Решение (комиссия) №ОШ/1846/23 О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-35/2... от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-35/2023

 

ООО «Компания Промышленный Меридиан»

614025, г. Пермь,

ул. Героев Хасана, д. 105

<...>

 

ПАО «Россети Центр и Приволжье» 603001, г. Нижний Новгород,

ул. Рождественская, д.33

<...>

 

АО «РАД»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-35/2023

26 января 2023 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

председателя комиссии, <...>

<...>

-

члена комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии, <...>

при участии:

 

 

- <...>

-

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» (доверенность №Д-ЦА/62 от 14.04.2022)

<...>

-

представителя ООО «Компания Промышленный Меридиан» (доверенность №003/2023 от 17.01.2023)

- <...>

-

представителя ООО «Компания Промышленный Меридиан» (доверенность №004/2023 от 17.01.2023),

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Промышленный Меридиан» (далее — ООО «Компания Промышленный Меридиан», заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее — ПАО «Россети Центр и Приволжье», заказчик») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, номер извещения 32211985921,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «Компания Промышленный Меридиан» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку специальной техники для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго»), номер извещения 32211985921.

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации конкурса.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Компания Промышленный Меридиан» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 18.01.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 12.01.2023 №ОШ/298/23).

Уведомлением от 19.01.2023 исх.№АБ/921/23 рассмотрение жалобы отложено по ходатайству ООО «Компания Промышленный Меридиан».

Жалоба по существу рассмотрена после отложения посредством видеоконференцсвязи 26.01.2023.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Компания Промышленный Меридиан» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Из жалобы заявителя следует, что закупочная документация ПАО «Россети Центр и Приволжье» ограничивает возможное число участников закупки, что, по мнению заявителя, требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-35/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

23.12.2022 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки https://lot-online.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку специальной техники для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго»), номер извещения 32211985921 и закупочная документация.

ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общества), осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством являются субъектами естественной монополии.

Договором от 07.10.2020 № 7700/00224/20 о передаче ПАО «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переданы, а ПАО «МРСК Центра» приняты на себя и осуществляются закрепленные Уставом ПАО «МРСК Центра и Приволжья», локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством РФ полномочия единоличного органа Общества (Генеральный директор – в соответствии с Уставом общества).

При организации и проведении Конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

При организации и проведении Конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

1. В своей жалобе заявитель указал, что совокупность технических характеристик трактора с мульчерным оборудованием, требуемого заказчиком к поставке, соответствует конкретный товару — трактору производства ОАО «Минский тракторный завод». Заявитель считает, что заказчик ограничил право участника на поставку эквивалентного товара.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Из материалов жалобы следует, что в рамках рассматриваемой закупки к поставке требуются тракторы МТЗ 2022В.3 (или эквивалент) с реверсивным постом и с мульчерным оборудованием.

В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» установлены требования к оборудованию исходя из существующей потребности Обществ в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности Обществ, обеспечения надежной и безаварийной работы Единой энергетической системы России.

Комиссией Управления установлено, что при подготовке технического задания Заказчиком были запрошены коммерческие предложения.

Из вышеуказанных коммерческих предложений следует, что техническим характеристикам, установленным Заказчиком, соответствуют иные виды тракторной техники:

1) Мульчерный комплекс в комплектации с профессиональным мульчером Seppi MIDIFORST DT-200 (Коммерческое предложение ООО «Велес»);

2) Мульчерный комплекс Д-260.4S2 с мульчером FAE UML/S/DT 200 (коммерческое предложение ООО «ГлавСпецСервис»);

3) Трактор Беларус 2022.В3 в лесном исполнении с навесным лесным мульчером FAE UML/S/DT и универсальным отвалом (коммерческое предложение ООО «Прайм Прайд»).

Кроме того, комиссия Управления отмечает, что заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность в приобретении и поставки товара с вышеуказанными характеристиками на территории Российской Федерации. Закупочная документация заказчика не обязывает участника быть производителем товара.

Таким образом, заявитель в праве приобрести товара необходимый к поставке ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в рассматриваемой части.

2. В своей жалобе заявитель указал, что сроки поставки товара предусмотренные закупочной документацией являются заведомо неисполнимыми, ограничивающими право ООО «Компания Промышленный Меридиан» быть участником закупки.

В соответствии с пунктом 4 части IV конкурсной документации, приложения №1 Техническое задание заказчиком установлены следующие сроки поставки: 1 квартал 2023 – 2 квартал 2023 (т.е. с учетом даты подведения итогов (30.01.2023) и заключения договора в соответствии с положениями пункта 28 статьи 3.4, пункта 15 статьи 3.2 Закона о закупках (10.02.2023) срок поставки в календарных днях составляет 141 день.

В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что к поставке требуется специальная техника (трактор МТЗ 2022В.3 (или эквивалент) с риверсивным постом и мульчерным оборудованием в количестве 3 шт.), предназначенная для выполнения работ по поддержанию существующей ширины просек воздушных линий (далее – ВЛ) в пределах границ охранных зон в безлесном состоянии путём выборочной или сплошной вырубки деревьев, мелколесья и древесно-кустарниковой растительности, в том числе внутри металлических решетчатых опор и под проводами ВЛ, а также вырубки отдельных деревьев, имеющих наклон в сторону линейного объекта более 60° от горизонтальной плоскости, ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, высота которых по прямой превышает расстояние до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра.

Заказчиком установлены требования к сроку поставки исходя из существующей потребности филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Удмуртэнерго» в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности, обеспечения надежной и безаварийной работы Единой энергетической системы России. Принимая во внимание объемы электросетевого комплекса и учитывая количество потребителей, среди которых имеются, в том числе, и социально-значимые объекты, Заказчиком установлено требование к сроку поставки мульчерной техники с целью получения надежного оборудования в требуемый срок.

Заказчик пояснил, что перед объявлением закупки ПАО «Россети Центр и Приволжье» проводился анализ рынка. Полученные коммерческие предложения участников рынка подтверждают возможность осуществления поставки в сроки, менее установленных Заказчиком:

  1. Коммерческое предложение на поставку мульчерного комплекса в комплектации с профессиональным мульчером – 90 дней;

  2. Коммерческое предложение на поставку мульчерного комплекса – 12 недель (= 84 дня);

  3. Коммерческое предложение на поставку трактора Беларус 2022.В3 в лесном исполнении с навесным лесным мульчером FAE UML/S/DT и универсальным отвалом – 30 дней.

Комиссия Управления учитывает, что до окончания срока подачи заявок в адрес заказчика поступило 2 заявки на участие в закупке.

Между тем, заявителем в материалы жалобы не представлены документы, свидетельствующие о неисполнимости рассматриваемого срока поставки, равно как и документы, свидетельствующие об отсутствие произведенного товара на складах возможных поставщиков рассматриваемой категории техники.

Учитывая, что товары, рассматриваемой категории производятся различными производителями, и не являются «лимитированными», комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в рассматриваемой части.

3. В своей жалобе заявитель указал, что заказчик неправомерно предусмотрел в закупочной документации возможность одностороннего отказа заказчику от исполнения контракта.

Комиссия Управления отмечает, что Законом о закупках не регламентирован порядок исполнения, а также расторжения договоров. Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В части 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны.

Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Таким образом, нормы гражданского законодательства позволяют установить в договоре право на односторонний отказ от исполнения договора.

Подпунктом 9.2.3 пункта 9.2 «Исполнение договора» раздела 9 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) установлено, что расторжение договора допускается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и договором.

В соответствии с подпунктом 7.4.5 части I конкурсной документации расторжение договора, в том числе односторонний отказ от договора, допускается по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договором. Сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных договором устанавливаются в пункте 27 части IV конкурсной документации.

При таких обстоятельствах, в пункте 9.4 проекта договора реализовано предусмотренное законом, Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положением о закупке) и Конкурсной документации право Заказчика на односторонний отказ от исполнения договора (как полный, так и частичный).

В частности, в пункте 9.4. проекта договора предусмотрено:

«Покупатель может в любое время полностью или частично отказаться от исполнения настоящего договора в силу нецелесообразности поставок, направив Поставщику соответствующее письменное уведомление. В уведомлении должны быть указаны объем аннулированных договорных обязательств Поставщика и дата вступления в силу такого отказа.

В этом случае Покупатель может сделать следующий выбор:

- получить любую часть уже готового товара на условиях и по ценам настоящего Договора.

- отказаться от оставшегося товара и выплатить Поставщику согласованную сумму за частично поставленный товар.

Покупатель должен оплатить Поставщику связанные с отказом от исполнения настоящего договора обоснованные расходы при условии, если Поставщик предпринимает все приемлемые меры для минимизации этих расходов».

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ Поставщик, посчитав, что его право нарушено, может требовать возмещения убытков, причинённых отказом Покупателя от договора по пункту 9.4.

Вместе с тем, проектом договора и действующим законодательством предусмотрена возможность возмещения документально подтверждённых расходов/убытков поставщика.

Комиссия Управления отмечает, что заказчик, предусмотрев возможность одностороннего отказа от исполнения договора, руководствовался необходимостью ведения эффективной хозяйственной деятельности, поскольку нельзя исключать из рисков предпринимательской деятельности обстоятельства, в связи с которыми у заказчика может возникнуть необходимость отказа от исполнения договора (получения товара), не прогнозируемая на этапе проведения закупочных процедур.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования пункта 9.4 договора не противоречат требованиям гражданского законодательства, целям Закона о закупках, требованиям Положения о закупках, в связи с чем, не нарушают прав поставщика.

4. В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком необоснованно предъявлено требование об окраске трактора в фирменный цвет ПАО «Россети и Приволжья».

Из пояснений заказчика следует, что Положением по управлению фирменным стилем ПАО «Россети Центр и Приволжье» и филиалов установлено руководство по использованию фирменного стиля ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Из данного положения следует, что окрашиванию подлежит персональный служебный автотранспорт, а также вновь приобретаемая авто- и спецтехника, предназначенная для перевозки бригад электромонтеров и оперативно-выездных бригад. Оформление спецтехники, находящейся в эксплуатации, производится методом оклеивания прозрачной пленкой с напечатанным изображением.

Из позиции заказчика следует, что Техническим заданием (версия от 23.12.2022) ошибочно установлено требование «окраска трактора в фирменный цвет ПАО «Россети и Приволжье».

Данная техническая ошибка самостоятельно выявлена Заказчиком и устранена путем направления филиалом ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Удмуртэнерго» в адрес Организатора закупки служебной записки от 10.01.2023 № МР7-УдЭ/11-03/12-вп о внесении изменений в Техническое задание (направлена посредством Системы электронного документооборота (СЭДО) 10.01.2023 в 15:32).

Из материалов жалобы следует, что уведомление о внесении изменений в конкурсную документацию размещено Организатором в Единой информационной системе в сфере закупок 11.01.2023 в 10:55.

Таким образом, на момент принятия Управлением к рассмотрению жалобы ООО «Компания Промышленный Меридиан» конкурсная документация не содержала обжалуемого требования.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.

При вынесении решения комиссия Управления отмечает, что законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Компания Промышленный Меридиан» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку специальной техники для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго»), номер извещения 32211985921, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<...>

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

<...>    
     

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2063

 

 

Связанные организации

Акционерное общество "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
ООО "Компания Промышленный Меридиан"
ИНН 5904340874, ОГРН 1165958104520
ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043