Решение №ОШ/9194/20 Решение по делу от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3-1187/2020

 

16 июня 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

<...>  – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

<...>  – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

<...>  – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

<...>  - представителя ООО «БС Энерджи» (по доверенности от 02.12.2019),

<...>  - представителя АО «Нижегородский водоканал» (по доверенности от 01.01.2019),

<...>  - представителя АО «Нижегородский водоканал» (по доверенности от 01.01.2019),

рассмотрев 16 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «БС Энерджи» на действия акционерного общества «Нижегородский водоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предоставление услуг по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009175391),

 

установила:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 05.06.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «БС Энерджи» (далее – заявитель, ООО «БС Энерджи») на действия акционерного общества «Нижегородский водоканал» (далее – заказчик, АО «Нижегородский водоканал») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предоставление услуг по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009175391) (далее – конкурс).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «Нижегородский водоканал», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «БС Энерджи», установлении методики и порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «БС Энерджи» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 16.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 11.06.2020 № ОШ/8808/20).

В свою очередь, АО «Нижегородский водоканал» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого конкурса, а также возражения на жалобу ООО «БС Энерджи».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции 2020-9704(1) исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

16.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «БС Энерджи» на действия АО «Нижегородский водоканал».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «БС Энерджи» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Нижегородский водоканал» 22.05.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009175391) извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предоставление услуг по уборке помещений и прилегающей территории.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 15.06.2020 № 97 для участия в конкурсе поступило двенадцать заявок, восемь из которых отклонены закупочной комиссией заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «Нижегородский водоканал» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Нижегородский водоканал» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 1.3.1 Положения о закупке.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 25 Документации рейтинг заявки на участие в конкурсе в электронном виде представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).

Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

Рейтинг Заявки i-го Участника определяется по формуле:

R i = БЦ i*Vц + БО i*Vо+ БП i*Vп

где V – значимость (вес) соответствующего критерия,

БЦ, БО, БП – оценка (балл) соответствующего критерия

Применяется нижеуказанная методика и критерии оценки Заявок:

1) Цена (БЦ) (без НДС, ед. изм. - руб.):

Количество баллов – рассчитывается по формуле взвешенно-бального суммирования:

(1+(Х-max(Y))/(min(Y)-max(Y))*9)

где Х - значение критерия по данному поставщику;

Y- диапазон значений критерия всех потенциальных поставщиков.

При предоставлении Участниками одинаковых значений, всем ставится по 10 баллов по данному критерию.

2) Опыт выполнения аналогичных услуг (БО):

БО = БС + БК, где

БС – Стоимостной объем оказания аналогичных услуг;

БК – Объем оказания аналогичных услуг

К оценке принимаются договоры (контракты) по предмету, аналогичному предмету договора (услуги по уборке помещений и прилегающей территории), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за период c 01.01.2017 по дату размещения извещения, где исполнитель оказывал услуги заказчику общей длительностью более 18 месяцев.

2.1) Стоимостной объем оказания аналогичных услуг (БС) (ед. изм. - балл.):

К оценке принимается один договор с самой высокой ценой договора без НДС (из представленных участником), заключенный и исполненный в вышеуказанный период:

- цена договора до 10% от НМЦ без НДС включительно – 0 баллов;

- цена договора свыше 10% до 20% от НМЦ без НДС включительно – 2 балла;

  • цена договора свыше 20% до 30% от НМЦ без НДС включительно – 4 балла;

  • цена договора свыше 30% до 40% от НМЦ без НДС включительно – 6 баллов;

- цена договора свыше 40% до 50% от НМЦ без НДС включительно – 8 баллов;

  • цена договора свыше 50% от НМЦ без НДС - 10 баллов;

  • непредставление заполненной справки, подтверждающих документов – 0 баллов.

2.2) Объем оказания аналогичных услуг (БК) (ед. изм. - балл.):

К оценке принимается один договор, предусматривающий самую большую общую площадь убираемых помещений (из представленных участником), заключенный и исполненный в указанный период:

- общая площадь убираемых помещений до 10 тыс.м2 включительно – 0 баллов;

- общая площадь убираемых помещений свыше 10 тыс. м2 до 20 тыс. м2 включительно – 2 балла;

- общая площадь убираемых помещений свыше 20 тыс. м2 до 30 тыс. м2 включительно – 4 балла;

- общая площадь убираемых помещений свыше 30 тыс. м2 до 40 тыс. м2 включительно – 6 баллов;

- общая площадь убираемых помещений свыше 40 тыс. м2 до 50 тыс. м2 включительно – 8 баллов;

- общая площадь убираемых помещений свыше 50 тыс. м2 - 10 баллов;

- непредставление заполненной справки, подтверждающих документов – 0 баллов

3) Наличие у персонала, привлекаемого к оказанию услуг по договору, постоянной/временной регистрации в г. Нижнем Новгороде или Нижегородской области (БП) (ед. изм. - балл.):

Данные берутся на основании предоставленного информационного письма в свободной форме, подтверждающего, что все работники, которые будут оказывать услуги по договору, имеют постоянную/временную регистрацию в г. Нижнем Новгороде или Нижегородской области (да – 10 баллов; нет – 0 баллов; непредставление документа – 0 баллов).

Проанализировав критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по оказанию услуг, аналогичных предмету договора (услуги по уборке помещений и прилегающей территории) по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принцип отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются – публичных или частных. А подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного оказания услуги по уборке помещений и прилегающей территории не для государственных или муниципальных нужд, закупочная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «БС Энерджи» обоснованной.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

      1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «БС Энерджи» на действия акционерного общества «Нижегородский водоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предоставление услуг по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009175391) признать обоснованной.

2. Признать акционерное общество «Нижегородский водоканал» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

      1. Выдать акционерному обществу «Нижегородский водоканал» обязательное для исполнения предписание.

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

2020-11219(1)

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Нижегородский водоканал"
ИНН 5257086827, ОГРН 1065257065268
ООО "БС Энерджи"
ИНН 1657135920, ОГРН 1131690082050