Решение №ОШ/6157/20 Решение по жалобе от 30 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по жалобе

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3.2-791/2020

 

27 апреля 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

- <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

- <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

- <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

- <...> – представителя ООО «Юникон-ЗСК» (по доверенности от 27.01.2020),

- <...> – представителя ООО «Газпроект-ДКР» (по доверенности от 24.04.2020),

- <...> – представителя АО «Теплоэнерго» (по доверенности от 13.01.2020),

рассмотрев 27 апреля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юникон-ЗСК» на действия акционерного общества «Теплоэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008923060),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 20.04.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Юникон-ЗСК» (далее – заявитель, ООО «Юникон-ЗСК») на действия акционерного общества «Теплоэнерго» (далее – заказчик, АО «Теплоэнерго») при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008923060) (далее – запрос предложений).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «Теплоэнерго», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Юникон-ЗСК», пересмотре итогов запроса предложений и необоснованном отклонении заявки общества.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Юникон-ЗСК» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 27.04.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 21.04.2020 № ОШ/5487/20).

В свою очередь, АО «Теплоэнерго» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО «Юникон-ЗСК».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

27.04.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Юникон-ЗСК» на действия АО «Теплоэнерго».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Юникон-ЗСК» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Теплоэнерго» 26.02.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32008923060) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго».

Согласно извещению о проведении запроса предложений:

- дата начала срока подачи заявок – 26 февраля 2020 года;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 12 марта 2020 года в 16:00 (время московское).

Из протокола № 067-3/20-ЭЗП подведения итогов закупки от 26.03.2020, размещенного в Единой информационной системе 28.03.2020, следует, что все три участника, подавшие заявки на участие в запросе предложений: ООО «НПО «Октанта», ООО «Юникон-ЗСК» и ООО «Газпроект-ДКР» допущены к участию в закупке, победителем запроса предложений признано ООО «НПО «Октанта».

Из протокола № 067-4/20-ЭЗП повторного рассмотрения заявок и подведения итогов закупки от 17.04.2020,размещенного заказчиком в Единой информационной системе 17.04.2020, следует, что заявки ООО «НПО «Октанта» и ООО «Юникон-ЗСК» не соответствуют требованиям закупочной документации, закупка признана несостоявшейся ввиду допуска к участию в ней только одного участника – ООО «Газпроект-ДКР».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «Теплоэнерго» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Теплоэнерго» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 1 статьи 77 Положения общий срок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений (заявок на участие в закупке) не может превышать 10 рабочих дней со дня начала рассмотрения заявок. При этом процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений должна начаться на следующий рабочий день после дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Таким образом, заказчиком нарушено положение части 1 статьи 77 Положения, что выразилось в оценке заявок и подведении итогов запроса котировок за пределами установленного для этого срока.

Довод заказчика о том, что закупка не завершилась после размещения протокола № 067-3-20-ЭЗП, поскольку далее следовал этап заключения договора, отклоняется Комиссией антимонопольного органа ввиду следующего.

Согласно пункту 11.1 документации оценка заявок осуществляется на последнем этапе закупки в целях выявления лучших условий исполнения договора в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 11.7 документации на последнем этапе проведения закупки комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки участников закупки, в том числе документы, предоставленные участниками закупки на последнем этапе, и вправе отклонить заявки участников закупки, по основаниям, предусмотренным документацией о закупке.

Таким образом, рассмотрение и оценка заявок является последним этапом закупки, на котором возможно отклонение заявок.

Вместе с тем заказчиком в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, указывающих на причины того, почему при первом рассмотрении поступивших заявок закупочная комиссия не установила несоответствие заявок ООО «Юникон-ЗСК» и ООО «НПО «Октанта» требованиям закупочной документации, а, напротив, допустила данных участников к участию в запросе предложений и признала последнего победителем закупки.

Отмена итогов закупочной процедуры и повторная оценка заявок в отсутствие к тому каких-либо установленных оснований могли привести к злоупотреблению своими правами со стороны заказчика и нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Юникон-ЗСК» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу и необходимости выдачи АО «Теплоэнерго» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений, а именно об аннулировании запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго».

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юникон-ЗСК» на действия акционерного общества «Теплоэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008923060) признать обоснованной.

2. Признать акционерное общество «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать акционерному обществу «Теплоэнерго» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение допущенных нарушений, а именно об аннулировании запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 067/20-ЭЗП на право заключения договора на выполнение работ по внутритрубной диагностике магистральных сетей для нужд АО «Теплоэнерго».

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-7443(1)

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Юникон-ЗСК"
ИНН 7720367580, ОГРН 1177746068972
АО "Теплоэнерго"
ИНН 5257087027, ОГРН 1065257065500