинговой политики заказчика с учетом фирменного стиля заказчика и конъюктры рынка.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП <...> признала нарушение рекламного законодательства, сообщила, что 24.06.2022 от ООО «Ломабрд «Аврора» получено техническое задание на разработку рекламной компании ломбарда для привлечения новых клиентов в г. Нижний Новгород по адресу: ул. Чаадаева, д. 26. Разработка макетов и изготовление настенного панно и рекламного плаката, а также их монтаж были осуществлены собственными силами индивидуального предпринимателя без привлечения третьих лиц.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России считает доказанным факт того, что нарушение требований рекламного законодательства произошло по вине рекламопроизводителя — ИП <...>

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама «0% на 30 дней», произведённая ИП <...>. и размещенная на фасаде дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Чаадаева, д. 26, является ненадлежащей, противоречащей требованиям части 1 и пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что в настоящее время реклама не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ИП <...>. предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «0% на 30 дней», произведённую ИП <...> и размещенную на фасаде дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Чаадаева, д. 26, поскольку она противоречит требованиям части 1 и пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

<...>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-30832

 

 

Связанные организации

АВРОРА ломбард
ИНН 6321295124, ОГРН 1126320012488
ВВГУ ЦБ РФ
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020