Решение №ОШ/11348/22 О признании рекламы ненадлежащей от 4 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ООО «Горгаз- сети»

 

603000, г. Нижний Новгород,

ул. Костина, д. 3, пом. 7, оф. 208

 

электронная почта:

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-577/2022

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 мая 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

-

<...>;

<...>

-

<...>,

<...>

-

<...>,

рассмотрев дело №052/05/5-577/2022, возбужденное по обращению <...> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Горгаз-Сети» (ИНН 5260481471; ОГРН 1225200000387) по признакам нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в присутствии заявителя — <...>. и представителя ООО «Горгаз-Сети» по доверенности от 18.03.2022 — <...>.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы — <...> (вх.№3602-ЭП/22 от 09.02.2022) по поводу рекламы, распространенной среди жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д.49.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 03 марта 2022 года возбудило дело №052/05/5-577/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела по существу состоялось 21 апреля 2022 года посредством проведения видеоконференции.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В городе Нижнем Новгороде по адресу: ул. Белинского, д. 49 среди жителей многоквартирного дома распространялись листовки с информацией следующего содержания:

Получатель: Филиал ВОЛГО-ВЯТСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК

ООО «ГОРГАЗ-СЕТИ» ИНН 5260481471 КПП 526001001 р/с 40702810342000050045

БИК 042202603 к/с 30101810900000000603

ООО «ГОРГАЗ-СЕТИ» Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Костина, д.3, пом. 7 , офис 208

Адрес официального сайта: www.gorgaz-seti.ru

 

Квитанция за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования за 2022 г.

 

ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ 34041628400

Адрес: <...>

 

Внимание!!! При оплате указывайте НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА

Оплата за ТО ВКГО по ЛС 34041628400

...

Услуги по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования оплачиваются единовременно на всю стоимость работ (1 раз в год) не позднее дня проведения работ

Согласно правилам поставки гааз для обеспечения коммунально — бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, Вы обязаны заключить договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО со специализированной организацией, так же уведомляем, что отсутствие договора о техническом обслуживании ремонте ВКГО является основанием для приостановления газоснабжения по данному адресу.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 №410 обязанность каждого потребителя природного газа заключение договора на техническое обслуживание и проведение ежегодного обслуживания газового оборудования.

Наша компания ООО «ГОРГАЗ -СЕТИ» имеет штат квалифицированных сотрудников и проводит работы строго по нормативно-технической документации. При обходах квартир согласно договору на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, мы отслеживаем работу своих слесарей, что позволяет поднять работу нашей организации на высочайший уровень.

Вы вправе самостоятельно выбирать специализированную организацию и заключить договор на техническое обслуживание газового оборудования.

Перед оплатой квитанции убедитесь, что у Вас не заключен договор на техническое обслуживание газового оборудования, если договор со специализированной организацией заключен и Вас удовлетворяет качество и порядок выполнения услуг (работ), то оплачивать квитанцию не нужно.

Вы вправе присоединиться к договору Публичной оферты ООО ООО «ГОРГАЗ-СЕТИ», размещенной на официальном сайте www.gorgaz-seti.ru, путем оплаты настоящей квитанции (настоящая квитанция не является платежным документом для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги по смыслу ч.10.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»). После оплаты настоящей квитанции Вам необходимо позвонить по телефону 8 (831) 423-94-22 и согласовать удобное время для проведения технического обслуживания. В письменном виде договор будет заключен непосредственно при оказании услуг. Договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования заключается на 3 года.

Адрес: <...>.

К материалам дела приобщено обращение потребителя рекламы Ш. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) по поводу аналогичной рекламы, распространенной по адресу: <...>.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — ООО «Горгаз-сети», товаром являются услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указывает ряд сведений о характеристиках товара, посягательство на достоверность которых не допускается. Перечень этих сведений является открытым.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная и недостоверная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы.

Наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

В рассматриваемом рекламном сообщении указано, что распространяемый материал является «квитанцией за обслуживание газового оборудования».

В соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 (далее - Правила №410) внутридомовое газовое оборудование:

в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

в домовладениях - находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженных углеводородных газов) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, бытовое газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа; внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Перечень необходимой информации, размещаемой в платежных документах (квитанциях) за жилищно-коммунальные услуги установлен п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Так, в платежном документе в обязательном порядке указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами № 354;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного п. 42 Правил № 354, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных Правилами № 354, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами № 354;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами № 354, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с - пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями - предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; - уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и Правилами № 354

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме)

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п. 72 и 75 Правил № 354;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Кроме того, приказом Минстроя России от 26.01.2018 №43-пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Распространяемая «Квитанция за обслуживание газового оборудования» выполнена в стиле, схожем с платежными документами за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Однако фактически таковым документом не является. Платеж по данной «Квитанция за обслуживание газового оборудования» не является обязательным.

Кроме того, ссылка в рекламе «* настоящая квитанция не является платежным документом для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги по смыслу ч. 10.3 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не является правомерной, так как не ФЗ «О рекламе» определяет относится ли этот материал к платежным документам для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за обслуживание газового оборудования.

В связи с этим, рекламная листовка не может иметь наименование - «Квитанция за обслуживание газового оборудования».

Именно это наименование рекламной листовки - «Квитанция за обслуживание газового оборудования» и отсутствие информации о том, что рекламная листовка не является платежным документом за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, в том числе за ВДГО, обязательным для оплаты и ввело потребителей в заблуждение, что подтверждается обращениями потребителей рекламы <...>

Вместе с тем, недопустимо взимание платы за услуги ТО ВДГО/ВКГО в то время как договор фактически между сторонами не заключен.

В связи с этим Комиссия установила, что реклама противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является ООО «Горгаз-Сети» (ИНН 5260481471; ОГРН 1225200000387).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Горгаз-Сети» утверждал, что распространяемые листовки ООО «Горгаз-Сети» являются публичной офертой по обслуживанию газового оборудования. Нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», по мнению Общества, отсутствуют, в связи с тем, что в квитанции отсутствуют сведения о природе работ, их составе, способе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, о наличии или об отсутствии сертификатов соответствия, сроках службы, годности. Так же, по утверждению Общества, в тексте оферты имеются разъяснения относительно того, когда надо оплачивать какие — либо денежные средства по реквизитам ООО «Горгаз-сети».

Рассмотрев доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России считает их несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Кроме того, как следует из Правил №410 (пункт 30) специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами №410 и подписанного со стороны специализированной организации.

Из материалов дела следует, что спорная листовка распространялась без приложения проекта договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

По утверждению Общества, распространенная листовка не является рекламой в виду наличия конкретного адреса, включая город, улицу, дом, квартиру, то есть, по мнению Общества, листовки являются индивидуальными. В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Горгаз-сети» сообщил, что круг лиц, имеющих возможность ознакомиться с предложениями, ограничен, поскольку листовки направляются собственникам квартир.

В свою очередь, заявитель сообщил, что не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с письмом ФАС России от 20.06.2018 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку. При этом, реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако, направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Следовательно, доводы ООО «Горгаз-Сети» о том, что распространенная листовка является предложением к заключению договора, и не является рекламой, материалами дела, а также представленными Обществом документами, не подтверждаются.

Таким образом, реклама ООО «Горгаз-Сети», распространенная в декабре 2021 года и в январе 2022 года в городе Нижнем Новгороде по адресам: <...>, противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Горгаз-сети», распространенную в февралемарте 2022 года в городе Нижнем Новгороде по адресам: <...>, поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Горгаз-сети» предписание об устранении выявленного нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

<...>

 

 

 

<...>

<...>

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

ООО "Горгаз- сети"
ИНН 5260481471, ОГРН 1225200000387